Урок окружающего мира по теме "Что вокруг нас может быть опасным?" 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при обращении с ними;
  • учить правильно переходить улицу;
  • развивать умения распознавать опасные ситуации, которые могут возникнуть дома и во дворе;
  • развивать умения правильно действовать в таких ситуациях и как их избежать;
  • развивать речь, мышление, логику, умение сравнивать и делать выводы;
  • воспитывать ответственность за собственное здоровье.

Оборудование и материалы: домик, Домовёнок Кузя, фотографии с изображением опасных предметов, карточки с записью опасных ситуаций и их номер, задания для учащихся, выставка “Причины возникновения пожара”.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель:

Долгожданный дан звонок,
Начинать пора урок.
Будем мы работать дружно,
И узнаем, что нам нужно.

Проверим все ли готово к уроку (цветные карандаши, задания). Улыбнемся, пожелаем успеха друг другу, хорошего настроения и начнем работать. Садитесь.

Сообщение целей и задач урока.

Учитель:

Отгадайте загадку:

Он бывает каменным или деревянным. Может быть огромным и не очень. У него есть окна, крыша, дверь, труба. Все вы входите туда.

Что это? (Дом. Обратить внимание детей на макет домика.)

Учитель:

Дом – это не просто стены и крыша. Он сложно устроен. Когда человеку надоело жить в пещере без уюта, он придумал много разных вещей, которые бы ему помогали. Расхотелось ходить к ручью – придумал водопровод. Жарить мамонтов на костре неудобно – изобрёл газовую плиту. А сколько электроприборов придумано! Все эти вещи сделаны для удобства, разве же они могут принести беду? Сама вещь - не живая, “оживляет” вещи человек. И, если он умеет правильно пользоваться вещами, знает их свойства, они никогда ему не навредят.

Учитель:

Сегодня мы поговорим о нашем доме, где живет каждый из нас и самых обычных вещах, которые есть в доме и вокруг него и, которые могут стать для нас очень опасными, если с ними неосторожно обращаться. Тема урока: “Что вокруг нас может быть опасным?”

Изучение нового материала

Учитель:

К нам в гости заглянул Домовёнок Кузя. Он недавно поселился в этом доме. Кузя увидел множество предметов в нем. О некоторых предметах составил загадки, просит помочь отгадать их и рассказать о том какие опасности подстерегают его при неправильном использовании этих предметов. Давайте поможем Кузе. (Домовёнок Кузя помещается учителем возле макета домика.)

Опасность первая – газ, газовая плита

Учитель:

Отгадайте первую загадку Домовенка:

Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны.

(Газовая плита. Фото газовой плиты) Приложение 1

Учитель:

Какую опасность представляет газовая плита? (Ответы детей)

Учитель:

К газовой плите детям лучше без нужды не подходить. За огнём пусть следят взрослые – они лучше знают, как с ней обращаться. С газом не стоит шутить. Газ опасность невидимая и неслышимая. Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт и идёт – это очень опасно! Надышавшись газом, человек может отравиться. А если в кухне накопится много газа, то он может взорваться. Газ нельзя увидеть, но его специально делают пахучим, когда закачивают баллоны или отправляют по газопроводам.

Учитель:

Как газ может наполнить кухню? (Ответы детей)

Учитель:

Если на плите что-то варилось, а огонь потух. Его мог задуть ветер из открытого окна или залить суп, убежавший из кастрюли. А ещё может газ может выйти прямо из трубы, если в ней появилась трещина.

Учитель:

А что нужно сделать, если почувствуешь запах газа, нам расскажут ученики.

Ученик:

Почувствовав запах газа, срочно скажи об этом взрослым.

Ученик:

Надо сразу открыть окна и проветрить квартиру.

Ученик:

Проверь, закрыты ли ручки на плите.

Ученик:

Ни в коем случае не включай свет, не зажигай огонь, не включай электроприборы, потому что где-нибудь может выскочить искра, а газ может взорваться всего лишь от одной искры.

Ученик:

Немедленно позвони от соседей по телефону 04.

Учитель:

Ребята и ты Домовенок Кузя должны помнить:

Выключай в квартире газ
За газом нужен глаз да глаз!
Запах, чувствуя в квартире,
Позвоните “04”.

(Вывешивается номер 04 рядом с фотографией газовой плиты)

Учитель:

Итак, Домовенок Кузя узнал о первой опасности подстерегающей его в этом доме. (Перевернуть слова: опасность №1 и газ) Это газ, газовая плита.

Опасность вторая электрические приборы

Учитель:

Но в доме есть, и другие опасности отгадайте следующую загадку Домовенка Кузи.

К дальним сёлам, городам
Что идёт по проводам? (Электричество)

Учитель:

Правильно электричество. Электричество получают на специальных станциях. А потом по проводам электрическая сила приходит в наши квартиры. Давайте расскажем Домовенку Кузе, о том какие электрические приборы встречаются в этом доме и как правильно с ними обращаться. Для этого послушаем загадки, кто знает отгадку, поднимает руку. А ты Кузя слушай внимательно и все запоминай.

(Подготовленные ребята загадывают загадки. Остальные - отгадывают.)

Ученик:

То назад, то вперёд
Ходит бродит пароход.
Остановишь - горе!
Продырявит море!
Что же это, ребята? (Ответ: утюг. Перевернуть фото утюга.) Приложение 2.

Учитель: Следующую загадку загадывает ….

Ученик:

На столе, в колпаке,
Да в стеклянном пузырьке
Поселился дружок -
Развесёлый огонёк

Учитель: Что же это, ребята? (Ответ: лампочка. Перевернуть фото лампочки) Приложение 3.

Учитель: Загадаем следующую загадку.

Ученик:

Пыль увижу - заворчу,
Заверчу и проглочу.

Учитель: Что же это, ребята? (Ответ: пылесос. Перевернуть фото пылесоса) Приложение 4.

Учитель:

Утюг, свет, пылесос нельзя оставлять включённым. Когда выключаешь электроприборы, никогда не тяни с силой за электрический провод.

Учитель: Следующую загадку загадывает …:

Ученик:

Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина.

Учитель: Что же это, ребята? (Ответ: холодильник. Перевернуть фото холодильника) Приложение 5.

Учитель:

Необходимо следить за тем, как работает холодильник. Следующую загадку загадывает ….

Ученик:

Хоть и задрал он кверху нос,
Но это вовсе не всерьёз.
Ни перед кем он не гордится,
Кто пить захочет - убедится.

Учитель: Что же это, ребята? (Ответ: чайник. Перевернуть фото). Приложение 6.

Учитель: Какую опасность представляет для нас этот электрический прибор?

Учитель:

Чайник с кипятком очень опасен. Только взрослые могут вам налить чай, который только что закипел. Ведь если неаккуратно наливать воду из чайника, то можно обжечься.

Учитель: По какому телефону можно позвонить, если произошёл ожог?

Учитель: Молодцы, правильно 03 скорая помощь. (Вывешивается номер скорой помощи рядом с чайником 03)

Учитель:

А вот еще одна загадка:

Не радио, а говорит, не театр, а показывает.

Что же это, ребята? (Ответ: телевизор. Перевернуть фото). Приложение 7.

Учитель:

Телевизор несет вред вашему здоровью. Телевизор – очень вредно долго смотреть. Если смотреть подолгу и сидеть близко к экрану, то можно испортить зрение. Зрение может испортить и компьютер. При длительном просмотре телевизора человек находится без движения. Необходимо выполнять специальные упражнения, которые помогут сохранить зрение, необходимо выполнять гимнастику. Выполним упражнения.

Физкультминутка.

(Дети, сидя за партами, выполняют гимнастику для глаз)

Учитель:

Не двигая головой, начинайте вращать глазами сначала по часовой стрелке, потом в обратную сторону. По 10 раз туда и обратно.

А теперь тоже самое, только с закрытыми глазами.

Не поворачивая головы, двигайте глазами вверх – вниз, вправо – влево. По 10–15 раз.

Прижмите палец к переносице и посмотрите на него. Затем медленно отводите палец от себя, продолжая следить за ним глазами. Повторите это упражнение несколько раз.

Зажмурьтесь посильнее, а затем широко откройте глаза, словно вы чему-то очень удивились. Повторите это еще раз.

Поморгай, быстро и сильно сжимая веки. Как можно больше и быстрее.

А теперь закройте глаза и расслабьтесь, будто собираетесь спать. Подумайте о чем-нибудь очень приятном.

Учитель:

А теперь, ребята, встали!
Быстро руки все подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

Изучение нового материала (продолжение)

Учитель:

До того, как мы немножко отдохнули, мы говорили о. электроприборах. О каких? Назовем их еще раз.

Учитель: А какие еще приборы встречаются в доме? (Магнитофон, кофемолка, микроволновка, миксер, блендер)

Учитель:

Все эти предметы работают от электричества. Электрический ток не любит невнимательных и глупых людей, которые не выполняют простые правила обращения с электроприборами. А ещё электричество не любит соседства с водой. Это надо знать и не трогать мокрыми руками электроприборы и провода. Уходя из дома проверять, чтобы все электроприборы были выключены. Так как может возникнуть пожар. Если заметили какие – то неполадки нужно сказать взрослым. Самим ничего разбирать нельзя.

Учитель: Как нужно обращаться с электрическими предметами нам расскажут … .

Ученик:

Уходя из дома даже из комнаты, обязательно выключай телевизор, магнитофон, утюг и другие электрические приборы.

Ученик:

Ни в коем случае не подходи к оголенным проводам и не дотрагивайся до них.

Ученик:

Не суй в розетку пальчик –
Ни девочка, ни мальчик.

Учитель:

Домовенок Кузя узнал о второй опасности подстерегающей его в этом доме. О какой, ребята? (Перевернуть № и название опасности)

Опасность третья острые, колющие и режущие предметы

Учитель:

А вот какие еще предметы встретил Кузя в доме, мы узнаем, отгадав его загадки.

Учитель:

Птичка – невеличка:
Носик стальной,
Хвостик льняной. (Иголка и нитка. Фото иголки, ниток) Приложение 8

Учитель:

Два конца, два кольца,
Посередине гвоздик (Ножницы. Фото ножниц) Приложение 9

Учитель: Какие ещё колющие предметы есть у вас дома? (Вилки, ножи, булавки, спицы, крючки)

Учитель:

Все остры, колющие предметы и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Учитель:

Ребята и ты Домовенок Кузя помните:

Дом в порядке содержи:
Вилки, ножницы, ножи,
И иголки, и булавки
Ты на место положи!

Учитель:

Какую опасность представляют эти предметы для нас?

Учитель:

При неосторожном обращении с колющими предметами могут тоже произойти серьёзные травмы. По какому номеру обращаемся, если произошла травма? (03)

Учитель: О какой опасности узнал Домовенок Кузя? (Перевернуть № опасности, и название)

Опасность четвертая – лекарственные препараты

Учитель:

О чём идёт речь в этой загадки от Кузи?

Круглая, маленькая – выпил - полегчало.

Учитель: Что же это? (Таблетки. Фото таблетки) Приложение 10

Учитель: Какую опасность представляют эти предметы?

Учитель: Можно ли без разрешения брать разные лекарства? (Нет)

Учитель:

Иногда могут быть опасными самые знакомые и простые вещи. Вот витамины – они сладкие и сделаны специально для детей. Но если съесть их сразу много, то на лице, руках может появиться красная сыпь. А может быть и хуже – отравление. Поэтому витамины можно брать только в присутствии взрослых. Они точно знают, сколько витаминов можно съесть в день. А лекарства всякие таблетки вообще не стоит трогать. Лекарства принимают по назначению врача.

Учитель:

Как нужно обращаться с лекарственными препаратами нам расскажет ….

Ученик:

Ни в коем случае не пробуй никаких лекарств. Это не вкусно. Неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.

Учитель: Домовенок узнал о четвертой опасности. О какой? (Перевернуть № и название опасности)

Опасность пятая - пожар

Учитель:

Но в доме есть и другие опасности.

О чём идёт речь? Еще одна загадка от Кузи

В деревянном домике проживают гномики,
Уж такие добряки – раздают все огоньки. (Спички. Фото) Приложение 11

Учитель: Какую опасность представляют для нас эти предметы? (Пожар)

Учитель:

Спички очень часто становятся причиной пожара. Если вы ими пользуетесь, то только в присутствии взрослых. Запомните, пожар не возникает сам!

Учитель: Но только ли спички являются причиной пожара?

Учитель:

Обратите внимание на данную выставку. Здесь указаны другие причины возникновения пожара: нельзя в одну розетку включать много электроприборов, вещества бензин, лак, ацетон легко воспламеняются , бенгальские огни, петарды при неправильном использовании приводят к пожару, на газу брать посуду через горящую конфорку нельзя, одежда, которая сушится над газом может загореться.

Учитель:

Если дома возник пожар, сообщаем взрослым, детям строго запрещается прятаться, нужно сразу выбегать из дома, а если путь к выходу отрезан, нужно выбежать на балкон и звать на помощь.

Учитель:

Ребята, здесь на выставке дается много полезных советов. На перемене, вы сможете познакомится с ними, и рассмотреть иллюстрации.

Учитель:

Знаете ли вы номер телефона, по которому надо позвонить во время пожара?

Учитель:

Ребята и ты Домовенок Кузя помните:

Если вдруг пожар возник,
То звонить обязан вмиг,
Как и всякий гражданин
В часть к пожарным “01”. (Вывешивается номер пожарной О1, обратиться к выставке о пожаре)

Учитель:

О какой опасности, подстерегающей нас дома узнал Домовенок. (Перевернуть № и название опасности)

(Учащиеся выполняют задание №1 на листке.)

Учитель: Поможем Домовенку разобраться с данным заданием. Какие предметы изображены? (Газовая плита, огонь, мальчик, перевязывающий рану)

Учитель: Посмотрите на рисунок и вспомните, какую опасность для нас представляет газовая плита?

Учитель: По какому телефону звоним, если почувствовали запах газа? (04)

Учитель: Соединим линией данный предмет и номер, по которому будем звонить в случае опасности.

Учитель: Посмотрите на рисунок и вспомните, что может послужить причиной пожара?

Учитель: По какому телефону звоним, если вдруг возник пожар. (01)

Учитель: Соединим линией данный предмет и номер, по которому будем звонить в случае опасности.

Учитель: Вспомните в результате применения, каких предметов можем получить травмы? (Ожог, острые, режущие, колющие предметы, отравление лекарствами)

Учитель: По какому телефону звоним, если получили травму. (03)

Учитель: Соединим линией данный предмет и номер, по которому будем звонить в случае опасности.

Опасность шестая - правила дорожного движения

Учитель: Опасности подстерегают Домовенка не только дома, но и на улице. Какая это опасность?

Учитель: Это автомобили, проезжая часть.

Учитель: Чем опасна для нас проезжая часть?

Учитель:

Послушайте загадку

Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трёхглазое на одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу детям перейти. (Светофор)

Учитель:

Светофор – самый главный на дороге, ему подчиняются и водители, и пешеходы. Ведь он мигает своими разноцветными глазами и все подчиняются ему. Светофоры бывают для пешеходов и для водителей. Своими цветными лампами светофоры подают сигналы водителям (можно ли ехать) и пешеходам (можно ли перейти улицу). Для водителей красный стоять, желтый приготовиться, зеленый начинать движение. (Фото светофора для водителей)

Учитель:

Для пешеходов есть особый пешеходный светофор. У него не три лампы, а две. Зато на этих лампах появляются человечки - то красный, то зелёный. Красный – нужно стоять. Движение через дорогу запрещено. Зеленый – можно идти. Движение через дорогу разрешено. (Фото светофора для пешеходов)

Физкультминутка

Учитель:

Ребята давайте отдохнем и поиграем в игру “Светофор”. Встаньте, я буду показывать красный круг - стоите на месте, жёлтый круг – руки на пояс, зелёный круг ходьба на месте. Молодцы!

Изучение нового материала (продолжение)

Учитель:

Ребята отгадайте загадку
Что это за полосатая лошадка,
По которой мы идём?
Свет зелёный нам зажгли,
И мы вновь по ней пошли. (Зебра)

Учитель:

Наверняка вы видели нарисованные в ряд белые линии на дороге, по которым взрослые и дети переходят улицу. Это “зебра”, но не животное, которое живет в далекой, солнечной Африке, а специальный знак в виде черно – белых полосок на дороге. Переходить улицу надо очень осторожно, не зевать по сторонам, а внимательно смотреть, не едет ли машина.

Иногда перед “зеброй” на проезжей части можно увидеть небольшие бугорки. Еще их называют “лежащим полицейским”. Делают их специально для того, чтобы водители не ленились и обязательно сбавляли перед пешеходным переходом скорость.

Пешеходный переход указывают вот таким знаком. (Пешеходный переход. Показать знак пешеходный переход).

Учитель:

Ребята, скажите по дороге в школу на своём пути переходите ли вы по пешеходному переходу и в каком месте? (Ответы детей)

Учитель: Правильно около школы есть пешеходный переход.

А где еще встречается светофор на вашем пути? (Ответы детей)

Работа на листочке - раскрасить сигналы светофора, поможем Домовенку разобраться в ситуациях на дороге.

Учитель: Выполним задание №2 на листке. (Задание на листке)

Учитель: Первый светофор для кого? (Для водителей)

Учитель:

Разукрасим тот кружок, который указывает водителю на то, что он должен остановиться. Какой кружок разукрасим? (Верхний кружок)

Учитель: Каким цветом разукрасим? (Красным)

Учитель: Разукрасим тот кружок, который указывает водителю на то, что он должен приготовиться к движению. Какой кружок разукрасим? Каким цветом? (Жёлтым)

Учитель: Разукрасим тот кружок, который указывает водителю на то, что он может начать движение. Каким цветом разукрасим? (Зелёным)

Учитель: Второй светофор для кого? (Для пешеходов)

Учитель: Какие цвета будут? (Красный и зелёный)

Учитель: Красный указывает на что? А зеленый?

Учитель: Что за знак нарисован рядом? (Пешеходный переход)

Учитель: Каким цветом раскрасим сам знак? (Синим)

Учитель: Домовенок и мы узнали о шестой опасности, о какой? (Перевернуть № и название опасности)

Итог урока, отметить работу учеников на уроке.

Учитель:

Какие опасности могут подстерегать нас и Домовенка Кузю дома?

Какие опасности подстерегают Кузю и нас на улице возле дома?

Что больше всего вам запомнилось?