Цель урока: обобщить знания, полученные в ходе изучения темы “Межотраслевые комплексы России”, прививать интерес к курсу “Экономическая и социальная география России”, помочь понять детям, как можно применять знания на практике.
Оборудование: физическая карта России, таблица, на доске, атласы, тетради.
Профессия | Сфера | Отрасль |
Класс делится на 4 команды, столы расставлены полукругом.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке обобщающего повторения вы должны показать свои знания и умения ориентироваться в повседневной жизни.
“Экономика” - искусство ведения домашнего хозяйства, поэтому на уроках мы должны поучиться хозяйничать.
2.Экономический ринг начинаем первым конкурсом – тестированием. На удобный вариант ответа вы поднимаете руки.
а) Вам предоставляется возможность открыть свое предприятие. Что вы предпочтете?
- Магазин.
- Промышленное предприятие.
- Салон красоты.
- Кафе.
- С/х предприятие.
Б) Кем вы хотите стать?
- Учителем.
- Инженером.
- Менеджером.
- Экономистом.
- Фермером.
в) Вы выиграли в игру “Час фортуны” четырехкомнатную квартиру в Москве. Что вы с ней сделаете?
- Будете жить.
- Продадите.
- Сдадите в аренду.
г) Как вы распорядитесь своим ваучером?
- Продадите.
- Купите акции предприятия.
- Отдадите родителям.
- Пподарите.
е) С кем вы любите проводить свободное время?
- В кругу семьи.
- В одиночестве.
- Посещать зрелищные мероприятия.
- В кругу друзей.
3. На нашем ринге 2 конкурс-аукцион. На него я предлагаю экономические понятия. Вы должны “купить” одно понятие своими знаниями и заработать название своей команде.
а) Менеджер.
б) Брокер.
в) Маклер.
г) Биржа.
д) Маркетинг.
Дети дают определение этим понятиям.
Итак, команды получили названия.
4. Конкурс 3 – презентация экономических знаний по форме “ты - мне, я - тебе”.
Дети задают друг другу вопросы по экономической и социальной географии России…
- Что такое “специализация производства”?
- Что такое “деньги”? …и другие.
5. Конкурс “Дело было вечером, делать было нечего”.
Команды на ринг предоставляют литературные произведения, где говорится о профессиях.
В это время на доске заполняют таблицу члены из команды соперника, кому это произведение адресовалось.
Например, “маклер” посвящает свое произведение “брокеру”.
Это отрывок стихотворения Д. Родари “Какого цвета ремесла”. Ученик из команды “брокер” на доске заполняет таблицу.
Профессия | Сфера | МОК или отрасль |
булочник кочегар врач |
производственная производственная непроизводственная |
пищевая топливная здравоохранение |
Ребята взяли произведение Михалкова “Дядя Степа”, “А что у вас?”, “Кем быть” Маяковского.
6. Конкурсс “Размещаем - строим”.
На основе статистических данных команды пытаются выяснить факторы размещения предприятий и рационально разместить (построить) предприятия на территории России.
Команды размещали:
- приборостроительный з-д;
- сахарный з-д;
- лесопильный з-д;
- текстильный комбинат.
На карте представители команд ставили красный кружок там, где они размещали данное предприятие.
7. На ринге “Горе-строители”.Они покажут рисунки, которые сделали дома и объяснят какие факторы размещения не учли “Горе-строители”.
8. В этом конкурсе вы должны определить предмет, который я буду показывать.
Группы отраслей (по использованию сырья).
По одному представителю от каждой команды выходят к доске и поднимают квадрат синий (добывающий) или красный (обрабатывающая промышленность).
Я показывю:
- ткань;
- уголь;
- фотопленка;
- кварц. песок;
- алюминий;
- шерсть;
- зеркало;
- мрамор;
- кожа;
и другие предметы.
9. Конкурс “Письмо другу”.
Каждая команда зачитывает письмо команде соперника с большим количеством экономических понятий. Команда соперника должна найти эти понятия и дать им определение.
10. Рекламные паузы.
Представление всех групп товаров с помощью рекламы.
Команды рекламировали:
- шали;
- кирпич;
- хлебобулочные изделия г. П – Посада;
- шоколад.