Урок русского языка по теме "Перенос слов с буквами "ь" и "й" в середине слов". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Задачи: в совместной деятельности сформулировать вывод о переносе слов с буквами “Й” и “Ь” в середине слова; учить применять основные  правила переноса слов в практической деятельности.

Развивать навыки самоконтроля, речь обучающихся, орфографическую зоркость, умение анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.

Воспитывать аккуратность, культуру общения, взаимопомощь.

Решаемая проблема: как переносить слова с буквами “Ь” и “Й” в середине слова.

Планируемые результаты

Предметные Универсальные учебные действия Личностные
Сформулировать правило переноса слов с буквами “Ь” и “Й” в середине слова. Регулятивные:

Учить удерживать учебную задачу, проговаривать вслух последовательность производимых действий.

В сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя и оценивать результат выполнения задачи

Формирование интереса к познанию языковых явлений.

Представление о значении изучаемого материала для практических ситуаций.

Рефлексия своего эмоционального состояния на уроке

Научиться применять на практике новые правила переноса слов, закрепить ранее изученные основные правила переноса слов. Познавательные:

На основе наблюдений и анализа группировать языковой материал по самостоятельно определенному признаку, осуществлять рефлексию способов и условий действий.

Соотносить изучаемый материал с собственным опытом

 
Развивать орфографическую зоркость. Коммуникативные:

Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Аргументировать собственное мнение, строить высказывания, договариваться.

Участвовать в разных формах работы (индивидуальной, коллективной, парной)

 

Оборудование: презентация, учебник русского языка для 1 класса, автор Полякова А.В., карточки со словами, карточки для групповой работы, иллюстрации (еловый лес, сосновый и березовый; весенняя капель), алгоритм выполнения переноса слов.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой. (Cлайд 1). Презентация

2. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение темы: “Перенос слов”. А начать его мне захотелось с веселых стихов. Подумайте, почему же стихи веселые? (Cлайд 2) Стихотворение дети читают вполголоса, затем один ученик вслух:

Как я перенёс слова.
Мы изучаем перенос,
Вот как слова я перенёс:

ЕДВА я перенёс: Е - ДВА,
Как получил за это “два” .
УКОЛ
я перенёс: У- КОЛ
И получил за это “кол”.
ОПЯТЬ
я перенёс: О - ПЯТЬ
Теперь, наверно, будет “пять”!

(Ответы детей на вопрос)

- Ребята, как вы думаете, а кто мог все это нам рассказать? Почему вы так решили?

(Предполагают, что тот, кто не знает правила переноса, например, первоклассник, или, может, Незнайка)

- А какие правила не знает герой этого стихотворения? (Дети формулируют правила, с которыми они уже знакомы)

1. Слова переносятся по слогам.

2. Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

- Что еще неверно сделал наш герой? (Нневерно разделил слово ЕДВА на слоги).

- Что же может помочь нам при переносе слов? (Алгоритм, который мы составили)

- Назовите “шаги” нашего алгоритма. (При необходимости можно использовать “опору”, на которой дан алгоритм действий.) Исправление ошибок на доске. (Слайд 3)

2. Постановка учебной задачи.

- Ребята, как вы думаете, все правила переноса мы с вами знаем? (Высказывают предположение, что скорее всего не все)

- Ребята, посмотрите, сколько правил переноса существует! (Показ листа с правилами). А вам хочется узнать другие правила? Тогда за работу!

- Итак, какую задачу мы поставим перед собой на уроке? (Узнать новые правила переноса)

3. “Открытие” нового знания.

А) Парная форма работы.

На наборном полотне находится 7 слов (на карточках). В конвертах у каждой пары эти же слова. (Слайд 4)

МАЙ, ЧАЙ, КАПЕЛЬ, ЕЛЬ, РУЧЕЙ, УГОЛЬ, ОКУНЬ.

- Прочтите слова. Значения каких слов неизвестно вам? (Капель – можно обратиться к толковому словарю, показать иллюстрацию, обратив внимание на образование этого слова, чтобы детям легче было запомнить его написание).

- Ребята, работая в паре, необходимо разделить данные слова на 2 группы по самостоятельно выявленному признаку.

Желательно рассмотреть разные варианты группировки для закрепления ранее изученного материала и обосновать их. (Слайды 5-8)

1. Слова, отвечающие на вопросы КТО? и ЧТО?

2. Слова, односложные и двусложные.

3. Слова, которые начинаются с гласного и согласного звуков.

4. Слова, заканчивающие на буквы “Й” и “Ь”.

Б) Коллективная форма работы.

- Ребята, предлагаю вам поиграть в игру “Составь слово” . Её правила таковы: при помощи слогов --КА,- НИК, -КИ составить новые слова.

Возможны следующие слова : майка, майки, чайка, чайки, чайник, капелька, капельки, капельник (старинное название месяца “март”), ельник (уточнить значение, или показав слайды “сосняк”, “березняк”, “ельник” или найти значение слова в словаре), ручейки, угольки, угольник, окуньки и др. (Слайды 9-12)

- Сейчас, ребята, постараемся разделить для переноса те слова, которые у нас получились. Что же для этого нам необходимо сделать? Верно, вспомнить алгоритм. (При необходимости вывесить “опору”). Мы с ребятами создали такой алгоритм:

1. Раздели слово на слоги.

2. Вспомни правила. (К данному уроку знают правила о том, что слова переносятся по слогам, одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить).

3. Раздели слово для переноса.

Идет письменное комментированное выполнение задания. Дети образовывали слова при помощи слогов, поэтому при переносе они уверенно отделяют их от предшествующего слога. Получается запись на слайде 13. Самопроверка с наборного полотна, на котором слова уже расположены следующим образом:

МАЙ - КА ЕЛЬ – НИК
ЧАЙ - НИК УГОЛЬ - КИ
РУЧЕЙ - КИ РУ-ЧЕЙКИ КАПЕЛЬ - КА КА- ПЕЛЬКА

… …

- Посмотрите внимательно на слова. Что вы заметили?

- Как же мы разделили слова с буквами “Й” и “Ь” в середине для переноса? (Дети уверенно говорят правило - буквы “Й” и “Ь” не отделяются от стоящих перед ними букв).

- Откройте учебник на с.21, 22 , прочтите правила “про себя” (затем чтение правила вслух 1-2 учениками).

- Что вы можете сказать о нашем выводе про перенос слов с буквами “Й” и “Ь” знаком в середине?

- Сформулируйте общий вывод о переносе слов с буквами “Й” и “Ь” в середине слова.

4. Физпауза (упражнение “Ворона” (по стихотворению А.Блока) для укрепления мышц спины и живота, дыхательная гимнастика).

Вот ворона на крыше покатой (вдох)
Так с зимы и осталась лохматой… (выдох)
А уж в воздухе – вешние звоны, (вдох)
Даже дух занялся у вороны (выдох)
Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, (прыгаем на двух ногах)
Вниз на землю глядит она боком (повороты вправо-влево)
Что белеет под нежною травкой? (наклон вперед)
Вон желтеют под серою лавкой (наклон вперед)
Прошлогодние мокрые стружки… (наклон вперед)
Это все у вороны – игрушки, (руки на пояс)
И уж так-то ворона довольна, (повороты вправо-влево)
Что весна и дышать ей привольно! (шагаем на месте)

5. Первичное закрепление.

Выполнение упражнения № 31 (с.22 ) с комментированием деления слов для переноса.

Дети пользуются алгоритмом (слайд 14). Взаимопроверка.

6. Самостоятельная работа.

Каждый ученик получает карточку со словами, разделенными для переноса (слайд 15-16), а также предлагается алгоритм - памятка на слайде.

1 карточка

УЛИ-ЦА

МОЛНИ-Я

КАПЕЛ-ЬКА

МУРАВЕЙ-НИК

СТРО-ЙКА

ЛУЖ-АЙКА

ПАЛЬ-ЧИК

О-ГОНЬ

ЗАЙ-КА

ДЕ-НЬКИ

2 карточка

УЛИ-ЦА

МОЛНИ-Я

КАПЕЛ-ЬКА

МУРАВЕЙ-НИК

СТРО-ЙКА

ЛУЖ-АЙКА

ПАЛЬ-ЧИК

О-ГОНЬ

3 карточка

УЛИ-ЦА

МОЛНИ-Я

КАПЕЛ-ЬКА

МУРАВЕЙ-НИК

СТРО-ЙКА

ЛУЖ-АЙКА

ПАЛЬ-ЧИК

(Количество слов на карточках различно в зависимости от темпа работы каждого ученика. Кроме того, обязательно необходимо предусмотреть разные виды помощи нуждающимся детям).

- Ребята, прочтите слова. Значения каких слов вам неизвестно? (При необходимости пояснить или воспользоваться словарем).

- А теперь проверьте, правильно ли разделены слова для переноса? Если вы согласны с таким способом деления слова для переноса, то поставьте рядом со словом “+”, а если вы считаете, что так переносить нельзя , то - знак “ – ”.

Самостоятельная работа завершается самопроверкой с доски, где стоят знаки “+” и “ - ” в нужной последовательности, сверху вниз.

-Кто сумел выполнить верно все задание? Кто допустил одну ошибку? …

-Каким алгоритмом пользовались при выполнении задания? Какими правилами?

-Какие слова на карточках разделены неверно? Объясните.

-Запишите в тетрадь эти слова, разделите для переноса правильно. (Слайд 17)

Взаимопроверка.

7. Рефлексия.

- А к нам гость! Вы его узнали? Конечно, это Незнайка. Все ребята на уроке с увлечением трудились. А давайте расскажем Незнайке , что главное для себя открыли. на уроке.

- Незнайка принес нам два слова (“КОНЬКИ”, “РУЧЬИ”). Он разделил эти слова для переноса так:: КОНЬ-КИ, РУ-ЧЬИ. Верно ли это? (Обсуждение, возвращение к правилу, которому такое деление не противоречит). (Слайд 18)

-Почему же так по-разному разделены для переноса слова с буквой “Ь” в середине ?

(Сравнив слова, дети приходят к выводу, что здесь различна функция мягкого знака, что и влияет на перенос. Важно, чтобы при переносе буква “Ь” не отделялась от предшествующей буквы).

- Назовите, какие словарные слова, написание которых нужно запомнить, сегодня нам встретились? (Огонь, муравей, муравейник, улица, капель, береза, коньки )

8. Домашнее задание творческого характера (по желанию). (Слайд 19)

- Незнайка предлагает нам творческое задание. У кого есть желание, составьте предложение, используя эти (Незнайка, коньки, ручьи) и другие слова. Можно нарисовать рисунок.

9. Подведение итогов.

- Что было на уроке главное? Какие правила запомнили о переносе слов?

- Что было на уроке интересное?

Самооценка детьми своей деятельности (активности) на уроке и своих одноклассников. Прием “ладошка”. (Слайд 20)

А теперь отгадайте слова, которые мне хочется сказать вам за вашу замечательную работу на уроке! (Слайд 21)

К следующему уроку один ученик не только изобразил Незнайку на коньках, но и принес свое стихотворение:

Светило солнышко тепло.
И снег сошел уже давно,
Когда Незнайка, взяв коньки,
Увидел, что текут ручьи.

И был он страшно удивлен:
“Как долго собирался он
С друзьями выйти погулять!?
Уж точно, не минуток пять!”

Приложение 2 (технологическая карта)