Цели и задачи урока: обобщить и закрепить знания, полученные в течение учебного года; развивать творческое мышление, воображение; формировать навыки сотрудничества; воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
Оборудование: в кабинете оформить выставку лучших работ учащихся, выполненных в течение учебного года; приготовить мультимедиа - презентацию для интеллектуальной игры, сдвинуть парты для работы в группах; для участия групп в интеллектуальной игре подготовить карточки с номерами 1, 2, 3, 4, 5; подготовить листы с заданиями итогового теста.
I. Организационный момент (1 минута)
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
II. Вступительное слово учителя (4 минуты)
Дорогие друзья! Сегодня у нас заключительный урок изобразительного искусства в шестом классе. В этом учебном году мы с вами узнали много нового, интересного, многому научились. Об этом говорят ваши работы, представленные на выставке.
Мир художественного произведения организован волей художника. Но он всегда обращён к чувству и к разуму зрителя. Произведение – это всегда диалог между художником и зрителем. Идеи художественного произведения живут во времени. Художник помогает зрителю видеть мир. Общение с искусством – это творчество, которое позволяет открывать в себе самом новые чувства и мысли, способность понимать окружающих людей, проникать в строй души предшествующих нам поколений.
Сегодня на уроке мы окунёмся в прекрасный и удивительный мир изобразительного искусства, обобщим и проверим имеющиеся у нас знания, приобретём навыки и умения сотрудничества, наметим пути дальнейшего развития.
Учитель делит класс на группы – команды для участия в интеллектуальной игре. Можно делить следующим образом: вызвать к доске четверых учеников – лидеров (если надо получить 4 команды) , они будут капитанами команд, предложить каждому из них позвать в свою команду ещё ученика; эти учащиеся приглашают к себе в команду ещё игрока и так далее, пока все ученики не будут распределены по командам. Оставшийся “лишний” ученик становится помощником учителя, ведёт подсчёт баллов на классной доске. Команды занимают свои рабочие столы, получают карточки с номерами ответов 1, 2, 3, 4, 5, придумывают названия команд. На экране слайд 1 – заставка.
III. Интеллектуальная игра по изобразительному искусству “Искусство в жизни человека” (25 минут) .
Слайд 2. Познакомьтесь с правилами игры:
- Команды внимательно слушают задание, внимательно смотрят на экран.
- Быстро поднимают карточку с правильным ответом, отвечает команда, первая поднявшая руку.
- За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл.
- В игре побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
- Желаем удачи!
Учитель ведёт игру, команды работают и предлагают правильные ответы, ведётся подсчёт баллов. Этот материал изучался в течение учебного. Игру надо вести в быстром темпе, чтобы создать атмосферу состязаний.
Слайд 3:
- В.М.Сидоров “Ясный день осени”.
- А.В.Кокорин “Андерсен”.
- Памятник Ивану Сусанину в Костроме.
- Церковь Покрова на Нерли во Владимирской области.
- Скань “Тройка”, Красносельский ювелирный завод.
Перед нами виды изобразительного искусства.
- В каком виде изобразительного искусства изображение выполняется с помощью линий, пятен, светотени? (Графика - 2)
- В каком виде изобразительного искусства изображение выполняется с помощью красок? (Живопись - 1)
- Искусство строить, возводить здания, сооружения – это ... (Архитектура - 4)
- Объёмное изображение, выполненное из твёрдых или пластичных материалов – это ...(Скульптура - 3)
- ДПИ – это ... (Декоративно – прикладное искусство - художественное выполнение и украшение предметов быта - 5) .
Слайд 4: Названия произведений архитектуры
команды озвучивают после ответа и за это
получают ещё баллы!
Перед вами шедевры архитектуры.
Какое произведение находится в Санкт- Петербурге? (Казанский кафедральный собор)
Слайд 5: Названия произведений
архитектуры команды озвучивают после ответа и за
это получают ещё баллы!
Перед вами произведения архитектуры. Какой шедевр архитектуры находится в Костроме? (Пожарная каланча в Костроме на Сусанинской площади)
Слайд 6: Названия произведений архитектуры
команды озвучивают после ответа и за это
получают ещё баллы!
Пожарная каланча.
Какой шедевр архитектуры стоит на берегах Невы?
(Зимний дворец) .
Слайд 7: Названия скульптур команды
озвучивают после ответа и за это получают ещё
баллы!
Какой памятник стоит в Костроме? (Памятник Юрию Долгорукому)
Слайд 8: Какие жанры изобразительного искусства представлены на этом слайде? Знакомы ли вам эти произведения?
- Портрет – О.Ренуар “Портрет Жанны Самари”.
- Анималистический жанр - А.Дюрер “Заяц”.
- Натюрморт - И.Е.Репин “Цветы”.
- Бытовой жанр – Ф.П.Решетников “Опять двойка”.
- Пейзаж - И.И.Шишкин “Рожь”.
Слайд 9: На слайде представлены картины
великого портретиста России. Назовите его имя и
названия картин. (Это Валентин Александрович
Серов)
Слайд 10: На слайде представлены картины
мастера русского натюрморта. Назовите его имя и
названия картин. (Владимир Фёдорович Стожаров)
Слайд 11: На слайде представлены картины
великого пейзажиста России. Назовите его имя и
названия картин. (Исаак Ильич Левитан)
Слайд 12: На слайде представлены картины
великого мариниста России. Назовите его имя и
названия картин. (Иван Константинович
Айвазовский)
Слайд 13: В каком ряду перечислены только ТЁПЛЫЕ ЦВЕТА?
- красный, синий, оранжевый;
- лимонный, зелёно-голубой, малиновый;
- умбра, охра, коричневый;
- желтый, охра, фиолетовый.
Слайд 14: Найди ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА
- фиолетовый, зелено-голубой, умбра;
- ультрамарин, фиолетовый, сине-зеленый;
- темно-зеленый, лимонный, малиновый;
- ультрамарин, охра, бордовый.
Слайд 15: МАРИНИСТИЧЕСКИЙ пейзаж – это…
- изображение лугов и полей;
- изображение моря;
- изображение лесной поляны;
- изображение морских животных.
Слайд 16: Колорит – это ...
- уникальный отпечаток;
- расплывчатый рисунок;
- резкая разница;
- особое сочетание красок.
Слайд 17: Пейзаж – это ... (Изображение природы) .
Слайд 18: Контраст – это ... (Резкая разница например между тёплыми и холодными, между светом и тенью) .
Слайд 19: Перспектива – это ... (Изображение пространства) .
Слайд 20: Правила линейной перспективы ... (предметы по мере удаления становятся меньше; линии, уходящие вдаль, сходятся на линии горизонта в точке схода) .
Слайд 21: Правила воздушной перспективы ... (По мере удаления цвет и тон предметов меняют свою насыщенность, контрастность, светлеют. Контуры предметов становятся менее чёткими, смягчаются и постепенно сливаются в единое целое. По мере удаления окутанная воздухом даль голубеет, тёплые цвета уступают место холодным) .
Слайд 22. В какой из этих картин впервые была показана воздушная перспектива? Назовите имена мастеров и названия шедевров.
- И.И.Шишкин “Рожь”
- А.К.Саврасов “Грачи прилетели”
- Леонардо да Винчи “Мона Лиза”
- И.К.Айвазовский “Девятый вал”
Слайд 23. Французские художники конца 19 века - это … (Импрессионисты. На слайде картина Клода Моне “Жанна – Маргарита Лекард в саду)
Слайд 24. “impression” - по-французски это … (Впечатление)
Слайд 25. Пуантилизм – это ... (Манера точечного письма)
Слайд 26. “Сфумато” - это ... (Дымка, между зрителем и изображенным предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии)
Слайд 27. Какую картину Левитан писал в 20 км от п.Красное – на - Волге? Названия картин команды озвучивают после ответа и за это получают ещё баллы!
- Плёс после дождя.
- Осенний день. Сокольники.
- Золотая осень. Слободк.
- Владимирка.
Слайд 28. К какой картине Левитан приложил руку его друг Николай Чехов? Названия картин команды озвучивают после ответа и за это получают ещё баллы!
- Осенний день. Сокольники. (Николай Чехов, брат Антона Павловича Чехова, нарисовал женскую фигуру в картине Левитана)
- Весна. Большая вода.
- Март.
- Золотая осень.
Слайд 29. Автор какой картины НЕ Исаак Левитан?
Названия картин команды озвучивают после ответа
и за это получают ещё баллы!
И.И.Левитан “Сумерки. Стога”.
Слайд 30. Автором какой картины НЕ является
Иван Шишкин? Названия картин команды озвучивают
после ответа и за это получают ещё баллы!
И.И.Шишкин “Рожь”.
Слайд 31. Какое произведение НЕ является
автопортретом? Названия картин команды
озвучивают после ответа и за это получают ещё
баллы!
В.А.Серов “Девочка с персиками”.
Слайд 32. Подсчитаем баллы... подведём итоги интеллектуальной игры.
Слайд 33. Спасибо за внимание!
IV. Итоговое тестирование (13 минут)
Дорогие друзья, вы стали участниками интеллектуальной игры, в которой состязались и сотрудничали в командном первенстве.
Теперь вам предстоит проверить свои знания, приобретённые на уроках изобразительного искусства в 6 классе по теме “Искусство в жизни человека”, и индивидуально выполнить итоговую тестовую работу.
Итоговая тестовая работа за курс 6 класса
Часть 1. Выбери один правильный ответ
А1. Графическим материалом НЕ является:
1) уголь; 2) пастель; 3) шариковая ручка; 4) соус; 5) сангина; 6) темпера; 7) карандаш; 8) мелки.
А2. Живописным материалом НЕ является:
1) акварель; 2) гуашь; 3) фломастер; 4) масло; 5) темпера.
А3. К основным цветам относится:
1) жёлтый; 2) фиолетовый; 3) зелёный; 4) оранжевый.
А4. К составным цветам относится:
1) синий; 2) красный; 3) жёлтый; 4) оранжевый.
А5. Какой цвет НЕ относится к основным цветам радуги?
1) оранжевый; 2) зелёный; 3) фиолетовый; 4) розовый.
А6. Как называется самый молодой художественный материал?
1) уголь; 2) кисть; 3) фломастер; 4) карандаш.
А7. Юмористическое изображение с соблюдением портретного сходства
1) набросок; 2) эскиз; 3) шарж; 4) зарисовка.
А8. Гравюрой НЕ является:
1) эстамп; 2) ксилография; 3) граттаж; 4) офорт; 5) этюд.
А9. Какого периода НЕ было в искусстве Возрождения:
1) раннего; 2) развитого; 3) высокого; 4) позднего.
А10. Ахроматическим цветом НЕ является:
1) охра; 2) серый; 3) белый; 4) чёрный;
Часть 2
В1. Зная основные тоновые градации, впиши слова в клеточки.
1) Она бывает собственной и падающей.
2) Отражение на предмете.
3) Светлое пятно, отражённый свет, светлая точка на тёмном предмете.
4) Постепенный переход от света к тени.
5) Наиболее освещённая часть предмета.
В2. Из предложенного списка выбери название картины и впиши в таблицу напротив фамилии художника, её написавшего:
Февральская лазурь, Охота в лесу, Над вечным покоем, Панорама Санкт-Петербурга, Грачи прилетели, Мадонна Литта, Московский дворик, Охотники на снегу, Море в Сент-Мари, Ночь на Днепре.
Художник | Картина |
Питер Брейгель Старший | |
Леонардо да Винчи | |
Паоло Учелло | |
Алексей Саврасов | |
Василий Поленов | |
Исаак Левитан | |
Архип Куинджи | |
Алексей Зубов | |
Игорь Грабарь | |
Винсент Ван Гог |
Часть 3
С1. Напиши фамилию своего любимого художника и названия его произведений. Что привлекает тебя в творчестве этого художника?
Ответы к итоговому тесту
Часть 1.
А 1 | А 2 | А 3 | А 4 | А 5 | А 6 | А 7 | А 8 | А 9 | А 10 |
Часть 2.
В 1.
1 – тень
2 – рефлекс
3 – блик
4 - полутень
5 – свет
В 2.
Художник | Картина |
Питер Брейгель Старший | Охотники на снегу |
Леонардо да Винчи | Мадонна Литта |
Паоло Учелло | Охота в лесу |
Алексей Саврасов | Грачи прилетели |
Василий Поленов | Московский дворик |
Исаак Левитан | Над вечным покоем |
Архип Куинджи | Ночь на Днепре |
Алексей Зубов | Панорама Санкт-Петербурга |
Игорь Грабарь | Февральская лазурь |
Винсент Ван Гог | Море в Сент-Мари |
V. Итоговая часть урока (2 минуты)
Подведение итогов урока, уборка рабочих мест.
Летнее задание:
- d каникулы рисовать по желанию;
- посещать музеи и выставки;
- подготовить сообщение о понравившихся экспозициях и экспонатах.