Тема урока: "Метафора. Ресурсы метафоры"

Разделы: Школьная психологическая служба


Метафора - высказывание, изречение, из которого при интерпретации можно вынести урок и приобрести опыт.

Метафора – это образное преподнесение информации, которое позволяет сохранять опыт и передавать его из поколения в поколение. Не зря сквозь века к нам дошло огромное множество историй и притч, они призваны давать урок и почву для размышлений современному поколению. Метафоры и притчи, сказки и истории – это кирпичики, которые с детства закладывают нам наши родители.

Пример 1. Показывая свою любовь ребенку, родитель может ласково назвать его: “Мое солнышко!”, но это совершенно не значит, что надо воспринимать это так, будто родитель считает своего ребенка огромной светящейся блямбой в небе.

Пример 2. Сказки, которые мы слушаем с детства и которые учат нас жить, интерпретируются слушателем так, чтобы извлечь из нее максимум жизненного опыта, которым мы еще не обладаем.

Проигрываемые роли выбираются в зависимости от возможности взять и нести ответственность этого персонажа в “игровой” реальности. Через игру приобретается социальный опыт. Можно даже представить, что в сказочных героях ребенок находит нечто схожее с сюжетом/судьбой своих родных и, сопоставляя сказочную историю и такой же сказочный сценарий рассказов о пережитых жизненных событиях, ребенок еще с младенчества закладывает стартовые позиции для ориентировки и движения по жизни.

“Чем выше идентичность субъекта, тем определеннее его мнение и способ самовыражения; чем более определенно выражает себя субъект в сложных, меняющихся и противоречивых условиях, тем большую уверенность он обретает”.

И.В. Вачков

Ресурсы - это все инструменты, предметы, знания, операции и манипуляции, которые мы можем использовать в любой ситуации.

Ресурсами метафоры можно назвать способы донесения мысли, факта или новости до слушателей, таким образом, чтобы не просто понять, о чем нам говорят, но и вдумались в смысл, понять, зачем нам это сказали.

Метафора может служить переносом свойств с одного предмета на другой. Можно представить, что человек хочет быть принцем или принцессой. Он, живя своей жизнью, проецирует на себя образ принца и меняет свое поведение, круг общения в зависимости от правил, форм поведения своего персонажа. Или же делает все интуитивно не подозревая, что архетипически его поведение совпадает с описанными моделями поведения.

Список литературы

  1. Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2000.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000.
  3. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. “Тайный шифр женских сказок”.
  4. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2007.