I. Организационный момент:
- под музыку дети входят в кабинет;
- музыкальное приветствие;
- правильная посадка.
У: “Я начну наш урок вот такими словами: “Жили-были…”, или “В некотором царстве, в некотором государстве…”.
- А что можно сказать дальше? (Ответы детей).
- Куда можно попасть после произнесения этих слов?
Д: “После этих слов можно попасть в сказку”.
У: “Сегодня мы отправимся в гости к сказке”.
- Любите ли вы сказки? Какие сказки знаете? (Ответы детей).
- Кто придумывает сказки?
- С помощью чего разговаривает с нами сказка?
Д: “Сказку рассказывают словами сказочники”.
II.
У: В какую сказочную страну мы попадём? Подсказку найдёте на странице 12 учебника.
Д: “ Мы попадём сегодня в сказочную страну гномов”.
Знаете ли вы, кто такие гномы? (Ответы детей)
А что расскажет нам учебник? Стр.12. чтение текста.
Д: “Это – маленькие бородатые существа, обитающие глубоко под землёй, в горах, в лесах. В недрах земли они хранят несметные сокровища – золото и драгоценные камни. Несмотря на малый рост, гномы наделены сверхъестественной силой. Они могут выковывать волшебные кольца и мечи. Гномы умеют колдовать. Их колдовство бывает добрым и безобидным. Но если гномы рассердятся, то непременно отомстят обидчику”.
У: “Вот как сказочных гномов изобразил с помощью слов писатель. А теперь мы рассмотрим иллюстрации в учебнике и узнаем, как художник представляет этих сказочных персонажей и с помощью каких средств художественной выразительности он изображает гномов.
(Дети рассматривают иллюстрации в учебнике стр.12, 13, дают описание художественных образов.)
У: “Писатель и художник нам рассказали о сказочных гномах, но каждый по своему, писатель с помощью слов, а художник с помощью рисунка. Теперь мы убедились в том, что можно по-разному рассказать об одном и том же событии используя разные средства художественной выразительности”.
У: “Но есть сказки, в которых нет ни одного слова, и ведёт рассказ не сказочник с помощью слов, а сказку рассказывает музыка с помощью музыкальных инструментов”.
Слушание: Э.Григ “Шествие гномов” фортепианная пьеса. Приложение
У: “В Северной Норвегии – стране озёр, лесов и гор – родился и вырос этот композитор, портрет которого вы видите”. (Учитель показывает детям портрет композитора Э.Грига)
- С музыкой этого композитора мы встречались во 2 классе, вспомните, как его зовут?
У: “Это портрет великого норвежского композитора, которого зовут Эдвард Григ. В своих музыкальных произведениях он отразил образы природы, народные сказания родной страны И сейчас мы послушаем одно из его лучших произведений”.
- Какой музыкальный инструмент вёл рассказ?
Д: “Вёл рассказ инструмент фортепиано.
У: “Прозвучала инструментальная музыка, мы услышали фортепиано”.
- О чём рассказала музыка? (Ответы детей)
- Какой жанр услышали, что больше всего хотелось делать?
Д: “Мы услышали марш” (Марш, маршировать).
У: “Слово “марш” в переводе с французского означает “шествие”.
Эта фортепианная пьеса называется “Шествие гномов”.
- Кого изобразил с помощью музыки Э.Григ?
- Как вы считаете, существуют ли на самом деле гномы?
У: “Значит это вымысел, т.е. сказка, только музыкальная. Норвежцы испокон веков считали, что их леса и горы населяют гномы, тролли, эльфы и люди придумывали о них разные истории, которые передавали из поколения в поколение из уст в уста, так появилось устное народное творчество. Но отражение мифологических сюжетов можно увидеть и в музыке”.
- Подумайте, почему Э.Григ назвал свою пьесу именно шествием? (Ответы детей)
- А теперь мы рассмотрим нотный пример на стр.14.
- Какие средства музыкальной выразительности воссоздают характер шествия?
У: При ответе на вопросы обратите внимание на: ритм, регистры, динамику, акценты, приём стаккато.
- Сколько было настроений?
Д: “В музыке явно слышались 2 настроения”.
У: Сколько частей услышали?
Д: “Прозвучали 3 части”
У: Как звучала каждая часть? (Ответы детей)
“Обратите внимание на специфические особенности трёхчастности: начальный и заключительный раздел пьесы по звучанию совпадают, а средний раздел значительно отличается от них.
У: “Пьеса Э.Грига “Шествие гномов” написана в трёхчастной форме. Можно записать эту музыкальную форму с помощью букв А Б А”.
- Какие картины возникают в вашем воображении при прослушивании среднего раздела?
Д: “Можно представить, что гномы любуются своими подземными богатствами”
У: Меняет ли музыка своё звучание, что происходит с музыкальным звучанием?
Д: “Музыка меняет своё звучание, начальный и заключительный разделы звучат более громко и отрывисто, немного устрашающе, кажется, что гномы идут на работу в глубь самоцветной горы, а средний раздел совсем не похож на крайние части”.
У: “Запомни! Резкая смена звучания в музыкальном произведении называется контрастом”.
- Как изменяются средства музыкальной выразительности?
Д: “Резко меняется характер, динамика, темп, интонация, настроение, звуковедение”
У: “Музыка может изображать, поэтому нужно уметь представить, “увидеть”, о ком и о чём она рассказывает т.е. какой музыкальный образ она “рисует”.
III.
Слушание: Г.Гладков, стихи из норвежской народной поэзии. “Тролли”.
У: Что прозвучало, какой жанр, в чьём исполнении, какой голос?
Д: “Прозвучала песня в исполнении солиста, мы услышали мужской голос, который поддерживал аккомпанемент”.
Д: “Прозвучала вокальная музыка в исполнении солиста и ансамбля”.
У: О ком рассказала нам песня? (Ответы детей)
- Кто такие тролли и где они живут?
Д: “Тролли это сказочные персонажи и живут они на вершинах гор”.
- Сколько образов изобразила музыка и одинаковы ли их характеры?
Д: “В песне говорится о трёх троллях, но характеры их похожи друг на друга”.
У: “Давайте рассмотрим иллюстрации в рабочей тетради на стр. 8-9, сравните изображения гномов и троллей”.
- Что общего между ними и в чём их различие? Ответ запишите в рабочей тетради.
Разучивание и исполнение песни: Г.Гладков, стихи из норвежской народной поэзии. “Тролли”.
(Вокально-хоровая работа над песней “Тролли”. Исполнение песни с использованием театрализации и участием 3х солистов и хора).
У: “А теперь я всех приглашаю в музыкальный театр! Давайте представим себе, что мы попали в гости к этим смешным персонажам и попробуем их изобразить, т.е. передать музыкальный образ этих героев с помощью средств музыкальной, художественной и театральной выразительности. А для этого нам надо надеть волшебные колпаки”.
IV.
Пение, импровизация: А.Журбин, стихи П.Синявского “Смешной человечек”.
(Звучит музыка вступления и первого куплета песни).
У: Что сейчас вы послушали, какой жанр?
Д: “Прозвучала песня”.
У: В чьём исполнении прозвучала песня, какой голос вы услышали?
Д: “Песня прозвучала в исполнении солиста, мужского голоса, который поддерживал аккомпанемент”.
У: Ребята, как вы думаете, кого мы сейчас увидим в нашем музыкальном театре, кто к нам очень спешит?
Д: “К нам спешит Карлсон, который живёт на крыше”.
У: “В наш музыкальный театр прилетел любимый всеми детьми весёлый Карлсон, который живёт на крыше. Мы все смотрели мультипликационный фильм “Малыш и Карлсон” и видели, каким Карлсона изобразил художник.
- Каким вы увидели Карлсона в мультфильме, каков его портрет? (Ответы детей)
У: “А теперь мы услышали музыкальный портрет нашего героя”.
- Какой образ рисует нам музыка?
Д: “Музыкальный образ “нарисован” весёлый, задорный, смешной и очень игривый”.
У: Почему мы поняли, что этот персонаж любит играть, дурачится и смешит всех вокруг?
- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор изобразил Карлсона смешным, забавным, весёлым и очень непоседливым?
(Дети перечисляют средства музыкальной выразительности с помощью которых композитор изобразил героя мультфильма: темп, динамика, лад, звуковедение, интонации, ритм.)
Исполнение песни. Импровизировать в форме театрализации в соответствии с заданным музыкальным образом.
У: “Предлагаю всем завести сои пропеллеры и исполнить песенку смешного человечка”.
V.
Рефлексия:
У: О чём рассказала нам музыка сегодня?
Д: “Музыка нам сегодня рассказала о гномах, которые живут в глубоких пещерах в горах и лесах, и охраняют свои богатства. Гномы добрые существа и они умеют колдовать, но если гнома обидеть, то не миновать беды. Мы узнали, что кроме гномов в сказках живут тролли…”.
У: В какой сказочной стране мы побывали сегодня?
Д: Мы побывали в сказочной стране гномов”.
У: Кто из композиторов помог нам проделать это путешествие и с помощью каких произведений?
Д: “Это путешествие нам помогли проделать норвежский композитор Эдвард Григ и его произведение “Шествие гномов. Песня “Тролли” композитора Григория Гладкова познакомила нас с сказочными троллями. А ещё к нам прилетал Карлсон из песни “Смешной человечек” композитора А.Журбина.
У: Чему научились на уроке? (Ответы детей)
Д: “Учились представлять и “видеть” музыкальные образы героев произведений, определять какие средства художественной выразительности использовали авторы, определять певческие голоса, определять и сравнивать характер персонажей, разучивали и исполняли песни с движениями”.
У: С какой музыкальной формой мы познакомились на уроке и какова особенность её построения?
Д: “Мы познакомились с трёхчастной музыкальной формой, узнали, что средняя часть резко отличается от крайних частей, т.е. построена на контрасте”.
У: Какие музыкальные образы мы услышали и “увидели” на уроке?
Д: “Образы героев были разными добрыми и злыми, хитрыми и спокойными, весёлыми и хвастливыми.
У: “Музыка может изображать, т.е. “рисовать” музыкальный образ, поэтому нужно уметь представить, “увидеть”, о ком и о чём она рассказывает. Писатели, художники и композиторы рассказали нам о сказочных героях и показали их образы, но каждый по-своему используя разные средства выразительности. Художник использовал художественные средства, писатель литературные средства, а композитор музыкальные средства выразительности”.