Из всех традиционных частей триединой задачи школы – обучение, воспитание и развитие – в российской школе всегда отдавался приоритет воспитанию. По одному из определений, воспитание есть целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека [1; c.14]. Но, чтобы эта работа была результативной в старших классах, необходимо учитывать ценностные ориентации подростков, так как известно, что ценности в значительной степени формируют мотивы, стремления.
В последнее время, наряду с другими повысилась ценность «успешности» [1; c.9], формирующая мотивацию достижения. Согласно определению, мотивация достижения – выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» – активность – цель – «достижение успеха». Мотивация достижения отражает потребность личности всеми доступными средствами избежать неудачи и достичь желаемого результата [2]. И здесь велико участие эмоций в смысловой организации и регуляции поведения. «Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношение между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта» [4; c.198]. Побудительную функцию эмоций раскрывает С.Л. Рубинштейн: «Выступая в качестве проявления потребности – в качестве конкретной психической формы ее существования, эмоция выражает активную сторону потребности. Поскольку это так, эмоция неизбежно включает в себя и стремление, влечение к тому, что для чувства привлекательно» [3; c.553]. Поэтому обучение, воспитание и развитие должно идти по пути формирования соответствующих потребностей, которые в качестве личностных ценностей способны вызывать эмоциональные переживания и служить фактором, регулирующим деятельность и поступки учащегося.
Для регулирования математической деятельности учащихся необходимо, чтобы познавательные и эмоциональные мотивы (переживания) были отражены и воплощены в системе личностных ценностей и заняли в ней одно из первых мест. Исследования показали, что при использовании обычных приемов активизации, без индивидуального подхода, без разработки дифференцированного материала для каждого из уровней заинтересованности и готовности, без учета и формирования устойчивых интересов к предмету, без психолого-педагогических подходов и создания надежных мерителей участия, деятельности и усвоения материала – проблему решить не удастся. По каждому из перечисленных компонентов от учителя требуется творческий подход в зависимости от состава класса и его собственных возможностей. Мы же выскажем одно из соображений, связанных с домашними заданиями.
Коллективное обучение требует, однако, индивидуальной мыслительной деятельности, поэтому выполнение разумных домашних заданий лежит в основе учебного успеха. На уроке происходят некоторые события, которые позволяют ученику поставить вопросы, уловить проблему, заинтересоваться или удивиться открывшимися для него новыми знаниями, но взросление, развитие, поиск истины – все это лежит в поле самостоятельной деятельности, размышлений, преодоления себя.
Обычно состав класса характеризуется большим разбросом уровней интеллектуального развития учащихся. Поэтому, чтобы обеспечить успешность каждого учащегося в решении математических задач с возникновением положительных эмоций, необходимо разрабатывать дифференцированные домашние задания, учитывающие четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся. Так, задачи первого уровня – задачи на однократное или двукратное применение одной-двух формул. Задачи второго уровня уже расширяются по номенклатуре формул при увеличении на одно-два числа действий.
Задачи третьего уровня требуют уже более высокой степени владения материалом, понимания и осмысленности действий в условиях, выходящих за пределы известного образца. Четвертому уровню соответствуют задачи творческого (эвристического, исследовательского) характера, требующие нахождения нестандартных методов решению и конструированию новых подходов.
С целью развития таких личностных самообразований, как активность, самостоятельность и общение, проверку домашних заданий необходимо проводить регулярно. При этом обязательным условием является индивидуальный подход к каждому учащемуся в зависимости от его особенностей.
Литература:
- Поляков С.Д. В поисках реалистического воспитания. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
- Конюхов Н.И. Словарь- справочник по психологии. – М.: 1996.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1959.