Урок физики "Тепловые двигатели". 8-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (503 кБ)


Цели урока:

  • Образовательные:
    • знания:
      • выяснить физический смысл коэффициента полезного действия для тепловых двигателей;
      • создание теоретической базы для последующего изучения общетехнических и специальных предметов учебного плана средних и высших учебных заведений;
      • формирование в сознании учащихся естественнонаучной картины окружающего нас мира.
    • умения:
      • изучить устройство и работу тепловых двигателей на примере двигателя внутреннего сгорания;
      • овладение основными методами естественно – научного исследования;
  • Воспитательные:
    • для формирования внимательности каждого ученика при изучении теоретического материала  периодически менять вид деятельности;
    • для формирования у учащихся интереса к теме приводить исторические справки  по теме;
    • формирование материалистического мировоззрения;
    • расширение кругозора учащихся;
    • вооружение учащихся правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;
    • воспитание трудолюбия, инициативности, настойчивости в овладении практическими и теоретическими знаниями;
    • воспитание бережного обращения с приборами.
  • Развивающие:
    • развитие умения экспериментировать, включая знание устройства и принципа действия физической модели, её использование в конкретных условиях (задачах), развития памяти, развития критического мышления;
    • развитие простейших технических знаний и умений;
    • развитие умения различать основные типы двигателей и их характеристики.

Тип урока: комбинированный урок, включающий в себя ознакомление с новым материалом, применение знаний и умений на практике, закрепление изученного.

Оборудование: модель двигателя внутреннего сгорания (ДВС), мультимедийные средства обучения (компьютер, интерактивная доска, проектор, камера, презентация к уроку, учебник)

Демонстрации:

Примерный ход урока:

Деятельность учителя Деятельность учащихся t, мин.
Организационный момент

– Здравствуйте, садитесь.
– Запишем тему урока: «Тепловые двигатели» – слайд 1.

Готовятся к уроку, приветствуют, садятся.
Записывают число и тему

1 мин.

– Мы с вами уже не раз могли убедиться, что физические явления и процессы тесно связаны с нашей жизнедеятельностью. И нам уже знакома такая физическая величина  как энергия.
– Энергия нужна везде. Люди пользуются этим словом, считая его совершенно понятным. Разные, на первый взгляд, вещи можно объединить понятием «энергия»: топливо, свет, продовольствие, энергия принятия решений.  Другими словами, всё, что лежит в основе любой деятельности. [1].
Слушают

1 мин.

– Давайте кратко вспомним, что называют энергией – слайд 2. Отвечают на вопрос 2-3 мин.
– Для описания тепловых процессов мы также можем использовать понятие «энергия». На данный момент, с физической точки зрения, почти все процессы изучены и поставлены на службу человеку. Человечество научилось использовать и преобразовывать различные виды энергии – какие?
– Для выработки и преобразования энергии необходимы соответствующие устройства – машины – слайд 3.
Далее – по слайду.
– Известно, что никогда невозможно достичь условия полного превращения или преобразования одного вида энергии в другой. Почему?
Отвечают на вопрос.

Записывают определение «тепловых двигателей»

Отвечают: «Так как существуют некоторые потери»

2-4 мин.

– В чем эти потери могут выражаться относительно тепловых двигателей? – «Преодоление трения, нагрев деталей, выхлопы в окружающую среду и т. д.»

1-2 мин.

– Какая физическая величина определяет долю пользы от затрат в любых процессах? Слайд 4. – КПД

2-3 мин.

Обратить внимание учащихся на КПД различных типов двигателей.   4-6 мин.
– При работе тепловых двигателей остро встает вопрос загрязнения окружающей среды. Слайд 5.   3-5 мин.
Далее небольшой доклад об охране окружающей среды, подготовленный заранее кем-то из учащихся. Слушают

3-5 мин.

– А сейчас уделим немного внимания истории создания и развития некоторых типов тепловых машин. Далее по слайдам 6-10. [2].
Слайд 9: Генри Форд первым поставил производство машин на конвейер. [2].
Слайд 10:
– Наиболее крупными российскими производителями автомобилей являются «ВАЗ» и «Камаз». И обратите внимание, что первые автомобили едва ли достигали скорости движения 25 км/ч, тогда как современные автомобили – до 350 км/ч и выше. [2].
– Рассмотрим подробнее устройство и принцип работы двигателя внутреннего сгорания, который получил широкое распространение. Слайд 11:
– На слайде представлены основные элементы ДВС (проговорить их).
– Найдем их на модели.
Переключить окна – с презентации на программу «Aver+» и вывести на экран интерактивной доски модель ДВС.
– В основе работы ДВС лежат 4 этапа или такта(одновременно и показывать и объяснять):
– 1 такт – пуск: открывается впускной клапан, поршень движется вниз, рабочая смесь занимает весь объем цилиндра;
– 2 такт сжатие: клапаны закрыты, поршень движется вверх, рабочая смесь сжимается, и при минимальном объеме рабочей смеси происходит воспламенение от свечи;
– 3 такт – рабочий ход: рабочая смесь сгорает при давлении 5-7 МПа и температуре 1500-2200 оС, поршень движется вниз. Именно на этом этапе происходит превращение части внутренней энергии в механическую;
– 4 такт – выпуск: поршень движется вверх, открывается выпускной клапан, и отработанные газы выходят в окружающую среду.
– За счет системы зажигания в четырехтактном двигателе в каждом цикле один из цилиндров реализует рабочий ход, что способствует более равномерному вращению коленчатого вала, а соответственно и плавному движению всей машины.
– Посмотрим эти процессы на интерактивной модели.
Переключить окна – с «Aver+» на [3].

Следят за объяснением, глядя на экран

5-7 мин.

– Есть ли вопросы? Задают вопросы

2-3 мин.

– Сейчас откроем дневники и запишем Д/З. Слайд  12. Записывают домашнее задание

1 мин.

– На этом наш урок закончен. До свидания. Собираются и уходят.

 

Литература и ресурсы, использованные при разработке урока:

1. Энциклопедия для детей. Том 16. Физика. Ч. 2. Электричество и магнетизм. Термодинамика и квантовая механика. Физика ядра и элементарных частиц/ Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 432 с.: ил.
2. Полянский С. Е. Поурочные разработки по физике. 8 класс. М.: «Вако», 2003, 304 с.
3. 1С: Школа. Физика. Библиотека наглядных пособий 7-11 классы, образовательный комплекс. Дрофа, 2004.
4. http://moodle.herzen.spb.ru/mod/page/view.php?id=5437
5. www.schoolfizik.na.by/fizika/metodika/celiUrokov.htm
6. http://class-fizika.narod.ru/8_17.htm