Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребенка, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у детей появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия – способность принимать позицию другого человека, закладываются основы его предпочтений в выборе будущей профессии.
Одним из направлений во внеурочной деятельности стажировочной площадки МАОУ «Лянторская СОШ №7» по опережающему введению ФГОС НОО является художественно-эстетическое развитие обучающихся.
Цель данной работы заключается в создании оптимальных условий для формирования у детей эстетической культуры, духовности и развития художественного творчества.
Задачи:
- Воспитывать эстетическое восприятие детей;
- Приобщать к миру искусства;
- Развивать способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства;
- Развивать детское творчество в изобразительной деятельности.
Одним из направлений деятельности учреждения в рамках достижения поставленной цели стала организация работы детского творческого объединения «Радуга».
Объединение «Радуга» на протяжении 2010-2013 гг в рамках работы пилотной, а затем стажировочной площадок по опережающему введению ФГОС НОО на базе МАОУ «Лянторская СОШ №7» обеспечивает реализацию художественно-эстетического компонента внеурочной деятельности обучающихся.
Основным видом деятельности объединения является обучение детей различным видам художественных и оформительских работ: роспись панно на стенах и ткани, масляная живопись, оформление школьных мероприятий, изготовление витражей, стендов, и др.
Обучение детей основам изобразительного и оформительского искусства подразумевает получение в итоге готового продукта – картины, панно, витража и т.д. наиболее оптимальной методикой обучения в данном случае следует признать метод проектов.
В зависимости от поставленных целей и ожидаемого конечного продукта проекты могут быть различными по протяженности и форме выполнения. Это способствует формированию навыков целеполагания, взаимодействия, коммуникации и самооценки у обучающихся.
Немаловажным фактором, стимулирующим деятельность младших школьников, является практическая направленность выполняемых работ, наличие внешнего запроса на конечный продукт, осознание востребованности выполняемой работы.
На первом этапе обучающиеся принимали участие в выполнении групповых проектов по оформлению классных кабинетов начальной школы. Работа включала в себя несколько этапов. На первом этапе определялись цели и задачи предстоящей работы, изучались методы работы. Далее собрался иллюстративный материал для будущих картин на шелке, создавались эскизы в натуральную величину. На следующем этапе подбирались материалы и инструменты для исполнения работы, осваивалась техника рисования на шелке. Заключительный этап работ представлял собой выполнение картин и презентацию готового продукта одноклассникам и родителям.
Итоги выполненных проектов получили одобрение и высокую оценку со стороны школьной и родительской общественности, способствовали привлечению в объединение учащихся среднего звена.
Полученные учащимися изобразительные навыки и наличие сформировавшихся команд позволили реализовать крупный благотворительный проект по оформлению картинами, выполненными на шелке гематологического отделения Сургутской окружной клинической больницы, пациентами которого являются дети, страдающие от заболеваний крови.
Цель проекта – улучшить эмоциональный климат в гематологическом отделении. Задачи: подключение учащихся объединения к благотворительной художественной деятельности, воспитание в учащихся альтруизма и сострадания, совершенствование навыков рисования.
В ходе реализации проекта было выполнено 35 картин на шелке с растительными, животными, пейзажными мотивами, а также иллюстративных композиций по сказкам А.С.Пушкина для коридора отделения и игровой комнаты. Проект выполнен в 2011 году.
Проект выполнялся в течение года с марта 2010 – по март 2011 года. Работа членов объединения была отмечена грамотами заместителя Главы Сургутского района Г.А. Резяповой.
Следующим проектом, выполненным участниками объединения является оформление школьных рекреаций.
Рост опыта, активности и наличие сформированного эстетического вкуса позволили обучающимся расширить содержание своих проектов. Теперь на первом этапе подготовки проектов важное место имел выбор вида оформительской деятельности. Теперь в арсенале членов объединения «Радуга» было не только выполнение картин на шелке, но и рисование масляными красками, изготовление витражей, разработка и выполнение настенных панно. В зависимости от интересов и склонностей группы разрабатывали проекты по оформлению конкретных рекреаций школы в соответствии с выбранным стилем.
В результате выполнения проектов в 2011-2012 годах в школьных рекреациях и помещениях появились 30 картин по шелку, 2 картины масляной краской, 3 витража, 2 настенных панно. Самостоятельные картины выполнялись в обычном учебном порядке, затем подбирались и крепились на стены по схожести и стилю. Новым в рисовании картин стало выполнение триптихов и полиптихов. Эта работа выполняется после составления эскиза в масштабе с прорисовкой интерьера. Здесь важным звеном в выполнении проекта становится процесс «вписывания» комплекса из нескольких картин в конкретный интерьер, поиск дизайнерского решения. Затем вычерчиваются картоны в натуральную величину каждой картины, на них прорисовывается рисунок. По размеру картонов выпиливаются подрамники, на них натягивается ткань, на нее переносится рисунок и выполняется акриловыми красками. Готовые картины обрамляются рамками либо пластиковым уголком и закрепляются на стене.
В 2011 году в Лянторском городском салоне «Культура» состоялась выставка работ членов объединения «Радуга», где выставлялись около 20 картин по шелку акрилом и несколько работ масляной краской, выполненных учащимися начального и среднего звена. На сегодня готовится проект «Районная выставка учащихся объединения «Радуга», посвященный 80-летию Сургутского района, где будут представлены около 40 работ, выполненных учащимися.
В заключение, необходимо отметить, что художественно-эстетическое образование младших школьников в форме творческих проектов способствует не только обучению навыкам рисования, но и формированию таких ключевых умений как выбор, постановка целей и планирование работы, совершенствованию навыков коммуникации, самопрезентации и самоанализа, а также создает условия для самовыражения и социализации личности школьника. Кроме того, необходимо помнить, что все художественно-творческие виды деятельности выполняют терапевтическую функцию, снимая нервное напряжение, вызывают радостное приподнятое настроение, успокаивают, создают обстановку эмоционального благополучия.
Формирование творческой личности, создание эмоционально благоприятной обстановки для каждого ребенка, обеспечивающей его духовное развитие, предполагают усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей ребенка, развитию его личностных качеств. Главное в работе любого педагога, чтобы образовательная деятельность приносила детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, – это будет подкреплять его веру в собственные силы.