Уроки физической культуры – основная форма обучения, воспитания и развития учащихся. В процессе обучения физическим упражнениям дети с ОВЗ приучаются выполнять их в различных условиях: утром при проведении зарядки, на уроках, самоподготовках.
Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и профессионально – трудовым обучением, занимает одно из важнейших мест в подготовке учащихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и производительному труду. Воспитывает личностные качества детей с проблемами в развитии. С помощью основных движений у детей формируются прикладные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни.
Двигательная недостаточность учащихся особенно возрастает при выполнении сложных движений, где требуется точное дозирование мышечных усилий, перекрёстная координация движений, пространственно-временная организация моторного акта, словесная регуляция движений. Разнообразие клинических форм интеллектуального недоразвития и двигательные нарушения требуют разработки специальных методов и приёмов обучения.
Урок физической культуры должен отвечать основным педагогическим требованиям, быть обучающим, иметь коррекционно-оздоровительную направленность, носить воспитательный характер и соответственно решать определённые задачи.
Система физического воспитания, объединяющая
все формы занятий физическими упражнениями,
должна способствовать социализации ученика в
обществе, формированию духовных способностей
ребёнка. В связи с этим в основе обучения
физическим упражнениям должны просматриваться
следующие принципы:
– индивидуализация и дифференциация процесса
обучения;
– коррекционная направленность обучения;
– оптимистическая перспектива;
– комплексность обучения на основе
прогрессивных психолого – педагогических и
психолого-физиологических теорий.
Методическая литература:
- Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы. – 2 – е изд. – Спб.: филиал изд – ва «Просвещение», 2008. – 223 с.
- Барабаш О.А. Контроль качества образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида. – СПбНИИФК, 2007.
- Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2006.
- Мозговой В.М. Уроки физической культуры в начальных классах. – М.: Просвещение 2009.
Цель: Формировать у учащихся умения и навыки в лазанье по наклонной скамейке, гимнастической стенке.
Задачи:
- Образовательные:
- учить выполнять лазанье по наклонной гимнастической скамейке (одноимённым, разноимённым способом);
- повторить повороты к ориентирам без контроля зрением;
- закрепить игру «Выбери друга».
- Оздоровительные: укрепить мышцы рук, ног, туловища.
- Воспитательные:
- выработать самостоятельность, целеустремлённость;
- настойчивость в преодолении трудностей.
- Коррекционные:
- развитие вестибулярного аппарата, координационных способностей,
- через выполнение упражнений в равновесии;
- развитие ориентировки в пространстве, по средствам игры.
Спортивный инвентарь: гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, гимнастический мат (3), барьер, ориентиры.
Место проведения: спортивный зал.
Словарь: свисток, ориентир.
Содержание |
Организационно-методические указания |
I. Вводная часть (5 мин.) | |
1. Построение. Приветствие. Задачи урока | Равнение в строю. |
2. Строевые упражнения: повороты «Нале-во!», «Напра-во!», расчёт на первый, второй, на «А», «В». | Выполняем переступанием. Чётко проговариваем слова. |
3. Игра «Построились!» – 1 свисток в
колонну за (физоргом) Игра на восстановление дыхания. – 4 свистка в цифру «1» |
Ходьба строевым шагом. Ходьба «паучок». |
II. Подготовительная часть (10 мин.) | |
1. Ходьба: – 4 на носках, 4 на
пятках;
Вперёд не наклоняться. |
Вперёд не наклоняться. |
2. Бег: – на носках; |
Мягко, как «кошка» |
Восстановление дыхания: – произношение на выдохе ш-ш-ш; с-с-с ух-ах. |
Проговариваем медленно |
3. Комплекс ОРУ на месте и в
движении: – бег с высоким подниманием
бедра |
Вперёд не наклоняться. |
III. Основная часть (20 мин.) | |
1. Лазание по гимнастической стенке (одноимённым и разн-м способом), вис на руках. | Выполнение упражнений по отделениям: 1, 2, 3 группа – 2 р. |
2. Лазание по наклонной гимнастической скамейке, стенке, вис на руках, подлезание под барьер. | Чётко выполнять инструкции. Индивидуальная работа: |
3. Повороты к ориентирам без контроля
зрением в момент поворота; – ходьба по ориентирам; |
Индивидуальная работа: 1, 2 гр. – 2 р.; 3 гр. 1 р. |
– прыжок в длину с места в обозначенный ориентир и воспроизведение его без контроля зрением; | Точно в ориентир, не смотреть. |
– шаг вперёд, назад, вправо в обозначенное место с открытыми и закрытыми глазами. | Слушать команду! |
4. Игра «Выбери друга» И. п.
стоя в кругу, лицом к центру. Число участников
чётное. |
Соблюдать правила игры. |
IV. Заключительная часть (5 мин.) | |
1. Построение. Итог урока. | Не спешить, считать правильно. |
2. Упражнение на расслабление: – и. п. – лёжа на спине. Сделать глубокий вдох и напрячь все мышцы тела в течение 10 с. (отсчитать 10с мысленно, про себя), максимально расслабить все мышцы, глубокое дыхание. |
|
3. Ходьба за 12 шагов до линии с закрытым глазами. | Сделать точно 12 шагов! |