Как показывает практика работы дошкольных образовательных учреждений, в настоящие время наблюдается высокий уровень хронических заболеваний нарушения осанки, а так же простудных респираторных заболеваний. В статье представлена программа “Расти здоровым, малыш!”, которая поможет педагогам сохранять и укреплять здоровье детей дошкольного возраста.
“Если нельзя вырастить ребенка, чтобы
он совсем не болел, то, во всяком случае,
поддерживать у него высокий уровень здоровья
вполне возможно”.
Н.М. Амосов
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового поколения. За последние годы состояние здоровья детей постоянно ухудшается. Это вызвано рядом факторов:
- дискомфортные условия проживания человека в разных регионах. Быстрое истощение резервных возможностей организма зимой, резкие перепады атмосферного давления, температуры, высокая влажность и загазованность воздуха.
- Ухудшение экологической обстановки, некачественная вода, химические добавки в продуктах питания, возрастающее светомерцание, электронно-лучевое облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая музыка).
- Значительное ограничение двигательной активности.
- Социальная напряженность в обществе.
Анализ заболеваемости детей нашего ДОУ показал достаточно высокий уровень хронических заболеваний нарушения осанки, а так же простудных респираторных заболеваний. Все это вызвало потребность углубленно заняться оздоровлением детей. Проанализировав современные программы и концепции, реализующие идеи сохранения здоровья ребенка, мы пришли к выводу, что все они имеют несомненные достоинства, богаты оригинальными идеями построения педагогической работы, однако не охватывают в полной мере все стороны жизнедеятельности ребенка в детском саду.
Актуальность проблемы оздоровления детей так же подтверждают следующие статистические данные на 2012- 2013 год:
- физиологически зрелыми рождаются не более 38% детей;
- 25—35% детей, пришедших в первый класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания;
- 80—85% выпускников средних школ находятся в “третьем состоянии”, т.е. они еще не знают, что больны;
- только 10—15% выпускников школ можно считать действительно здоровыми;
- 20% взрослого населения страны хронически больны, а 90% - находятся в “третьем состоянии”.
Поэтому и возникла потребность в разработке программы оздоровительной направленности. Для выработки грамотного, эффективного плана действий была составлена программа “Расти здоровым, малыш!”, которая стала инструментом ориентации и интеграции усилий всего коллектива к будущим желаемым результатам, с учетом перспективы.
Данная программа разработана на основе исходной оценки всей системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ:
- анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала);
- научно-методическое обеспечение (программы, методические рекомендации, наработанный опыт в ДОУ);
- конкурентное преимущество ДОУ по физкультурно-оздоровительной работе;
- материально-техническое обеспечение (помещение, оборудование);
- финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации программы);
- комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости: в случаях, в днях на одного ребенка, индекс здоровья и т.д.);
- анализ результатов физической подготовленности детей дошкольного возраста;
- характеристика физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ (занятия, кружки, внедрение системы здоровье сберегающих технологий).
Цель: наша программа ориентирована на решение одной общей проблемы сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Объединить усилия сотрудников ДОУ и родителей для эффективной организации оздоровительной работы.
- Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровье сберегающих технологий.
- Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья детей с учетом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребенка.
Основные принципы.
- Научности (использование научно-обоснованных и апробированных программ, технологий, методик).
- Доступности (использование здоровье сберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей).
- Активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников).
- Сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью).
- Единства мониторинга и коррекции (правильная интерпретация результатов медицинского, педагогического, психофизиологического мониторинга; планирование способов, методов и приемов коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных).
- Систематичности (реализация лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю).
- Целенаправленности (подчинение комплекса медико-педагогическое воздействий четко определенной цели).
- Оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).
Ожидаемые результаты:
- снижение уровня заболеваемости детей;
- овладение детьми навыками самооздоровления, здорового образа жизни;.
- закрепление оздоровительных мер в виде устойчивого психоматического состояния.
Основные направления.
- Оздоровление.
- Валеология.
- Физическое развитие.
- Психоэмоциональное благополучие.
- Мониторинг Коррекция.
Программа “Расти здоровым, малыш!” построена на идеях педагогической валеологии. Педагогическая валеология предусматривает формирование, сохранение и укрепление здоровья при помощи образовательных технологий. Используя адекватные возрасту детей игровые приемы, программа решает проблему потребности быть здоровым. Она имеет некоторые отличия от существующих программных рекомендаций для дошкольников: ее основа - еженедельные интегрированные оздоровительные, музыкальные и физкультурные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. В структуру оздоровительных занятий вплетены различные виды деятельности: дыхательные и двигательные упражнения, элементарные массажи, пальчиковые и подвижные игры, психогимнастика, ритмическая гимнастика, творческая импровизация.
Программа направлена на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний, формирование в ежедневной двигательной активности, привития культурно-гигиенических навыков.
Программа “Расти здоровым, малыш!” рассчитана для работы с детьми 2—7 лет (комплексно или фрагментарно). В роли организатора может выступать воспитатель каждой возрастной группы при взаимодействии с музыкальным руководителем.
Список используемой литературы
- Бауэр О.П., Волосникова Т.В. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений [Текст]/ О.П.Бауэр, Т.В.Волосникова – СПб: Детство-Пресс, 2007. – 340 с.
- Белов В.И. энциклопедия здоровья. [Текст] /В.И.Белов. -Москва:просвящение, 1994
- Вавилова Л.Н. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС СПО нового поколения [Текст]: методическое пособие / Л.Н. Вавилова, М.А. Гуляева. - Кемерово: ГОУ “КРИРПО”, 2012. – 180 с.
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Текст] : методическое пособие /.-М.:ТЦ Сфера,2010.-160с.
- Доронова Т.Н. Из детства - в отрочество [Текст]: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и разви-тия детей 4-7 лет/Т.Н.Доронова. -М.:просвещение, 2002. -143 с.
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Текст]/Автор-составитель Н.И. Еременко. -Волгоград: ИТД “Корифей”, 2009. -96 с.
- Колбанов В.В. конференция о веологии и образе жизни [Текст] //В.В.Колбанов. -Обруч, 1997. №3, с.10-15.
- Казанина О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы [Текст] / О.Б. Казанина. – Ярославль:
- Петрова С.В. О здоровье - всерьез [Текст] / С.В.Петрова. -.Дошкольное воспитание, 2001, №9, с.10-12.
- Рунова М.А. Радость в движении [Текст] / М.А.Рунова – М.: Просвещение, 2004. – 203 с.
- Силюк Н.А. Зимние физкультурные праздники для детей дошкольного возраста: пособие для практических работников ДОУ [Текст]/ Н.А.Силюк. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 103 с.
- Уманская А.А. волшебные точки [Текст]/ А.А.Уманская. – Здоровье. 1991, №5, с.10