План урока (на доске или заострить внимание в презентации):
1. Особенности ПГП и ЭГП США.
2. Динамика численности населения.
3. Особенности размещения населения. Внутренние и внешние миграции.
4. Образ жизни американцев (“американские стандарты”). Высокий уровень и качество жизни.
5. Занятость американского населения и современные сдвиги в хозяйстве.
Ход урока
№ | Действия учителя | Действия ученика | Рекомендации |
Рассказ учителя с
использованием карты/презентации: США - федерация в составе 50 штатов (48 смежных, а также Аляска и Гавайи) и федерального (столичного) округа Колумбия. Посмотрите, пожалуйста, историю присоединения штатов в презентации – жёлтым кружком отмечено место начала этого процесса (дополнение - Приложение 2). Каждый штат имеет свою конституцию, законодательные и исполнительные органы. Исполнительная власть в штатах осуществляется губернаторами, избираемыми населением штатов на срок два или четыре года. США - президентская республика. Во главе государства стоит президент, избираемый на четыре года, но не более чем на два срока (настоящий президент США – Барак Обама). Он же является главой исполнительной власти и формирует правительство в составе министров (министр иностранных дел в США называется государственным секретарем). Законодательная власть принадлежит Конгрессу, состоящему из двух палат - Сената (100 членов, избираемых по два от каждого штата) и Палаты представителей (435 членов, избираемых населением). Меридиональный характер рельефа отразился на климатических и почвенно-растительных особенностях, повлиял на формирование транспортной сети и характер расселения. Территория страны подразделяется на гористую, преимущественно засушливую западную часть и в основном равнинную влажную восточную; центр страны занимают обширные Внутренние равнины, благоприятные для сельского хозяйства. |
Работа с физической картой США в атласе; запись ключевых моментов рассказа и выводов в тетради | Слайды №3-4 | |
Оценка ПГП и ЭГП. Задание и вопросы: 1) Дайте характеристику ЭГП США. 2) Действительно ли ЭГП США является выгодным? Почему вы так думаете? |
Ответы на поставленные вопросы с использованием схемы “Состав территории США”, текста учебника, с. 295, и атласа, план характеристики ЭГП страны - с. 222. | Слайды №5, 6 | |
Динамика численности населения
США в ХХ в. Рассказ учителя. Общая характеристика населения По численности населения США занимает 3-е место в мире (300 млн. человек (2006 г.), в том числе белые - 82%, темнокожие (афроамериканцы, которых сами американцы часто называют “цветные”) - 13%, представители других этнических групп - 5%). В течение одного только ХХ в. число жителей возросло в 3,7 раза. Однако времена, когда США как молодая нация занимали одно из первых мест в мире по естественному приросту населения, давно прошли. В 80-90-x гг. такой прирост заметно снизился, что нашло отражение на половозрастной пирамиде (см. рис. 79, с. 298, слайд №7 презентации). Абсолютный годовой прирост населения составляет 2-2,5 млн. человек, обеспечивая его расширенное воспроизводство. Однако 40 % этого прироста обеспечивается благодаря иммиграции, которая оказывает большое влияние на динамику численности населения США. В текущем столетии темпы прироста населения США, особенно в последние десятилетия, снижается, хотя и остаются более высокими, чем в других развитых странах мира. В наибольшей степени это объясняется постепенным вхождением народонаселения США в завершающую стадию “демографического перехода” (от высоких показателей рождаемости и смертности к низким). В 2006 г. коэффициент естественного прироста в стране был равен 6,6‰ (при показателях рождаемости - 14,9‰ и смертности - 8,26‰). Продолжительность жизни у мужчин составляет 75 лет, у женщин - 81 год. |
Работа с половозрастной пирамидой США в учебнике (рис. 79, с. 298); запись ключевых моментов рассказа и выводов в тетради | Слайд №7 | |
Национальный состав, внешние
миграции, размещение. Вопрос: Как сформировалась современная американская нация? В какие исторические периоды был наибольший наплыв? Для ответа используйте дополнительный текст [4], с. 319 учебника, а также с.296-297. Сегодня страна занимает первое место в мире по численности мигрантов. В 2006 г. их доля в общей численности населения страны достигла 38,4 млн. человек, или 13% населения. Яркой специфичной особенностью расово-этнической структуры США является наличие в ней крупной негритянской общины, хотя она трансформировалась в результате физического смешения с представителями европеоидной и монголоидной рас.
Вывод: таким образом, современная американская нация сформировалась из различных этнических общностей. |
Ответ: Современная американская
нация это, прежде всего, результат этнического
смешения и слияния переселенцев из разных частей
света, и в особенности из Европы и Африки.
Исторические периоды наибольшего наплыва
иммигрантов: 1) в начале XIX в. в страну прибыло - 60 млн. человек из 70 стран. Вплоть до 70-х гг. ХХ века среди них преобладали англичане, шотландцы и ирландцы, и поэтому английский язык стал для США государственным; 2) во второй половине ХХ в. иммиграция из Европы уменьшилась, но зато увеличилось количество иммигрантов из Азии и особенно из Латинской Америки (большей частью из Мексики). 3) в течение ХVI и в начале ХIX вв. в южные штаты было завезено из Африки много негров-рабов. |
Слайд №8, в слабых классах можно не задавать вопрос, а рассказать ответ сразу. | |
Вопрос: Как называют нелегальных рабочих из Мексики? | Ответ: Их называют “брасерос” - люди, предлагающие свои руки | Можно пропустить | |
Вопрос: В какие этнические группы
объединяют население США? Для ответа используйте учебник, с. 296 |
Ответ: В США живут представители
более ста этносов, их объединяют в три главные
этнические группы: 1) американцы США (потомки переселенцев разных национальностей); 2) аборигены (индейцы, эскимосы и др.) - менее 1 %; 3) черные американцы (афроамериканцы, негры), доля которых в населении США - 13 %; 4) переходные иммигранты (переселившиеся в США за последнее время). |
Слайд №9 используется после того, как учащиеся самостоятельно найдут ответ в учебнике. | |
Вопрос: Как с национальным составом связан его религиозный состав? Для ответа используйте дополнительный текст (интересные факты) [6], с. 319 учебника | Ответ: В США зарегистрировано около 260 различных церквей, в том числе 86 насчитывают более 50 тыс. последователей каждая. Религиозная принадлежность американцев тесно связана с их происхождением: потомки выходцев из Италии, Испании, Польши - католики; из Великобритании, скандинавских стран - протестанты, из России, Греции – православные. | В слабых классах можно не задавать вопрос, а рассказать ответ сразу. | |
Особенности размещения
населения. По показателю средней плотности населения США занимает 18-е место в мире - 31 чел. на км. кв. Вопрос: Какие различия характерны для размещения населения в пределах страны? Для ответа используйте учебник, с. 297, атлас – карта плотности населения, и слайд презентации №10 |
Запись в тетради.
Ответ: 70 % жителей США проживают всего на 12 % от общей площади страны; в приморских и приозерных штатах - 350-400 чел. на км. кв.. В горных штатах - 2-5 чел. на 1 км. кв. |
Слайд №10 | |
Внутренние миграции. Рассказ
учителя. В последнее время заметно возросли внутренние миграции населения, в первую очередь пенсионеров, из штатов Севера (“снежный пояс”) в штаты Юга (“солнечный пояс”). В целом быстрее всего растет население Техаса, Флориды и особенно Калифорнии. Происходят крупные сдвиги в размещении населения. Существенно увеличилась доля Запада. Это результат его более быстрого экономического (в том числе и индустриального) развития, в то время как Север испытывал хозяйственный застой, переживал довольно болезненную перестройку структуры своей экономики. На размещение населения США влияет урбанизация. Каждые трое из четырех американцев живут в городах, общее число которых достигает почти 9 тыс. Столица - Вашингтон, население которого вместе с пригородами составляет 3,4 млн. человек Крупнейшие города (с пригородами) - Нью-Йорк (17,6 млн. жителей), Чикаго (8 млн.), Лос-Анджелес (7 млн.). |
Запись ключевых моментов в тетради. | Слайд №11 | |
Задание: рассмотрите специфические черты североамериканского типа города. Какой можно сделать вывод? Для ответа используйте учебник, с. 297, и рисунки 81, 82 (с.298) | Вывод: США - типичная страна городских агломераций. | ||
Урбанизация. Рассказ учителя. • В 1950 г. в США насчитывалось 170 городских агломераций; • в конце 90-х - около 300; • городов-”миллионеров” в США - 10; • агломераций - “миллионеров” - 56 В стране 3 мегалополиса: 1) Северо-Восточный, протянувшийся от Бостона до Вашингтона, сокращенно называют “Босваш”; 2) Приозерный, расположенный между Чикаго и Питсбургом, - “Чипитс”; 3) Калифорнийский - между Сан-Франциско и Сан-Диего - называют сокращенно “Сан-Сан”. |
Запись ключевых моментов в
тетради. По слайду №11 и карте атласа учащиеся самостоятельно находят местоположение трёх мегалополисов |
Слайд №12 | |
Вопрос: Какой процесс получил наименование субурбанизации? Работа с текстом учебника с. 300. | Запись ответа в тетради (Убывание населения из центральных частей городов в периферийные части агломераций.) | В слабом классе можно продиктовать. | |
Сельское население живет на отдельно расположенных фермах, которые по условиям быта не очень сильно отличаются от городских. Выполните самостоятельно задание №2 (творческое) на странице 323 | Запись вывода в тетради: следовательно, городской образ жизни, по существу, безраздельно господствует во всей стране | В слабом классе можно пропустить | |
Образ жизни американцев
(американские “стандарты”). Высокий уровень и
качество жизни. Рассказ учителя. Население США имеет самые высокие в мире показатели личного потребления. Средний американец стремится жить непременно пусть в небольшом, но собственном доме. Распространены трейлеры - жилые прицепы, их используют 30 млн. американцев (климатические условия позволяют использование). Высокое качество автомобильных дорог. И самый высокий показатель уровня автомобилизации. По насыщенности личными автомобилями из расчета на 1000 жителей США занимают первое место в мире. В образе жизни преобладает неизбежность конкуренции. Американские газеты отличаются очень большим объемом. В крупных городах газеты выходят на 80-120 полосах. Вместе с рекламными приложениями такая газета весит 2-3 кг. Законодательство США опирается на неприкосновенность частной собственности, отсюда некоторые специфические законы. Учителю необходимо объяснить учащимся, что такое “trespass” - см. дополнительный материал к уроку – приложение 3.
Символы США - Статуя Свободы и американский флаг Статуя Свободы - это больше чем памятник. Это живой символ свободы для миллионов людей во всем мире |
Запись ключевых моментов в тетради. |
Слайд №13.
Слайд №14 Обратить внимание учащихся на высоту забора между участками. Слайд №15 Если позволяет время подробно рассказать об истории Статуи Свободы и американского флага. |
|
Занятость американского
населения и современные сдвиги в хозяйстве.
Рассказ учителя Классовая структура населения типична для развитой капиталистической страны: небольшая группа миллиардеров и миллионеров, несколько большая прослойка крупной и средней буржуазии, миллионы рабочих, служащих и мелких фермеров. Около 9/10 американцев работают по найму, свыше 1/3 из них - рабочие. Количество людей, занятых в сельском хозяйстве, в 7 раз меньше, чем в промышленности. |
Запись ключевых моментов в тетради. | Слайд №16 | |
Домашнее задание: с. 295-300 учебника изучить, обязательно повторить материалы сегодняшнего урока. Письменно выполнить дополнительное задание (для удовольствия) в упражнении №2 – составить кроссворд “Штаты и города США” | Запись домашнего задания в дневник |