Цель урока: изучить безопасные приемы труда, санитарии и гигиены. Характеристики кухонной и столовой посуды, особенности ухода за ней.
Задачи:
- обучить учащихся безопасным приемам труда, а также соблюдению санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов;
- развивать понимание того, что несоблюдение приемов безопасного труда и нарушение санитарно-гигиенических правил приводит к травмам и пищевым отравлениям;
- воспитание аккуратности и опрятности в работе, культуры безопасного труда.
Оборудование урока:
- компьютер, проектор;
- учебник “Технология. Обслуживающий труд”. 5 класс, О.А. Кожина. – М.: Дрофа, 2012;
- рабочая тетрадь “Технология. Обслуживающий труд”. 5 класс, О.А. Кожина. – М.: Дрофа, 2012;
- тетрадь в клеточку;
- цветные карандаши, фломастеры;
- конверты с карточками-заданиями.
Ход урока
1. Организационный этап (3 мин.)
Цель этапа: организация внимания учащихся, внутренней готовности к уроку.
Показатели выполнения дидактической задачи
этапа: кратковременность организационного
момента, готовность класса к работе, организация
внимания всех учащихся.
приветствие учащихся;
2. Этап актуализации опорных знаний (5 мин.)
Цель этапа: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом умения и навыки.
Показатели выполнения дидактической задачи этапа: возможность за короткий промежуток времени установить уровень знаний у большинства учащихся, актуализация и коррекция опорных понятий, ликвидация пробелов в знаниях.
Вопросы для повторения:
1. Что такое физиология питания?
2. Какова роль белков для организма человека?
3. Какова роль жиров для организма человека?
4. Какова роль углеводов для организма человека?
5. Какое значение для организма человека имеют витамины?
3. Мотивационный этап (5 мин.)
Цель этапа: сообщение темы нового материала, постановка перед учащимися учебной проблемы.
Показатели выполнения дидактической задачи этапа: активность познавательной деятельности учащихся, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока).
Сообщение учащимся темы урока.
На этом этапе девочкам предлагается просмотр фрагмента мультфильма “Федорино горе”, после просмотра которого, совместно с ученицами формулируются цель и задачи урока.
Вопросы для учащихся:
1. О чем этот мультфильм?
2. В чем была ошибка Федоры?
3. К чему могло бы привести поведение Федоры, если бы она не исправилась?
4. Одобряете ли вы поведение Федоры? Почему?
5. Как бы вы поступили на месте Федоры Егоровны?
6. Что вам запомнилось больше всего?
4. Этап изучения нового материала (20 мин.)
Цель этапа: дать учащимся конкретное представление об изучаемых правилах.
Показатели выполнения дидактической задачи этапа: правильность ответов учащихся, их действий, активное участие класса в работе.
Приготовление пищи требует безупречной чистоты, тщательного соблюдения санитарно-гигиенических правил. Очень часто причиной желудочно-кишечных заболеваний и пищевых отравлений могут быть не только недоброкачественные продукты, но и антисанитарное состояние кухни, кухонного инвентаря и приспособлений, небрежность и неаккуратность, которые допускаются в процессе приготовления пищи.
Существуют определенные санитарно-гигиенические правила работы на кухне: “Требования к содержанию помещения и оборудования”, “Требования к лицам, приготавливающим пищу”, “Требования к процессу приготовления пищи”, “Требования к хранению пищевых продуктов”, “Правила безопасной работы с электрическими приборами”, “Правила безопасной работы с горячими жидкостями”.
Чтобы нам познакомиться с ними, я предлагаю вам посетить студию по чистоте и гигиене “Чистюля” и поработать в ней экспертами по санитарии и гигиене.
Далее класс разбивается на три группы, каждой группе дается конверт с заданием.
В каждом конверте содержится по две карточки-требования:
Конверт № 1
- “Требования к содержанию помещения и оборудования” (карточка № 1)
- “Требования к лицам, приготавливающим пищу” (карточка № 2)
Конверт № 2
- “Требования к процессу приготовления пищи” (карточка № 1)
- “Требования к хранению пищевых продуктов” (карточка № 2)
Конверт № 3
- “Правила безопасной работы с электрическими приборами” (карточка № 1)
- “Правила безопасной работы с горячими жидкостями” (карточка № 2).
Кроме карточек-требований, в конвертах, на отдельных карточках, находятся сами требования (например: “Нельзя использовать посуду с прогнувшимся дном”, “Использовать можно только свежие продукты”, “Готовить пищу следует только в сменной обуви” и т.д.) Каждое из требований, правил написано на отдельной карточке.
Задача каждой команды заключается в том, чтобы правильно сопоставить требования находящиеся на карточках с карточками-требованиями.
После того, как ученицы справятся с заданием, первая команда экспертов переходит на рабочее место второй команды экспертов, вторая команда экспертов переходит на рабочее место третьей команды экспертов, третья команда экспертов переходит на рабочее место первой команды экспертов. Перейдя на новое место, команды осуществляют взаимопроверку, после чего происходит обсуждение данных требований и ошибок, совершенных экспертами.
На протяжении всей работы, девочки могут пользоваться учебником или рабочими тетрадями, которые помогут правильно сопоставить карточки друг с другом.
Проведение физкультминутки (использование мультимедийной презентации)
Сейчас мы познакомились с правилами санитарии и гигиены, которые необходимо соблюдать при приготовлении пищи. Предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: что может произойти, если пренебрегать этими правилами? (Учащиеся поднимают руку и высказываются. Обращаю внимание на тех, кто менее активно работает, сама обращаюсь к ним).
Молодцы, вы все говорите правильно. Чтобы нам с вами обобщить все, что вы сказали, предлагаю открыть учебник на странице 18 и прочитать о последствиях неправильной работы на кухне (читают по очереди, по одному абзацу).
Теперь давайте откроем рабочую тетрадь на странице 9 и под пунктами запишем причины пищевых отравлений (формулируем, записывают).
Что еще является для нас важным при приготовлении пищи? Конечно же, кухонная посуда. Сейчас мы будем разговаривать именно о ней. Какую кухонную посуду вы знаете? Какая посуда есть у вас дома? Знаете ли вы, как правильно ухаживать за кухонной посудой? (отвечают)
Предлагаю вам прогуляться по цветочной полянке. Для этого откройте обычную тетрадь и нарисуйте в ней поляну с цветами. Цветов должно быть не менее трех. Старайтесь, чтобы лепестки у цветов были большими, в них мы будем делать записи. Над цветами нарисуйте радугу. Раскрасьте свою полянку.
В центральном цветке, в его сердцевине, напишите слово “Посуда”, а в его лепестках, пользуясь учебником, напишите, какая посуда существует.
В цветке расположенном слева, в сердцевине, напишите слово “Сервизы”, в его лепестках, пользуясь учебником, напишите сервизы, которые существуют.
Теперь обратимся к цветку, расположенном справа. В его сердцевине напишите “Посуда бывает” и также, пользуясь учебником, заполните цветок.
У нас незаполненной осталась радуга. Что можно в ней написать? Может быть, мы напишем в ней наш лозунг? В радуге нам нужно записать вывод: “Хорошая посуда-гордость любой хозяйки”.
Последнее, что мы сегодня рассмотрим на уроке, это уход за посудой. Для этого снова воспользуемся рабочей тетрадью и учебником, а работать вы будете в парах, каждая парта -отдельная команда. Вам в рабочей тетради нужно будет цифрами указать последовательность выполнения действий при мытье посуды. После того, как вы выполните задание, мы обсудим, правильно ли вы его сделали (после выполнения задания, предлагаю высказаться отдельным командам).
5. Этап проверки понимания учащимися нового материала (3 мин.)
Цель этапа: установить, усвоили или нет учащиеся новый материал, содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы.
Показатели выполнения дидактической задачи этапа: устранение пробелов понимания учащимися нового материала, осознанность материала большинством слабых и средних учеников.
Вопросы для учащихся:
- С какими правилами санитарии и гигиены мы сегодня с вами познакомились?
- Какие требования предъявляются к лицам, приготавливающим пищу?
- Назовите причины пищевых отравлений.
- Какой набор посуды для приготовления пищи необходим на кухне?
- Какие правила ухода за кухонной посудой необходимо соблюдать?
После каждого ответа на вопрос, обращаюсь к девочкам с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ, найти другое, возможно более рациональное решение.
6. Этап закрепления нового материала (5 мин.)
Цель этапа: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Показатели выполнения дидактической задачи этапа: умение учащихся воспроизводить основные идеи нового материала, активность учащихся.
На этом этапе девочкам предлагается составить кроссворд из 5 слов, используя материал урока (задание выполняется на отдельном листе).
В случае, если девочки справятся быстро, то некоторые кроссворды можно разгадать на уроке (коллективно). В противоположной ситуации кроссворды собираются, перемешиваются и раздаются каждой девочке в качестве домашнего задания.
7. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин.)
Цель этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
Показатели выполнения дидактической задачи этапа: правильное выполнение домашнего задания всеми учениками.
В качестве домашнего задания девочкам предлагается работа в рабочей тетради, где необходимо будет письменно выполнить задания по пройденной теме (стр. 8-9 задания № 1, № 2, № 3).
8. Подведение итогов занятия (2 мин.)
Цель этапа: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
Показатели выполнения дидактической задачи этапа: максимум участия школьниц в оценке своей работы.
Оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.
Вопросы учащимся:
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Чему вы смогли научиться на уроке?
- Что вас удивило?
- Как вы думаете, пригодятся ли вам знания и умения, которые вы получили сегодня на уроке?