Урок по теме "Бесполое размножение". 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Тип урока: урок изучения нового материала.

Место урока в теме: Размножение.

Данный урок является первым в теме: “Размножение”. В последующем, знания, полученные на этом уроке, помогут сравнивать различные способы размножения. Этот запас знаний позволит обучающимся выйти на уровень обобщения особенностей жизнедеятельности организмов.
Предлагаемый план урока ориентирован на содержание программы и учебника Н.И. Сонина “Биология 6 класс. Живой организм”.

Цель урока: изучение основных особенностей форм бесполого размножения организмов.

Задачи:

- иметь представление о разнообразии способов размножения организмов;

- понимать биологическое значение бесполого размножения организмов;

- знать особенности бесполого размножения организмов;

- отработать навыки размножения комнатных растений вегетативными органами;

- организовать самоконтроль полноты и правильности полученных знаний и способов действия, а также самооценку своей работы на уроке;

- продолжить формировать умения: применять свои знания на практике;

- использовать различные источники информации в процессе поиска решений;

- воспитывать бережное отношение к растительному миру планеты;

- продолжить формировать умения: слушать собеседника, работать самостоятельно и в группе; развивать память, пространственное мышление и логику;

- воспитывать культуру общения;

- способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как ценностной характеристики современного человека;

- формировать интерес к предмету;

- снять напряжение на уроке.

Планируемые результаты.

Учащиеся должны знать:

биологическое значение размножение организмов;

особенности бесполого размножения.

Учащиеся должны уметь:

размножать комнатные растения вегетативными органами;

работать в программах Microsoft Office.

Предварительная подготовка.

  • Создать презентацию для использования на разных этапах урока.
  • Изучить Интернет-ресурсы (http://school-collection.edu.ru/ ; “Биология. Живой организм”, 6 класс, Сонин Н.И.)
  • Приготовить раздаточные материалы для самостоятельной работы, таблицы и для практической работы. (инструкция; комнатные растения; стаканчики с водой, горшочки с почвой, резиновые перчатки).

Ожидаемые результаты урока.

  • Обучающиеся должны усвоить понятие “бесполое размножение”.
  • Повышенная активность деятельности обучающихся.
  • Развитие навыков анализа, осмысления проблемы.
  • Самостоятельный поиск обучающимися решения поставленной задачи.

Основные понятия и термины урока. Размножение, бесполое размножение, вегетативные органы, деление клетки, спорообразование, споры, почкование, половое размножение, фрагментация, вегетативное размножение.

Средства.

Методы:

1) по источнику передачи информации: словесные, наглядные (ИКТ, ЦОР, ЭОР);
2) по степени самостоятельности мышления учащихся: частично - поисковые, репродуктивный;
3) по стимуляции интереса к обучению: создание проблемной ситуации, акцентирование внимания на практической значимости получаемых знаний;
4) методы контроля - самоконтроль.

Приемы:

Эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, организация групповой работы.
Методы и приемы выбраны обоснованно в соответствии с целями урока и возможностями обучающихся.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: учебник Н. И. Сонина. “Биология. Живой организм 6 класс”; комнатные растения; компьютерная презентация; компьютер; мультимедийный проектор; экран; макбуки; горшки с землей, стаканы с водой, резиновые перчатки; тесты; дидактические разработки; интернет-ресурсы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня мы будем вести записи на маршрутных листах. Для этого подпишите их в правом верхнем углу.

Ученики: подписывают свою Ф.И.

2. Стадия вызова. (Звучит лирическая музыка)

(Слайд 1. Презентация)

Учитель: У вас на листах под цифрами записаны вопросы-загадки. Ответив на них, вы сформулируете тему нескольких уроков.

1. Мы приходим в мир, чтобы постигнуть красоту. Красота - это радость нашей жизни. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе и распустившийся куст сирени - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную, разнообразную музыку жизни. Какой биологический процесс является основой всей жизни на Земле?

2. “Это процесс, с помощью  которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время”.

3. Этот процесс – один из самых сложных в жизни организмов.

4. Благодаря этому – каждое растение или животное оставляет после себя потомство, и этот процесс повторяется снова и снова.

5. Какой же процесс присущ всем живым организмам и создает бессмертие вида?

6. Нарушение какого процесса приводит к вымиранию видов растений и животных?

7. Определите механизм, обеспечивающий непрерывность существования и увеличения общей численности особей разных видов.

8. Воспроизведение себе подобных.

(Слайд 2)

Ответ: размножение.

Учитель: На листах записываем тему “Размножение”.

Ученики: записывают тему на листах.

Учитель: Используя материал Интернет-ресурсов, ответьте самостоятельно на вопросы: Что такое размножение, какие бывают виды размножения? И заполните схему на листах.

Ученики: Используя макбуки и Интернет-ресурсы, просматривают анимацию “Размножение”, отвечают на вопросы и заполняют схему на листах. – проверка на слайде. (Слайд 3)

3. Стадия осмысления.

Учитель: Существует огромное многообразие форм и способов размножения, но на данном уроке будет подробно рассмотрено только бесполое размножение. Итак, тема урока “Бесполое размножение”. Запишите на листах. (Слайд 4)

Ученики записывают тему урока на листах.

Учитель: Исходя из темы урока, сформулируйте цель. (Слайд 5)

Ученики называют.

Учитель: Чтобы достигнуть цель урока, какие задачи нужно поставить?

Ученики называют.

Учитель: При изучении нового материала мы будем заполнять таблицу (Слайд 6) “Формы бесполого размножения”.

Задание: Используя макбуки и Интернет-ресурсы, просмотреть анимацию “Процесс деления у эвглены зеленой” и заполнить вторую графу таблицы (особенности). Время – 2 мин. (Слайд 7)

Ученики просматривают, записывают, отвечают устно.

Учитель: Задание: Используя макбуки и Интернет-ресурсы, просмотреть анимацию “Почкование – форма бесполого размножения” и заполнить вторую графу таблицы (особенности). Время – 2 мин. (Слайд 8)

Ученики просматривают, записывают, отвечают устно.

Учитель: Третья форма бесполого размножения – спорообразование. (Слайд 9)

Задание: Запишите организмы по материалу слайда. Время – 30 сек.

Ученики записывают, отвечают устно.

Учитель: Четвертая форма бесполого размножения – фрагментация. (Слайд 10)

Задание: используя материал учебника на странице 128 последний абзац, заполнить таблицу. Время – 2 мин.

Ученики записывают, отвечают устно.

Учитель: Пятая форма бесполого размножения – вегетативное размножение. (Слайд 11) Способов вегетативного размножения много, с некоторыми из них вы сегодня познакомитесь, и, надеюсь, в будущем будете использовать их у себя в огороде, в саду или на пришкольном участке.

Задание: дописать вторую графу по материалу слайда.

Ученики записывают, отвечают устно.

Учитель: (слайд 12) Теперь переходим к практической части.

Инструктивная карточка.

Практическая работа

“Вегетативное размножение комнатных растений”

Цель: освоить способы действия при вегетативном размножении комнатных растений.

Оборудование: горшок с землей, стакан с водой, резиновые перчатки.

Ход работы

1. Наденьте резиновые перчатки.

2. Сделайте в почве углубление

3. Поместите часть растения в почву.

4. Присыпьте землей.

5. Аккуратно полейте.

6. Оформите протокол опыта

7. Сделайте вывод. (заполните таблицу)

Ученики: выполняют практическую часть, записывают, отвечают устно.

Учитель: Назовите особенности характерные для бесполого размножения. (Слайд 13)

1) При бесполом размножении принимает участие только одна особь.

2) Дочерние организмы, возникающие из материнского, являются точной его копией.

3) Преимущество – быстрое увеличение численности.

Задание: на листах допишите недостающее.

Ученики записывают, отвечают устно.

Физкультминутка для глаз. (Слайд 14)

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 5), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

Закрепление. (Слайд 15)

Задание: Используя макбуки и Интернет-ресурсы,решить тест по теме “Бесполое размножение”. Вариант 1. Записать на листах % правильных ответов и определить отметку.

4. Рефлексия.

Учитель: Позвольте вам напомнить то, с чего мы начали наш урок. (читает ученик вопрос-загадку с номером 1) Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе и распустившийся куст сирени - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную, разнообразную музыку жизни.

Учитель: Пусть эти слова, которые прозвучали в начале нашего урока, как и сам урок, помогут вам выполнить творческое задание - написать синквейн. Правила написания синквейна вы уже знаете. Ключевое слово синквейна - размножение.

Учитель: Итак, я вижу, синквейны, готовы. Пожалуйста, прочитайте их.

Учитель: Спасибо вам за такие замечательные произведения! (Слайд 16)

Учитель: И в заключение позвольте подарить вам синквейн, посвященный нашему уроку:

Размножение.

В нем источник бессмертия и света.
Радуюсь, люблю, живу!
Будь же весел, живой!
Мирозданье бесконечно.

Учитель: Достигнуты ли цели и задачи урока? Давайте их вспомним. (Слайд 17)

Ученики отвечают устно.

5. Информация о домашнем задании: пар. 18; клонирование – что это такое; вид размножения; примеры (презентации, сообщения, интересные факты и т.д.).

Еще раз - большое спасибо за работу.

Резерв

Тест “Бесполое размножение”

Задание: выберите правильный ответ.

1. Основными формами размножения организмов являются:

  1. половое и бесполое
  2. вегетативное
  3. спорообразование
  4. деление клетки.

2. Характерные черты бесполого размножения:

  1. в размножении участвует только одна родительская особь
  2. в размножении участвует две родительские особи
  3. образуются половые клетки
  4. медленное учеличение численности.

3. Почкование — это:

  1. половой способ размножения
  2. бесполый способ размножения
  3. вегетативный способ размножения.

4. Вегетативное размножение — это:

  1. половое размножение
  2. размножение спорами
  3. размножение вегетативными органами растений.

5. Какой тип размножения изображен на рисунке:

  1. почкование
  2. деление клетки
  3. спорообразование
  4. черенкование.

6. Какой тип размножения изображен на рисунке:

  1. клубнями
  2. черенками
  3. отводками
  4. усами.

Ф.И.__________________________________

№ вопроса 1 2 3 4 5 6
Ответы            

Ответы на тест:

1 – 1

2 – 1

3 – 2

4 – 3

5 – 2

6 – 4

Критерии отметок:

“5” - 6 баллов

“4” - 5 баллов

“3” - 4 – 3 балла

“2” - менее 3 баллов.

Использованная литература:

  1. Биология. 11-й класс. Тематическое тестовые задания для подготовки к ЕГЭ./авт.-сост. А.В.Пименов. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 128 с.: ил. – (Единый государственный экзамен)
  2. ГИА-2012: Экзамен в новой форме: Биология: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. В.С.Рохлов, Г.И.Лернер, А.В.Теремов, С.Б.Трофимов. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 94 с.: ил. – (Федеральный институт педагогических измерений).
  3. Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: базовый, повышенный, высокий уровни. 10 – 11 классы. Издание 3-е, дополненное: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 368 с. – (Готовимся к ЕГЭ)
  4. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6–11 классы. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 138 с.
  5. Сонин, Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина “Биология. Живой организм” / Н.И.Сонин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 80 с.
  6. Сонин, Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учеб для общеобразоват. учреждений / Н.И.Сонин. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 174 с.: ил.
  7. Шустанова Т.А. Биология: практический курс подготовки к ЕГЭ / Т.А.Шустанова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 287 с. – (ЕГЭ – это очень просто!).

Интернет-ресурсы:

  1. https://urok.1sept.ru/biology/
  2. http://school-collection.edu.ru/; “Биология. Живой организм”, 6 класс, Сонин Н.И.