Цель урока: Сформировать у обучающихся представление об обмене веществ.
Задачи урока:
1.Образовательные: Раскрыть сущность обмена веществ, разъяснить значение пластического и энергетического обменов, их взаимосвязь, раскрыть особенности обмена воды, минеральных солей, белков, жиров, углеводов.
2. Развивающие: развивать умения работать с учебником; научить делать самостоятельные выводы и обобщения; продолжить развитие умений сравнивать биологические процессы, анализировать.
3. Воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения и познавательного интереса к предмету; содействовать развитию коммуникативной культуры, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, воспитывать положительные мотивы к учению.
Методы: фронтальная беседа, проблемные вопросы, групповая работа, синквейн.
Ход урока
1. Организационный момент. Слайд №1,2
Учитель:Урок мы начнем с изучения новой темы “Обмен веществ. Виды обмена веществ”.
Оглядываясь вокруг, мы восхищаемся великим разнообразием живых существ. Они отличаются друг от друга цветом, формой, величиной, строением. Но объединяет всех их одно - жизнь.
Вопрос классу: - Ребята, давайте вспомним признаки живых организмов.Слайд № 3
Проникнуть в тайны жизни человек пытался очень давно. Было доказано, что различие между живой и неживой природой заключается в особом строении живого существа и в специфических химических процессах, постоянно происходящих между организмом и внешней средой. Совокупность этих процессов и представляет собой основу жизни - обмен веществ.
- Дайте определение обмена веществ. Слайд №4
Любой живой организм – открытая система, которая потребляет из окружающей среды различные вещества и выделяет в окружающую среду продукты жизнедеятельности.
Вопрос классу: - Какие вещества поступают в организм человека из окружающей среды? (ответы учащихся). Слайд № 5
- Какие вещества удаляются из организма человека в процессе жизнедеятельности? (ответы учащихся). Показ слайда № 6
2. Активизация знаний учащихся (вызов).
Учитель задает вопросы классу. Слайд № 7
1. Что такое обмен веществ?
2. Что такое ассимиляция?
3. Что такое диссимиляция?
4. Какова роль обмена веществ в организме?
5. В чем сущность подготовительного этапа обмена веществ?
6. Чем завершается подготовительная стадия? Где она происходит?
7. В чем состоит физиологическая роль жиров?
8. Где образуются основные запасы углеводов в организме, в виде какого соединения они существуют?
9. Почему растущий организм нуждается в белках больше, чем взрослый?
10. Что является конечными продуктами распада углеводов, жиров, белков?
Учащиеся не могут дать ответы на все эти вопросы.
Учитель: Пока мы еще не можем ответить на все эти вопросы, т.к. нам не хватает информации. Чтобы ответить на вопросы, нам надо обратиться к новому материалу.
3. Изучение нового материала (осмысление).
Текст параграфов № 36, 37 разбиваются на отрывки для самообучения. Учащиеся садятся в группы по 5-6 человек. Каждая группа работает с определенным текстом.
- 1 группа – Две стороны единого процесса обмена веществ.
- 2 группа – Обмен воды и минеральных солей”.
- 3 группа – Обмен белков в организме.
- 4 группа – Обмен жиров.
- 5 группа – Обмен углеводов. Нарушения обмена веществ. Слайд №8
Алгоритм работы учащихся в группах:
1. Каждый учащийся в группе читает текст.
2. Все вместе учащиеся составляют опорный конспект в виде кластера, таблицы, схемы, рисунка, записи отдельных ключевых слов фиксируют главные для них понятия.
3. Этот конспект выполняют на листе ватмана (1 ученик), все остальные у себя в тетрадях.
4. Каждая группа выбирает 1 ученика своего “эксперта” или “ специалиста”, который будет выступать со своей презентацией у доски.
Презентация всех групп у доски.
От каждой группы выходят “специалисты”, вывешивают на доске презентационные листы, идет рассказ новой темы.
Все остальные учащиеся во время презентации делают в своих тетрадях опорные конспекты других групп. По окончании презентаций у всех учащихся в тетрадях должно быть 5 опорных конспекта.
После каждой презентации учащихся идет показ слайдов по соответствующей теме.
- 1 группа – слайды № 9-13
- 2 группа – слайды № 15-18
- 3 группа – слайды № 20,21
- 4 группа – слайд № 22
- 5 группа – слайд № 23- 29
4. Стадия рефлексии.
Учитель: А теперь снова попробуем ответить на вопросы, которые задавались вам вначале урока.
- Идет работа по вопросам.
Для закрепления нового материала учащиеся составляют синквейны. Показ слайда. № 30
Затем идет обсуждение синквейнов, выбираются наиболее удачные и записываются в тетрадь.
Пример синквейна: Слайд № 31
1. Обмен веществ.
2. Пластический, энергетический.
3.Синтезируются, распадаются.
4. Обмен веществ - важное свойство всех живых организмов.
5. Метаболизм.
Более сложный уровень рефлексии предполагает решение задач, ответы на которые нельзя прямо найти в учебнике.
Например:
1. Вычислите свою примерную суточную потребность в воде, если суточная потребность в ней для взрослого человека равна 40 г. на 1 кг.массы тела.
2. Почему жители полярных стран много употребляют жирной пищи?
3. Объясните следующий факт: белую мышь кормили исключительно белками и не давали ей углеводы. После смерти мыши в её печени был обнаружен животный крахмал – гликоген.
4. Отличается ли масса вылупившегося из яйца цыпленка и остатков скорлупы от массы яйца, определенной до инкубации?
5. При откорме свиней использовали корм, богатый углеводами. Однако, несмотря на отсутствие жиров, у животных образовался толстый слой подкожного жира. Почему?
6. Кенгуровая крыса, моль, мучной червь могут всю жизнь обходиться без воды. Как им это удается?
В результате беседы можно поставить некоторым учащимся оценки.
Или можно провести небольшую проверочную работу в виде, биологического диктанта по изучаемому материалу. Оценки получают все учащиеся класса.
1. Какие органы принимают участие в выведении воды из организма человека?
2. Какие 2 основные функции выполняют органические вещества в организме?
3. До каких конечных продуктов расщепляются белки в клетках человека?
4. На какие вещества распадаются жиры под действием ферментов пищеварительного канала?
5. Каковы основные функции жиров в организме?
6. В какой форме запасается избыток углеводов у человека?
7. Каковы основные функции белков в организме?
8. Какова основная функция углеводов?
9. Дайте определение пластическому обмену.
10. Дайте определение энергетическому обмену.
5. Итог урока. Слайд №32
6. Домашнее задание: параграфы №36, 37.