Тип урока: урок изучения нового материала.
Место урока в теме: Размножение.
Данный урок является первым в теме:
“Размножение”. В последующем, знания,
полученные на этом уроке, помогут сравнивать
различные способы размножения. Этот запас знаний
позволит обучающимся выйти на уровень обобщения
особенностей жизнедеятельности организмов.
Предлагаемый план урока ориентирован на
содержание программы и учебника Н.И. Сонина
“Биология 6 класс. Живой организм”.
Цель урока: изучение основных особенностей форм бесполого размножения организмов.
Задачи:
- иметь представление о разнообразии способов размножения организмов;
- понимать биологическое значение бесполого размножения организмов;
- знать особенности бесполого размножения организмов;
- отработать навыки размножения комнатных растений вегетативными органами;
- организовать самоконтроль полноты и правильности полученных знаний и способов действия, а также самооценку своей работы на уроке;
- продолжить формировать умения: применять свои знания на практике;
- использовать различные источники информации в процессе поиска решений;
- воспитывать бережное отношение к растительному миру планеты;
- продолжить формировать умения: слушать собеседника, работать самостоятельно и в группе; развивать память, пространственное мышление и логику;
- воспитывать культуру общения;
- способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как ценностной характеристики современного человека;
- формировать интерес к предмету;
- снять напряжение на уроке.
Планируемые результаты.
Учащиеся должны знать:
биологическое значение размножение организмов;
особенности бесполого размножения.
Учащиеся должны уметь:
размножать комнатные растения вегетативными органами;
работать в программах Microsoft Office.
Предварительная подготовка.
- Создать презентацию для использования на разных этапах урока.
- Изучить Интернет-ресурсы (http://school-collection.edu.ru/ ; “Биология. Живой организм”, 6 класс, Сонин Н.И.)
- Приготовить раздаточные материалы для самостоятельной работы, таблицы и для практической работы. (инструкция; комнатные растения; стаканчики с водой, горшочки с почвой, резиновые перчатки).
Ожидаемые результаты урока.
- Обучающиеся должны усвоить понятие “бесполое размножение”.
- Повышенная активность деятельности обучающихся.
- Развитие навыков анализа, осмысления проблемы.
- Самостоятельный поиск обучающимися решения поставленной задачи.
Основные понятия и термины урока. Размножение, бесполое размножение, вегетативные органы, деление клетки, спорообразование, споры, почкование, половое размножение, фрагментация, вегетативное размножение.
Средства.
Методы:
1) по источнику передачи информации: словесные,
наглядные (ИКТ, ЦОР, ЭОР);
2) по степени самостоятельности мышления
учащихся: частично - поисковые, репродуктивный;
3) по стимуляции интереса к обучению: создание
проблемной ситуации, акцентирование внимания на
практической значимости получаемых знаний;
4) методы контроля - самоконтроль.
Приемы:
Эвристическая беседа, создание проблемной
ситуации, организация групповой работы.
Методы и приемы выбраны обоснованно в
соответствии с целями урока и возможностями
обучающихся.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: учебник Н. И. Сонина. “Биология. Живой организм 6 класс”; комнатные растения; компьютерная презентация; компьютер; мультимедийный проектор; экран; макбуки; горшки с землей, стаканы с водой, резиновые перчатки; тесты; дидактические разработки; интернет-ресурсы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Сегодня мы будем вести записи на маршрутных листах. Для этого подпишите их в правом верхнем углу.
Ученики: подписывают свою Ф.И.
2. Стадия вызова. (Звучит лирическая музыка)
(Слайд 1. Презентация)
Учитель: У вас на листах под цифрами записаны вопросы-загадки. Ответив на них, вы сформулируете тему нескольких уроков.
1. Мы приходим в мир, чтобы постигнуть красоту. Красота - это радость нашей жизни. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе и распустившийся куст сирени - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную, разнообразную музыку жизни. Какой биологический процесс является основой всей жизни на Земле?
2. “Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время”.
3. Этот процесс – один из самых сложных в жизни организмов.
4. Благодаря этому – каждое растение или животное оставляет после себя потомство, и этот процесс повторяется снова и снова.
5. Какой же процесс присущ всем живым организмам и создает бессмертие вида?
6. Нарушение какого процесса приводит к вымиранию видов растений и животных?
7. Определите механизм, обеспечивающий непрерывность существования и увеличения общей численности особей разных видов.
8. Воспроизведение себе подобных.
(Слайд 2)
Ответ: размножение.
Учитель: На листах записываем тему “Размножение”.
Ученики: записывают тему на листах.
Учитель: Используя материал Интернет-ресурсов, ответьте самостоятельно на вопросы: Что такое размножение, какие бывают виды размножения? И заполните схему на листах.
Ученики: Используя макбуки и Интернет-ресурсы, просматривают анимацию “Размножение”, отвечают на вопросы и заполняют схему на листах. – проверка на слайде. (Слайд 3)
3. Стадия осмысления.
Учитель: Существует огромное многообразие форм и способов размножения, но на данном уроке будет подробно рассмотрено только бесполое размножение. Итак, тема урока “Бесполое размножение”. Запишите на листах. (Слайд 4)
Ученики записывают тему урока на листах.
Учитель: Исходя из темы урока, сформулируйте цель. (Слайд 5)
Ученики называют.
Учитель: Чтобы достигнуть цель урока, какие задачи нужно поставить?
Ученики называют.
Учитель: При изучении нового материала мы будем заполнять таблицу (Слайд 6) “Формы бесполого размножения”.
Задание: Используя макбуки и Интернет-ресурсы, просмотреть анимацию “Процесс деления у эвглены зеленой” и заполнить вторую графу таблицы (особенности). Время – 2 мин. (Слайд 7)
Ученики просматривают, записывают, отвечают устно.
Учитель: Задание: Используя макбуки и Интернет-ресурсы, просмотреть анимацию “Почкование – форма бесполого размножения” и заполнить вторую графу таблицы (особенности). Время – 2 мин. (Слайд 8)
Ученики просматривают, записывают, отвечают устно.
Учитель: Третья форма бесполого размножения – спорообразование. (Слайд 9)
Задание: Запишите организмы по материалу слайда. Время – 30 сек.
Ученики записывают, отвечают устно.
Учитель: Четвертая форма бесполого размножения – фрагментация. (Слайд 10)
Задание: используя материал учебника на странице 128 последний абзац, заполнить таблицу. Время – 2 мин.
Ученики записывают, отвечают устно.
Учитель: Пятая форма бесполого размножения – вегетативное размножение. (Слайд 11) Способов вегетативного размножения много, с некоторыми из них вы сегодня познакомитесь, и, надеюсь, в будущем будете использовать их у себя в огороде, в саду или на пришкольном участке.
Задание: дописать вторую графу по материалу слайда.
Ученики записывают, отвечают устно.
Учитель: (слайд 12) Теперь переходим к практической части.
Инструктивная карточка.
Практическая работа
“Вегетативное размножение комнатных растений”
Цель: освоить способы действия при вегетативном размножении комнатных растений.
Оборудование: горшок с землей, стакан с водой, резиновые перчатки.
Ход работы
1. Наденьте резиновые перчатки.
2. Сделайте в почве углубление
3. Поместите часть растения в почву.
4. Присыпьте землей.
5. Аккуратно полейте.
6. Оформите протокол опыта
7. Сделайте вывод. (заполните таблицу)
Ученики: выполняют практическую часть, записывают, отвечают устно.
Учитель: Назовите особенности характерные для бесполого размножения. (Слайд 13)
1) При бесполом размножении принимает участие только одна особь.
2) Дочерние организмы, возникающие из материнского, являются точной его копией.
3) Преимущество – быстрое увеличение численности.
Задание: на листах допишите недостающее.
Ученики записывают, отвечают устно.
Физкультминутка для глаз. (Слайд 14)
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 5), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
Закрепление. (Слайд 15)
Задание: Используя макбуки и Интернет-ресурсы,решить тест по теме “Бесполое размножение”. Вариант 1. Записать на листах % правильных ответов и определить отметку.
4. Рефлексия.
Учитель: Позвольте вам напомнить то, с чего мы начали наш урок. (читает ученик вопрос-загадку с номером 1) Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе и распустившийся куст сирени - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную, разнообразную музыку жизни.
Учитель: Пусть эти слова, которые прозвучали в начале нашего урока, как и сам урок, помогут вам выполнить творческое задание - написать синквейн. Правила написания синквейна вы уже знаете. Ключевое слово синквейна - размножение.
Учитель: Итак, я вижу, синквейны, готовы. Пожалуйста, прочитайте их.
Учитель: Спасибо вам за такие замечательные произведения! (Слайд 16)
Учитель: И в заключение позвольте подарить вам синквейн, посвященный нашему уроку:
Размножение.
В нем источник бессмертия и света.
Радуюсь, люблю, живу!
Будь же весел, живой!
Мирозданье бесконечно.
Учитель: Достигнуты ли цели и задачи урока? Давайте их вспомним. (Слайд 17)
Ученики отвечают устно.
5. Информация о домашнем задании: пар. 18; клонирование – что это такое; вид размножения; примеры (презентации, сообщения, интересные факты и т.д.).
Еще раз - большое спасибо за работу.
Резерв
Тест “Бесполое размножение”
Задание: выберите правильный ответ.
1. Основными формами размножения организмов являются:
- половое и бесполое
- вегетативное
- спорообразование
- деление клетки.
2. Характерные черты бесполого размножения:
- в размножении участвует только одна родительская особь
- в размножении участвует две родительские особи
- образуются половые клетки
- медленное учеличение численности.
3. Почкование — это:
- половой способ размножения
- бесполый способ размножения
- вегетативный способ размножения.
4. Вегетативное размножение — это:
- половое размножение
- размножение спорами
- размножение вегетативными органами растений.
5. Какой тип размножения изображен на рисунке:
- почкование
- деление клетки
- спорообразование
- черенкование.
6. Какой тип размножения изображен на рисунке:
- клубнями
- черенками
- отводками
- усами.
Ф.И.__________________________________
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ответы |
Ответы на тест:
1 – 1
2 – 1
3 – 2
4 – 3
5 – 2
6 – 4
Критерии отметок:
“5” - 6 баллов
“4” - 5 баллов
“3” - 4 – 3 балла
“2” - менее 3 баллов.
Использованная литература:
- Биология. 11-й класс. Тематическое тестовые задания для подготовки к ЕГЭ./авт.-сост. А.В.Пименов. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 128 с.: ил. – (Единый государственный экзамен)
- ГИА-2012: Экзамен в новой форме: Биология: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. В.С.Рохлов, Г.И.Лернер, А.В.Теремов, С.Б.Трофимов. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 94 с.: ил. – (Федеральный институт педагогических измерений).
- Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: базовый, повышенный, высокий уровни. 10 – 11 классы. Издание 3-е, дополненное: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 368 с. – (Готовимся к ЕГЭ)
- Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6–11 классы. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 138 с.
- Сонин, Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина “Биология. Живой организм” / Н.И.Сонин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 80 с.
- Сонин, Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учеб для общеобразоват. учреждений / Н.И.Сонин. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 174 с.: ил.
- Шустанова Т.А. Биология: практический курс подготовки к ЕГЭ / Т.А.Шустанова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 287 с. – (ЕГЭ – это очень просто!).
Интернет-ресурсы:
- https://urok.1sept.ru/biology/
- http://school-collection.edu.ru/; “Биология. Живой организм”, 6 класс, Сонин Н.И.