Технология: педагогические мастерские
Цель урока: на примере русской народной сказки “Каша из топора” познакомить учащихся с новой жанровой формой – бытовая сказка.
Оборудование: лист с перечнем сказок, запись русской народной песни “Ах вы сени, мои сени...”, запись сказочной мелодии, домик для сказок, чугунок с заданиями – свитками, диск с записью сказки, мордочки – колобки.
Предварительная подготовка:
За несколько дней на доску вывешивается список с названиями сказок, которые детям хорошо знакомы (читали в 1 классе, летом по внеклассному чтению).
Детям дается задание – самостоятельно выбрать из списка понравившуюся сказку и подготовить к ней иллюстрацию.
- Лиса и журавль
- Колобок
- Лиса и Заяц
- По-щучьему велению
- Летучий корабль
- Волк и семеро козлят
- Лиса и Тетерев
- Петушок и бобовое зернышко
- Теремок
- Рукавичка
- Лягушка – царевна
- Репка
Ход урока
Играет плясовая музыка “Ах вы сени, мои сени”, дети, пританцовывая, заходят в класс, рассаживаются на места. На партах – иллюстрации со сказками.
На доске слова:
“Что за прелесть эти сказки” А.С. Пушкин
- Ребята, а за что вы любите сказки?
- Вспомните, какие бывают сказки?
- Распределите иллюстрации по домикам, обосновывая свой ответ.
(Каждый ребенок выходит к доске со своим рисунком, называет вид сказки, обосновывает ответ и прикрепляет рисунок к нужному домику)
- Согласны ли вы с ответом?
- У кого другое мнение?
- Какая сказка у нас осталась?
- В какой домик мы ее поселим? (дети высказывают свое мнение, начинают сомневаться и не приходят к единому мнению)
- Давайте пока поселим эту сказку в третий домик, а может быть к концу урока нам удастся определить вид этой сказки (на доску прикрепляется “пустой”, без надписи, домик):
Первичное восприятие новой сказки.
Звучит сказочная музыка. На столе учителя появляется “волшебный” чугунок, в котором обычно “варятся” чудеса.
- Ребята, у нас на уроке сегодня опять появился чугунок. Давайте заглянем в него. Что в этот раз интересного он нам “сварил”?
- Посмотрите, здесь какое-то серебряное блюдечко. Что это такое? (диск с текстом новой сказки).
- Давайте послушаем русскую народную сказку “Каша из топора”.
- Откройте учебники, рассмотрите иллюстрацию к сказке. Она поможет вам “увидеть” сказку.
(Дети одновременно слушают звукозапись и следят по тексту сказки в учебнике)
- Какие у вас впечатления от прочитанного?
- Что удивило?
- О чем подумали?
Словарная работа.
- Какие слова были вам не понятны?
Работа в группах.
- Посмотрите, в нашем “волшебном” чугунке еще что-то есть!
(Дети достают свитки с заданиями для групп)
1 группа:
- Кто из героев понравился? Чем?
- Кто не понравился? Чем?
- О чем эта сказка, которую вы прочитали?
2 группа:
- Что вы можете сказать о старухе?
- Что хорошего вы в ней заметили?
- О чем сказка, которую вы прочитали?
3 группа:
- Понравился ли вам солдат? Какой он?
- Если ли в нем то, что вам очень понравилось?
- О чем эта сказка, которую вы прочитали?
(Идет обсуждение в группах)
После обсуждения дети афишируют свои ответы, обосновывают их, подтверждая словами текста. В обсуждение привлекается весь класс.
- Так о чем же вы прочитали сказку “Каша из топора”?
На доске варианты ответов детей:
- о людях
- о их поступках
- о жизни
- Да, эта сказка о жизни людей и их поступках.
- Как вы считаете, к какому виду относится эта сказка?
- Кто знает, что значит ЖИТЬ?
- Да, действительно, ЖИТЬ – это значит БЫТЬ.
Вы сказали, что эта сказка ЖИЗНЕННАЯ, а по-другому? ...
- БЫТОВАЯ
(Название помещается в третий домик и туда же прикрепляется название сказки “Каша из топора”.
- Какие еще бытовые сказки вы знаете? (обсуждение в группах)
- Давайте вернемся к началу урока и вспомним, какую сказку мы не смогли поместить в нужный домик? (“Репка)
- Как вы теперь думаете, к какому виду относится эта сказка? (бытовая)
Домашнее задание.
- Дома вы прочитаете русскую народную сказку “Гуси – лебеди”.
- Мне будет интересно, к какому виду вы ее отнесете?
Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Ой, в нашем чугунке еще что-то появилось! Да ведь это колобки. Только у них чего-то не хватает.
- Колобки просят вас нарисовать им ротики. А вот от того, какой ротик вы нарисуете, я пойму, понравился ли вам урок, комфортно ли вам было на уроке:
- не понравилось – грустный
- понравилось, но не очень – серьезный
- понравилось – улыбка
- очень - очень понравилось - смех