Урок литературного чтения "Русская народная сказка «Каша из топора»". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Технология: педагогические мастерские

Цель урока: на примере русской народной сказки “Каша из топора” познакомить учащихся с новой жанровой формой – бытовая сказка.

Оборудование: лист с перечнем сказок, запись русской народной песни “Ах вы сени, мои сени...”, запись сказочной мелодии, домик для сказок, чугунок с заданиями – свитками, диск с записью сказки, мордочки – колобки.

Предварительная подготовка:

За несколько дней на доску вывешивается список с названиями сказок, которые детям хорошо знакомы (читали в 1 классе, летом по внеклассному чтению).

Детям дается задание – самостоятельно выбрать из списка понравившуюся сказку и подготовить к ней иллюстрацию.

  • Лиса и журавль
  • Колобок
  • Лиса и Заяц
  • По-щучьему велению
  • Летучий корабль
  • Волк и семеро козлят
  • Лиса и Тетерев
  • Петушок и бобовое зернышко
  • Теремок
  • Рукавичка
  • Лягушка – царевна
  • Репка

Ход урока

Играет плясовая музыка “Ах вы сени, мои сени”, дети, пританцовывая, заходят в класс, рассаживаются на места. На партах – иллюстрации со сказками.

На доске слова:

“Что за прелесть эти сказки” А.С. Пушкин

- Ребята, а за что вы любите сказки?

- Вспомните, какие бывают сказки?

- Распределите иллюстрации по домикам, обосновывая свой ответ.

(Каждый ребенок выходит к доске со своим рисунком, называет вид сказки, обосновывает ответ и прикрепляет рисунок к нужному домику)

- Согласны ли вы с ответом?

- У кого другое мнение?

- Какая сказка у нас осталась?

- В какой домик мы ее поселим? (дети высказывают свое мнение, начинают сомневаться и не приходят к единому мнению)

- Давайте пока поселим эту сказку в третий домик, а может быть к концу урока нам удастся определить вид этой сказки (на доску прикрепляется “пустой”, без надписи, домик):

Первичное восприятие новой сказки.

Звучит сказочная музыка. На столе учителя появляется “волшебный” чугунок, в котором обычно “варятся” чудеса.

- Ребята, у нас на уроке сегодня опять появился чугунок. Давайте заглянем в него. Что в этот раз интересного он нам “сварил”?

- Посмотрите, здесь какое-то серебряное блюдечко. Что это такое? (диск с текстом новой сказки).

- Давайте послушаем русскую народную сказку “Каша из топора”.

- Откройте учебники, рассмотрите иллюстрацию к сказке. Она поможет вам “увидеть” сказку.

(Дети одновременно слушают звукозапись и следят по тексту сказки в учебнике)

- Какие у вас впечатления от прочитанного?

- Что удивило?

- О чем подумали?

Словарная работа.

- Какие слова были вам не понятны?

Работа в группах.

- Посмотрите, в нашем “волшебном” чугунке еще что-то есть!

(Дети достают свитки с заданиями для групп)

1 группа:

  • Кто из героев понравился? Чем?
  • Кто не понравился? Чем?
  • О чем эта сказка, которую вы прочитали?

2 группа:

  • Что вы можете сказать о старухе?
  • Что хорошего вы в ней заметили?
  • О чем сказка, которую вы прочитали?

3 группа:

  • Понравился ли вам солдат? Какой он?
  • Если ли в нем то, что вам очень понравилось?
  • О чем эта сказка, которую вы прочитали?

(Идет обсуждение в группах)

После обсуждения дети афишируют свои ответы, обосновывают их, подтверждая словами текста. В обсуждение привлекается весь класс.

- Так о чем же вы прочитали сказку “Каша из топора”?

На доске варианты ответов детей:

  • о людях
  • о их поступках
  • о жизни

- Да, эта сказка о жизни людей и их поступках.

- Как вы считаете, к какому виду относится эта сказка?

- Кто знает, что значит ЖИТЬ?

- Да, действительно, ЖИТЬ – это значит БЫТЬ.

Вы сказали, что эта сказка ЖИЗНЕННАЯ, а по-другому? ...

- БЫТОВАЯ

(Название помещается в третий домик и туда же прикрепляется название сказки “Каша из топора”.

- Какие еще бытовые сказки вы знаете? (обсуждение в группах)

- Давайте вернемся к началу урока и вспомним, какую сказку мы не смогли поместить в нужный домик? (“Репка)

- Как вы теперь думаете, к какому виду относится эта сказка? (бытовая)

Домашнее задание.

- Дома вы прочитаете русскую народную сказку “Гуси – лебеди”.

- Мне будет интересно, к какому виду вы ее отнесете?

Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Ой, в нашем чугунке еще что-то появилось! Да ведь это колобки. Только у них чего-то не хватает.

- Колобки просят вас нарисовать им ротики. А вот от того, какой ротик вы нарисуете, я пойму, понравился ли вам урок, комфортно ли вам было на уроке:

  • не понравилось – грустный
  • понравилось, но не очень – серьезный
  • понравилось – улыбка
  • очень - очень понравилось - смех