Задачи урока:
- обучающие: обобщить знания свойств неметаллов и их соединений, знание качественных реакций, закрепить умения составлять уравнения реакций в ионной и молекулярной форме, определять окислительно-восстановительные реакции и составлять для них электронный баланс; повышать интеллект учащихся, формировать умения систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках химии.
- развивающие: развивать общеучебные умения и навыки (работы с учебником, обобщать), умение использовать свои знания для решения практических задач, навыки обращения с лабораторным оборудованием, умение работать в коллективе, где развиваются чувства доброжелательности и товарищества;
- воспитательные: формировать условия для развития материалистического мировоззрения, формировать у учащихся чувство ответственности за выполненную работу.
Ход урока
I. Проверка д/з.
1) Проверяем цепочки С1 («Тематические тесты для подготовки к ГИА» с. 250 тест 2 задание 8.9).
2) Задача С2 (с.264 тест 6 зад.8).
3) Читаем уравнения (по свойствам неметаллов и их соединений) в тетради (возможна проверка на доске).
4) Задания из части С3 проверяем позже.
II. Неметаллы – атомы химических элементов: работа с периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева.
Вопросы:
– Где в псхэ расположены х.э. неметаллы
– Как изменяются неметаллические и окислительные св-ва атомов по периодам и главным подгруппам с увеличением порядкового номера х.э.?
– Как изменяется кислотный характер оксидов и гидроксидов атомов по периодам и главным подгруппам с увеличением порядкового номера х.э.?
– Составьте формулу высшего оксида х.э. с Z №16.
– Составьте формулу несолеобразующего оксида х.э. с Z №7.
– Составьте формулу высшего гидроксида х.э. с Z №14.
– Сравните характер высших оксидов х.э. с и Z №7 и Z №15, Z №6 и Z №7.
– Определите характер водного раствора ЛВС х.э. с Z №15.
III. Неметаллы – простые вещества.
Вопросы:
– Что такое аллотропия?
– Для каких х.э. это характерно?
– Перечислите известные аллотропные видоизменения неметаллов.
– Каков вид химической связи в простых веществах-неметаллах?
IV. Химические свойства неметаллов.
– Какие неметаллы проявляют только окислительные свойства?
– Определите в предложенных реакциях окислительно-восстановительные свойства неметаллов.
– Допишите уравнения реакций: к доске вызываются учащиеся, которые дописывают уравнения химических реакций.
– Выберите, с какими из веществ будет реагировать углерод: кислород. кальций, соляная кислота, гидроксид магния, углекислый газ, кремнезём, концентрированная азотная кислота, хлорид калия, оксид железа (III).
V. Мыслительный эксперимент-1 («А я опыты люблю!»)
Проверяем «мыслительный» эксперимент из домашнего задания (С.268 тест 1 задания 8, 9)
В трёх пронумерованных пробирках находятся растворы: хлорида натрия, нитрата натрия. сульфата натрия. Предложите способ определения этих солей. Какие реактивы для этого понадобятся? Запишите необходимые уравнения в молекулярном и ионном виде.
Мыслительный эксперимент-2 («Думай, соотноси, записывай»):
Сульфид цинка разделили на две части. Одну часть сожгли, вторую обработали избытком раствора соляной кислоты. Полученные при реакциях газы соединили и нагрели. Получив просто вещество жёлтого цвета. Напишите уравнения описанных реакций.
Немного из истории: Семен Исаакович Вольфкович (1896 – 1980) в одной из лабораторий Московского университета на Моховой получал это вещество в электрической печи при электротермической возгонке фосфоритов. Когда он поздно возвращался домой по почти не освещенным в то время улицам Москвы, его одежда излучала голубоватое свечение, а из-под ботинок высекались искры. Вскоре среди жителей Моховой улицы стали передаваться рассказы о «светящемся монахе». Назовите вещество, которое получал Вольфкович.
VI. Обобщающий тест.
Вариант 1
1. Заряд ядра атома химического элемента, расположенного во 2-ом периоде, 4А группе равен:
1) +4 2) +12 3) +8 4) +6
2. Металлические свойства магния выражены сильнее, чем металлические свойства:
1) кальция 2) бериллия 3) калия 4) бария
3. Такой же вид химической связи, как и в молекуле HBr, характерен для:
1) KCl 2) PCl3 3) Cl2 4) CaCl2
4. Минимальную степень окисления азот проявляет в соединении:
1) N2O3 2) NO 3) NH4Cl 4) NaNO2
5. Водород реагирует с:
1) медью 2) оксидом меди(II) 3) сульфатом меди(II) 4) гидроксидом меди(II)
6. Оксид кальция реагирует с:
1) K2O 2) SO2 3) N2O 4) MgO
7. Какие вещества из приведенных ниже образуется при взаимодействии оксида меди (II) с соляной кислотой:
А) Cl2 Г) Сu
Б) H2O Д) Cu(OH)2
В) CuCl2
Выберите ответ с набором букв, которые соответствуют образующимся веществам.
1) АГ 2) БГ 3) БВ 4) АД
Вариант 2
1.Число электронов во внешнем электронном слое атома, ядро которого содержит 12 протонов, равно:
1) 4 2) 6 3) 8 4) 2
2. Неметаллические свойства простых веществ усиливаются в ряду:
1) фосфор → кремний → алюминий
2) фтор → хлор → бром
3) селен → сера → кислород
4) азот → фосфор → мышьяк
3. Степень окисления +3 азот проявляет в каждом из двух соединений:
1) NH4Cl и N2O3 3) HNO3 и N2
2) NaNO2 и NF3 4) HNO2 и NH3
4. Карбонат кальция и оксид калия являются соответственно:
1) простым и сложным веществами
2) простыми веществами
3) сложным и простым веществами
4) сложными веществами
5. Медь реагирует с раствором:
1) AgNO3 2) Al2(SO4)3 3) FeSO4 4) NaOH
6. Оксид серы(IV) реагирует с:
1) оксидом кремния 3) гидроксидом натрия
2) сульфатом бария 4) медью
7. Какие вещества из приведенных ниже образуются при взаимодействии нитрата серебра с соляной кислотой?
А) Сl2 В) Ag Д) AgCl
Б) Cu(NO3)2 Г) HNO3
Выберите ответ с набором букв, которые соответствуют образующимся веществам.
1) ВД 2) БВ 3) ГД 4) АГ
VII. Подведение итогов, выставление оценок.
VIII. Д/з
«Тематические тесты для подготовки к ГИА» с.251 С1 тест 3–7, 8; с.264 С2 тест 6 – зад.5; С3 с.269 тест 1–15. тест 2–1.
К уроку прилагается презентация (Приложение 1).