Цели:
- Образовательная: обобщить знания по теме, совершенствовать умение учащихся выполнять упрощение выражений; продолжить работу над задачами, решаемыми способом составления уравнения.
- Воспитательная: способствовать воспитанию интереса к предмету путем применения информационных технологий и игровых ситуаций
- Развивающая: содействовать развитию познавательной активности, творческого воображения, уверенности в собственных силах и возможностях.
Задачи: Что должен усвоить учащийся к концу урока
Знать: распределительное свойство умножения относительно сложения, вычитания, правила вычисления квадрата и куба числа.
Уметь: упрощать выражения, вычислять квадрат и куб числа, уметь оформлять и решать задачи с помощью уравнения.
Мотивация: подготовиться к выполнению контрольной работы по пройденной теме.
Методы:
1. Словесные (элементы беседы).
2. Наглядные (показ презентации PowerPoint, игровая ситуация).
3. Практические (тест).
Оборудование: Компьютер, программное обеспечение: программа PowerPoint, проектор, экран, доска, презентация, карточки (дублирование заданий слайды №7,8,12,13,14).
План урока:
I. Организационный момент.
Рефлексия настроения.
II. Актуализация знаний обучающихся (мотивация деятельности обучающихся).
Сообщение темы, цели урока.(слайды 1-5)
III. Устный счет. (слайд 6)
IV.Работа по теме урока.
а) математический диктант (слайд 7)
б) Тест (слайд 8,9)
в) Физкультминутка (слайд 10)
г) Решение задач (слайд 12, 13)
д) Веселый тест (слайд 14)
V. Домашнее задание (лайд 15)
VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок. (слайд 16-17)
VIII. Рефлексия. (слайд 18)
Ход урока
I. Организационный момент.
Рефлексия настроения. Настрой на урок.
Доброе утро, ребята!(слайд 3) Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение смайлика)! (слайд 5)
А какое у вас настроение? На столе у вас три рисунка (приложение 1):
Вопрос: С каким настроением вы пришли на урок? Покажите. (обучающиеся выбирают)
Молодцы! У всех хорошее настроение.
Поэтому сегодня мы отправимся в путешествие, но не простое, а на Олимпийские игры в Сочи. А кто может побывать на Олимпиаде? Тот, кто преодолеет все препятствия, наберет как можно больше баллов на отборочном туре, получит Билет на поездку. У вас на столе оценочная таблица. (Приложение 3)Баллы по ходу урока будете выставлять в данную таблицу. В конце урока подсчитаете количество баллов и оцените себя.
Урок проводим в несколько этапов. Ваша задача показать все свои знания, проявить смекалку и взаимовыручку.
II. Устный счет. (слайд 6).
День надо начинать с утренней гимнастики,
а урок математики – с гимнастики ума.
Игра “Ромашка”. За правильный ответ - 1 балл.
На листочках примеры. Решить и назвать ответы.
III. Математический диктант (слайд 7). 5 баллов с взаимопроверкой.
Решить уравнение: 1) 56 = 7 n (48 = 8 n); 2) 72 : x = 8 (81 : x = 9);
3) 723 – a = 400 (549 – a = 200);
4) Сумма 3у и 5у равна 8; (Разность 9x и 4х равна 10)
5) Упростить 2а 3z (15c 4b)
IV. Тест. Решить тест (слайд 8), сделать проверку по готовым вариантам ответов
(слайд 9). 3 балла.
I вариант
1) Вычислите: 82
а) 64;
б) 16;
в) 2;
г) 8.
2) Вычислите: 2 43
а)24;
б) 128;
в) 512;
г) 32.
3) Упростите выражения: 11а – а - 2
а) 11а - 2;
б) 8а;
в) 3а;
г)10а - 2.
II вариант
1) Вычислите: 103
а) 30;
б) 3;
в) 10;
г) 1000.
2) Вычислите: 3 52
а)45;
б) 30;
в) 225;
г) 75.
3) Упростите выражения: 11у + у + 3
а)11у + 3;
б) 12у + 3;
в) 14у;
г)15у.
V. Физкультминутка (слайд 10-11) (приложение 4).
VI. Решение задач (слайд 12, 13). До 2 баллов. Обучающиеся анализируют условие задачи, составляют краткую запись, составляют и решают уравнение. Фронтальная беседа.
1) Для приготовления смеси для рассады берут 1 часть торфа, 2 части перегноя и 5 частей земли. Сколько килограммов торфа, перегноя и земли надо взять для приготовления 72 кг смеси для рассады?
2) Смесь, состоящая из 3 частей грузинского чая и 4 частей индийского чая, имеет массу 210 г. Сколько граммов грузинского чая в этой смеси?
Учащиеся анализируют условие задачи, предлагают ход решения. Записывают решение и ответ.
VII. Веселый тест (слайд 14). 3 балла. Решается тест в паре, с самопроверкой по готовым ответам.
1. Какие числа употребляются при счете?
а) природные; б) естественные; в) натуральные.
2. Какое математическое действие с клетками обеспечивает рост органов живого организма?
а) сложение; б) вычитание; в) умножение г) деление.
3. Что получается при делении чисел?
а) личное; б) частное; в) общественное
4. Какие цифры “пишут” летчики в небе?
а) двойки; б) пятерки; в) четверки; г) восьмерки.
5. Какая геометрическая фигура нужна для наказания?
а) окружность; б) угол; в) квадрат.
6. Какие геометрические фигуры дружат с солнцем?
а) линии; б) лучи; в) отрезки.
Ответы: в) г) б) г) б) б).
VIII. Домашнее задание: п. 14-16, №638, 660, 664 (слайд 15)
IX. Подведение итогов урока.
а) Оценки за работу на уроке (слайд 16);
б) вручение билетов на Олимпиаду (приложение 2) (слайд 17).
X. Рефлексия (приложение 1) (слайд 18).
Литература.
- Виленкин Н.Я. Математика 5 класс, учебник для общеобразовательных учреждений- Мнемозина, 2012 г.
- Степурина С.Е. Математика 5-6 классы, тематический и итоговый контроль – Учитель, 2010 г.
- Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса, Москва, 2011 г.
- Едуш О.Ю., Угроватова Т.Ю. Математика, 5 класс, Москва, 1999 г.
- https://urok.1sept.ru
- http://pedsovet.su/load/34-1-0-8209
- http://urokimatematiki.ru/prezentazii5klass/item/367-prezentacija_uprowenie_vyrazhenij.html