Урок чтения по теме «И.А.Крылов "Квартет"». 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (922 кБ)


(Слайд 1)

Цель:  формировать навыки и умения выразительного чтения басни;

Задачи:

  • учить детей умению анализировать басню, составлять характеристики героев
  • расширять словарный запас учащихся,
  • развивать мышление, память;
  • воспитывать нравственно-этические нормы поведения.

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, учебник, карточка для словарной работы – СМЫЧКОВЫЕ, кроссворд, поговорки, слова для игры «Фотоглаз»: гроза, шутка, щука, газета, вышел, каркнула, кума, летать, звонок, мультипликационный фильм по басне Крылова «Квартет»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел звонок
Начинается урок.
Нам надо многое понять,
Чтоб читателями стать.

II. Проверка домашнего задания

1) Актуализация знаний

– Произведения какого автора мы изучаем на последних уроках? (И.А.Крылова) (Слайд 2)
– Произведения каких жанров писал И.А.Крылов? (Слайд 3)
– А кто из вас может сказать, что такое басня? (Слайд 4)
– Что такое мораль басни (Слайд 5)

2) Работа по коррекции ВПФ (Слайд 6)

3) Упражнение "Фотоглаз". Учитель предъявляет слова по одному, время предъявления 1 сек. Дети читают молча.

Гроза, шутка, щука, газета, вышел, каркнула, кума, летать, звонок

– Какие из предъявленных слов встречались нам в изученных баснях? (Щука, каркнула, кума)
– В каких изученных баснях встречаются данные слова? («Щука и кот», «Ворона и лисица»)
– Какую басню мы читали на прошлом уроке? (Слон и Моська)
– Чему учит нас эта басня?  (Слайд 7)
– Крылов говорил, что его басни легко инсценировать. Давайте посмотрим, как это получится у наших ребят.
– Предоставим слово ребятам, которые нам расскажут о И. А. Крылове

Мы уже многое знаем о Крылове. Вспомним и обобщим свои знания.

4) Викторина о прочитанных баснях

– Дома вы должны были читать разные басни и проиллюстрировать одну из них. Посмотрим, как внимательно вы читали.

Ребята наизусть читают отрывки из басен, а остальные угадывают из каких басен строчки.

III. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Квартет».

IV. Работа над новым материалом

– Что такое КВАРТЕТ? (Слайд 8)

Где четыре музыканта
Замечательно играют
Этот маленький оркестрик
Все квартетом называют

Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей.
Проверим в словаре, а пока один ищет определение, мы повторим алгоритм работы над басней.

1) По названию и иллюстрации предполагаем о чем будет басня.

2) Словарная работа

Пленять – увлекать.
Чинно – строго по правилам.
Уселись чинно в ряд. 
Лад – согласие, порядок.
Прима — втора (первый — второй голос)

– Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы.

3) Первичное чтение басни хорошо читающими учениками.

– О ком в басне идет речь? (О животных, выступающих в роли музыкантов.)

4) Вторичное чтение басни учащимися самостоятельно.

Подчеркнуть карандашом другие непонятные  слова.
Представить музыкальные инструменты нам поможет презентация (Слайд 10)

– Все эти инструменты называются СМЫЧКОВЫЕ, так как звук извлекается смычком
– Расскажите, как вы поняли смысл басни?

5) Работа по иллюстрации перед выборочным чтением «Квартет (Слайд 11)

Рассматривание иллюстрации на доске

  • Сколько животных вы увидели на картине.
  • А речь, только каких животных звучит в басне?  (Cоловей, мартышка, осел.)
  • Что собрались делать животные? (Затеяли сыграть квартет.)
  • Как сам автор относится к их затее, всерьез или с насмешкой?

6) Выборочное чтение.

  • Найдите и прочитайте, кому какие инструменты достались. (Бас – медведю, мартышке– скрипка прима, альт–у осла, вторая скрипка у козла)
  • Как вы понимаете слова: «И сели на лужок под липки пленять своим искусством свет»? В самом деле, они могли пленять своим искусством?
  • Найдите и прочитайте, как автор называет мартышку (проказница).
  • Как вы думаете, кого считает Мартышка лучшим музыкантом в оркестре?
  • Как автор называет Мишку? (Косолапым).

У музыканта должны быть тонкие и гибкие пальцы.

  • Прочитайте, как они начали свою игру (Ударила в смычки, дерут, а толку нет)
  • Почему, по мнению мартышки, у них не получилась музыка?
  • Стали ли они лучше играть, когда расселись так, как предложила Мартышка?
  • Что предложил им осел, чтобы они могли осуществить задуманное? (Сесть рядом)
  • Каким хотел казаться осел в глазах у друзей? (Умным, знающим)
  • Получилась ли у них музыка?
  • Прочитайте строки, которые говорят о том, из-за чего же, по их мнению, «квартет нейдет на лад»

Просмотр отрывка из мультфильма «Квартет»  (Слайд 12, Приложение 1)

  • Ребята, а как вы думаете, в чем вина героев, чего им не хватает для осуществления мечты?
  • Почему Крылов в судьи выбирает именно соловья? ( Потому, что он прекрасный певец и вправе быть судьей незадачливых исполнителей.)
  • Прочитайте слова, которые выражают смысл басни

7) Чтение по ролям.

(Учитель нацеливает учащихся на тон и цель чтения.)

мартышка: читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая.
осел: читать громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды.
 соловей: читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка.

Вопрос перед чтением: К какой ситуации из нашей жизни могут подойти «крылатые слова» этой басни?

V. Закрепление материала

1) Отгадайте кроссворд (Слайд 13)

По горизонтали.

  1. Кто написал басню Квартет? (Крылов)
  2. На каких инструментах играли звери? (Смычковые)
  3. Что сделала ворона, когда услышала в свой адрес льстивые речи? (Каркнула)
  4. Один из горе-музыкантов в басне “Квартет”. (Мартышка)
  5. Главный герой  ранее нами изученной басни Крылова. (Кот)
  6. Чтоб музыкантом быть, что надобно…? (уменье)
  7. Какой порок высмеивает Крылов в басне «Ворона и лисица» (Лесть)

2) К какой из басен нами изученных относятся следующие пословицы?   (Слайд 14)

  • Верь своим очам, а не чужим речам. «Ворона и лисица»
  • Всяк мастер на свой лад. «Щука и кот»
  • Не учась (Не умеючи) и лаптя не сплетешь. «Квартет»

VI. Домашнее задание

– Выразительное чтение басни по ролям.

VII. Итог урока

– Чему учат басни И.А.Крылова? (Скромности, доброте, стремлению к глубоким знаниям.)
– В нашей библиотеке есть много книг И.А.Крылова, кого заинтересовали его басни можно продолжить знакомство с ними самостоятельно.
– Посмотрите на выставку книг с баснями И.А.Крылова, представленную в классе.
– Я надеюсь, что и в вашей памяти надолго останутся слова И.А.Крылова, которые помогут вам стать лучше.

Оценивание работы на уроке учащихся.