Цель: обобщить и систематизировать полученные знания о воде как уникальном природном соединении, придать им экологическую направленность.
Тип урока: обобщение знаний.
Задачи урока:
- расширить знания учащихся о распространении воды в природе, ее свойствах, значении в природе и жизни человека;
- активизировать эмоциональную сферу личности учащихся, систематизировать полученные знания по теме «Вода»;
- развивать умения и навыки, необходимые для групповой работы, анализировать ответы учащихся, выделять главное, самостоятельно работать на уроке;
- воспитывать культуру умственного труда через интерес к знаниям, творческую активность, сделать урок сотворчеством учителя и ученика.
Форма урока: игра-путешествие.
Методы обучения:
- По источнику знаний:
- объяснительно-иллюстративные – рассказ, беседа, работа с понятиями.
- репродуктивные – составление вопросов-суждений, решение логических задач.
- По характеру деятельности учителя – проблемные.
- По характеру деятельности учащихся – поисковые, исследовательские.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.
Оборудование: на партах маршрутные листы – отчет команды о выполнении заданий, эмблемы, сообщения по теме, учебники, рабочие тетради. Для проведения опытов: химические стаканы, камушки, стеклянные палочки, поваренная соль или сахар, вода.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Учитель: Здравствуйте. Наш урок-путешествие начинается! Весь облик планеты Земля – чудо, созданное водой, так как наша Земля дочь Солнца и Воды. Современная наука знает о воде достаточно. А что знают о ней люди не причастные к науке? Сегодня, я должна услышать ответ на вопрос, что мои ученики 5 класса узнали о воде. Тема нашего урока.
III. Проверка домашнего задания
– Уважаемые пассажиры, что необходимо сделать,
чтобы отправиться в путь? Купить билет.
Это маршрутные листки, где вы должны записывать
все ответы на заданные вопросы.
– Выполняя домашнее задание, команды I, II, III ряда
придумали себе название; оформили в маршрутном
листе девиз и эмблему, в которой может быть
отражено: значение воды в природе и жизни
организмов, состояние и свойства воды,
нахождение в природе – остановки в нашем
путешествии.
– Ребята я, так же как и вы готова отправиться в
путь: выбрала эмблему и продумала девиз к нашему
уроку.
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни
запаха, тебя невозможно описать, тобой
наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя
сказать, что ты необходима для жизни: ты
— сама жизнь»
Заявка на оценку: Команда победитель, набравшая наибольшее количество поощрительных баллов – отметка «5 + 5»; призер – отметка «5»;
Задания №1 станция: «Домашнее задание». Презентация команд участников (команды получают поощрительные эмблемы «бонусы»)
Учитель: Хочу напомнить! О прошедшем конкурсе: «Самое лучшее: сообщение, эмблема, презентация – победители сегодня выступят в рубрике «А знаете ли, вы?
Задания №2 станция: «Входной билет»
Команды докажите, что вода всегда интересовала людей: пословицами, поговорками, загадками, крылатыми выражения?
1 этап: Индивидуальная работа
команды (включается музыкальная заставка
«водопад»)
2 этап: «Брейн-ринг». Капитаны команд
«по кругу» называют, записанные в маршрутном
листе пословицы, поговорки …; выбывает
замолчавший участник.
Пословица или поговорка | Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть |
Загадка | В морях и реках обтает но часто по небу летает. А как наскучит ей летать На землю падает опять |
Крылатое выражение | Где вода – там жизнь |
IV. Проверка знаний
Задание №3 станция: «Вода в природе». Слайд с заданием задание на соответствие предложенных понятий и терминов к ним.
Команда должна записать ответы в маршрутном листе быстрее и верно объяснить получает поощрительный балл. (Индивидуальная работа команды включается музыкальная заставка «шторм»)
Объясни значение цифр? | |
Общий объем воды на Земле; | 1390млн. км3 |
Вода в мировом океане; | 96% |
Воды суши: реки, озера, ледники, подземные воды; | 4% |
Пресная вода; | 2,5% |
Используемая вода человеком; | 0,6 % |
Учитель: Проверяем, как вы справились с заданием?
Опрос-беседа команды победителя
1. Какой можно сделать вывод о количестве воды?
(1390 млн. км3)
2. Воды на Земле больше чем достаточно – как
пресной (2,5%), так и тем более соленой (96%)
3. Пресная вода распределена на суше неравномерно
и доступна для человека (0,6 %)
4. Земля это шар, окутанный водяными парами, и
покрыт водной оболочкой – гидросфера.
Задание № 4 станция «Гидросфера»
Задание на соответствие предложенных понятий и терминов к ним
1 этап: Команда, должна записать ответы в маршрутном листе быстрее и верно объяснить, получает поощрительный балл. ( Во время индивидуальной работы команды включается музыкальная заставка « дождь»)
Найди соответствие? | |
Воды суши? | Река. Озеро. Ледники. Подземные воды. |
Океаны планеты земля? | Мировой океан |
Часть океана, отделенная сушей? | Море |
Водоем, несущий воды с суши? | Река |
Водоем как естественное углубление земной поверхности? | Озеро |
2 этап: «Брейн-ринг». Каждая команда выбирает задание и называет водоемы: моря, озера, реки.
V. Проверка знаний
Задание № 5 станция: «Вода это чудо!»
На экране слайд с заданием (вопрос):
Какая бывает вода?
Агрегатному состоянию? | Ответ: тело, жидкость, газ (примеры) |
Содержанию веществ? | Ответ: жесткая, мягкая, соленая, пресная, дистиллированная, лечебная, питьевая, термальная, святая, живая, мертвая… |
Команда, должна записать ответы в маршрутном листе быстрее и верно объяснить, получает поощрительный балл. (Во время индивидуальной работы команды включается музыкальная заставка « шум прибоя»)
Учитель: Многоликость воды определяют её свойства, станция №6 в нашем путешествии.
Задание № 6 станция: «Свойства воды».
Испытания пройдут в два этапа:
1 этап: «Конкур капитанов» каждого ряда. Вам необходимо провести опыт и доказать, что?
I ряд – прозрачная; 2 ряд – текучая; 3 ряд – растворитель;
Ответы: 1. Для доказательства прозрачности нужно в стакан налить воды и опустить на дно камушек. Если бы вода была не прозрачной, камушка не было бы видно. Поскольку камушек виден, вода прозрачна. 2. Для доказательства текучести воды, нужно взять два стакана и в один из них налить воды, затем перелить эту воду из одного стакана в другой. 3. Для доказательства способности воды растворять вещества, нужно в стакан с водой положить немного поваренной соли, размешать смесь стеклянной палочкой. Смочить фильтр чистой водой и вылить в воронку содержимое стакана в другой стакан.
2 этап: «Разминка для команд» На экране
творческие задания учеников: «Угадай свойство»
3 этап: подведение итогов: «Конкурс
капитанов»
Учитель: Последняя остановка – самая интересная и поучительная!
Задание № 7 «Значение воды»
Учитель: Ваши лучшее сообщение о значении воды помогли оформить таблицу: «Значение воды в природе и жизни человека, но что необычного в ней «стерлись слова *черный шрифт*.
1 этап: Команды получают отдельные листочки «стертые слова из таблицы» и должны составить полное предложение, отражающее значение воды и записывают в маршрутный лист. Во время выполнение индивидуального задания включается музыкальная заставка «ручеек».
2 этап: Защита верных ответов получают поощрительный балл.
Значение воды
Природе | Жизни организмов |
1. В воде зародилась жизнь; | 6. Плавучесть организмов |
2. Формирует климат и погоду; | 7. Внешние особенности водных обитателей |
3. Среда обитания | 8.Почвенное питание растений |
4. Участвует в разрушение горных пород; | 9.Дыхание в воде растворенным кислородом |
5. Геологическая роль – преобразует рельеф; облик планеты земля | 10. Входит в состав тела: у растений 4/5 |
11. Входит в состав тела животных 2/3 | |
12. Прорастание семян | |
13. Условия обитания животных, растений; | |
14. Человек в судоходстве, производстве, сельском хозяйстве, медицине. | |
15. Человек в быту, системе отопления, поддержании чистоты, питании. |
Учитель: Сейчас в рубрике: «А знаете ли вы?» выступят победители конкурса: «Лучшее сообщение, презентация о воде.
«Бытовые потери воды»
Принимаем душ | 5 минут – 100 литров |
Смыв в туалете | 1-5(10) литров |
В сутки на человека | 220 литров |
Чистим зубы | 1 литр |
В час через не закрытый кран | 1000 литров |
«10 причин, чтобы пить воду?»
«Сказочные свойства воды»
IV. Заключительное слово учителя
Учитель: Вода ты, наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете!
Вода – это сила,
Вода – это слабость,
Вода – это жизнь.
А жизнь – это радость.
V. Подведение итогов
Учитель дает оценку подготовки детей к уроку и
участию в нем.
Ученики подсчитывают баллы и оценивают себя и
друг друга в группе.
Учитель выставляет оценки, лучшим ученикам
выдается орден.