Сказка к уроку "Семена растительных сообществ"

Разделы: Биология


Жил-был хвойный лес, а рядом шумела березовая роща. Жили они дружно; вместе переносили невзгоды: делили пополам и трескучие морозы, и безжалостные ветра, и проливные дожди. Но были в лесу и радости; когда весной пригревало солнце, появлялись первые зеленые побеги, распускались листья, все в лесу оживало и радовалось приходу весны, ласковым лучам солнца, теплому ветерку, пенью птиц и предстоящему лету.

Однако наступили перемены, стали замечать березы, что их подружки с ельника, с которыми они долгими ночами перешептывались о своих секретах, отвернулись, стали зазнаваться и посматривать свысока на простенькие сарафанчики берез, хвастаясь своими пышными многолетними юбками из темно-зеленой хвои. “Что же произошло с подругами? ” – задавали себе вопрос березы.

И как-то зимой они нашли ответ на свой вопрос. Под Новый год поехало в ельник большое количество машин, каждую машину люди набивали елками и увозили их в город, и никто их больше не видел. А елки гордились тем, что человек каждый год забирает все больше и больше елей. И каждая с замиранием сердца ждала свой черед покрасоваться в городе своей красотой, в лесу-то скучно и никто ими не восхищается, то ли город с его большими домами и красивыми улицами, там совсем другая жизнь наступит, более интересная. По крайней мере, так рассуждали загордившиеся елки.

И два некогда дружных сообщества постепенно стали разъединяться. Раскинули ели свои ветвистые лапы во все стороны, расправили многолетние юбки, невмоготу стало светолюбивым растениям, и пришлось им перебираться с обжитых мест в березовую рощу.

А елям все мало, посбрасывали гнезда певчих птиц со своих веток, не дай бог, наряды попортят, и птицам пришлось искать другое пристанище. Стало в ельнике тихо и неуютно, молчаливо стояли ели, вечно всем недовольные, только мхи стелились у подножья стволов. И не осталось ни веселья, ни радости. Даже сестренки-сосенки и те стали держаться подальше от своих зазнавшихся родственниц.

А в березовой роще все шло своим чередом: весело пели птицы, спела земляника, порхали бабочки, как и прежде, березы шептались между собой, неустанно хлопали в ладоши по всякому поводу легкомысленные осинки, и все дышало покоем и радостью.

А еловый лес становился все темнее от зависти и злости. Ох, и разбирала елей спесь. Да никто перед ними не кланялся, не обращал на них внимания. Правда, иногда залетала сорока – белобока, посплетничать, а зазнайки надменно ее слушали да все думали, думали, как бы еще досадить березам, как бы их с насиженных мест выселить.

И однажды они придумали план...

... Как-то одним погожим деньком прилетела в березовую рощу сорока и уронила как-то невзначай еловую шишку. Шишка летела, летела, и вот присыпало ее осенней листвой, а потом хрустящим снегом. А когда весной пригрело солнышко, и ожила вся природа, ожила и шишка. Семя проклюнулось и – о, чудо... в траве показалась маленькая беззащитная елочка. Березы ее увидели, изумились, заспорили, зашептались, откуда, мол, она могла здесь появиться, вдали от родного леса, такая хрупкая и беззащитная?!

Прослышала про это чудо ворона, закаркала, что не к добру все это, дурной знак, даже хотела выдернуть молодой побег из почвы и выбросить от греха подальше. Но березы не позволили ей это сделать, защитили малышку.

Так и осталась маленькая елочка с молчаливого согласия обитателей леса в березняке.

И в зной, и в стужу защищали березы своими гибкими ветвями малышку; оберегали ее, дарили ей свое тепло и ласку.

А ворона каждый день навещала маленькое деревце и все трещала и трещала, про то, что она особенная, что не чета березам, что неподалеку растут настоящие родные сестры.

Прошло время, наступила очередная осень, елочка заметно подросла, приосанилась, а сорока все не унималась.

И вот он расправила свои пушистые ветки, огляделась вокруг и увидела, что стоит она, красавица, среди голых берез, и гордость захлестнула ее. Оттолкнула она подальше ветки берез и осин, некогда защищавших ее от непогоды, те удивились, молча посторонились.

Шли годы, елка росла и вытесняла потихоньку растущие вблизи цветы, кустарники, и пришло время, невмоготу стало березам, и отошли они в сторонку.

А дальше больше – на ели созрели шишки, и она принялась щедро разбрасывать по всему лесу на удивление его обитателям, ведь о ее скупости было известно всему лесу. Пришло время, и все забыли об этом событии, наступила зима, а затем весна. И только растаял снег, тут и там показались молодые побеги елей. В весенней неразберихе никто и не обратил внимания на это явление. Незаметно пролетело время, и на фоне белоснежных стволов берез зазеленели молодые ели.

Подросли, подтянулись елки и стали помаленьку вытеснять своих светолюбивых соседей. Постепенно они заполнили весь лес, только изредка можно было видеть тонкие стволы берез со слабыми ветвями. И исчезла некогда шумливая березовая роща, ее обитатели перебрались в более подходящие места. А на месте рощи сумрачно стоял ельник в величавом покое.

Но на этом история не закончилась. Пришел в лес человек, зашумели пилы, застучали топоры, и исчез ельник, как в воду канул.

... Опять наступила весна, появились первые зеленые ростки, и на месте сумрачного елового леса появилась молодая светолюбивая поросль. Глядишь, пройдет год, другой, и зашумит опять березовая роща.