Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: научиться находить имена существительные в тексте.
Задачи:
- образовательные
- выявлять сущность, особенности объектов и на основе анализа объектов делать выводы;
- обобщать и классифицировать по признакам;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
-развивающие
- развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- развивать умение слушать и понимать других.
- развивать познавательную активность, аналитическое мышление, память, внимание письменную и устную речь, сенсорную сферу личности.
-воспитательные
- способствовать воспитанию аккуратности, самостоятельности;
- прививать интерес к предмету и любовь к русскому языку;
- создать атмосферу благоприятного психологического климата и успешности для каждого ученика;
Формы работы учащихся
- фронтальная
- работа в парах
- практическая
- самостоятельная работа.
Оборудование: Р.Н.Бунеев «Русский язык» 3 класс. Учебник в 2 – х частях. – М.: Издательство «Баласс», 2013., рабочая тетрадь
Демонстрационный материал: презентация
ХОД УРОКА:
1. Орг. момент.
Час работы наступил,
Всех он нас объединил,
Чтоб открытия совершать.
Ничего не забывайте,
И сегодня постарайтесь
Уделить всему вниманье
Ну, садитесь, начинаем!
- Что вы хотите пожелать друг другу?
( чему – то научиться, что-то узнать и т. д.)
2. Актуализация знаний.
Минутка чистописания
Прочитайте слова (презентация)
Бабушка, баобаб, бублик, суббота, барабан.
- Какая буква встречается во всех этих словах?
Как вы думаете, какую букву мы сегодня будем отрабатывать на минутке чистописания?
Тренировка (в воздухе прописываем б, бб)
Запишите слова, подчеркните слово, которое вы написали лучше всех.
Словарная работа.
Отгадайте загадки, отгадки запишите.
1. Все растения польёт.
Мусор с пола уберёт.
Следит за порядком,
Раздаёт тетрадки?2. Осень краску принесла
Цвета солнца и тепла.
Цвет тот золотистый,
Яркий и лучистый.3. В синеве высоко
Разливалось молоко,
Расползалось ватой
Бело – синеватой.4. Рядом с дворником всегда я.
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом.5. Они бывают разные –
Зелёные и красные.
Они по рельсам вдаль бегут,
Везде встречают их и ждут.6. Он и летом и зимой –
Между небом и землёй.
Хоть всю жизнь к нему иди –
Он всё будет впереди!
Проверьте (слайд)
Дежурный, жёлтый, облако, лопата, вагоны, горизонт.
3.Формулирование проблемы. Поиск решения Открытие нового знания.
Учитель: слова, которые вы написали, живут в большом доме в стране Грамматика. Но вот они получили сообщение, что одно слово в их доме жить не может. Найдите это слово и почему оно здесь лишнее? (Жёлтый)
- Как вы догадались? (По вопросу, определить, что оно обозначает)
Вывод: К каждому слову нужно поставить вопрос и определить, что оно обозначает.
- На какие вопросы отвечают слова дежурный, облако, лопата, вагоны, горизонт?
- Что они обозначают? Мы встречались с такими словами?
(Да, в 1-2 классах)
- Верно, только все эти слова имеют своё название, их называют имена существительные.
- Как вы думаете, а почему слова – предметы имеют такое название?
- А теперь давайте прочитаем, как это объясняет учёный - лингвист Лев Успенский
Упр. 211
- Так почему же слова – предметы называют именами существительными?
Самостоятельная работа
Запишите в тетради 4 слова - существительных и докажите, что вы написали правильно.
Проверьте на доске, правильно ли с этим заданием справился Афанасий?
( исправьте ошибки)
Работа в парах
Упр. 212 (читают, обсуждают, находят главную мысль)
Вывод: главное значение имён существительных – значение предмета.
4. Первичное закрепление.
Упр. 213.
Практическая работа
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле.
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак…
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град – столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.
Найти и прочитать все имена существительные.
- Сколько у вас получилось слов?
- Почему в маленьком отрывке столько имён существительных? (это начало сказки, где автор знакомит нас с главными героями, а для этого нужны имена существительные)
5. Физкультминутка.
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
На носочки опускайся,
Приседай и поднимайся.
Один, два, три, четыре, пять -
Топаем ногами.
Один, два, три, четыре, пять -
Хлопаем руками.
Один, два, три, четыре, пять -
Не будем отвлекаться.
Один, два, три, четыре, пять -
Сядем заниматься.
6. Работа с определением.
- Прочитайте определение (стр. 9)
- Сколько в нём частей?
О чём говорится в 1 части?
О чём говорится во 2 части?
Приведите примеры имён существительных.
7. Упражнение в распознавании существительных и запись их по тематическим группам.
Упр. 214
- Прочитайте слова, давайте определим, к какой части речи они относятся? Докажите.
Запись слов по тематическим группам.
(самостоятельная работа)
Ученик, подружка, поэт, путешественник– люди.
Бобик, Барсик – животные.
Рюкзак, тетрадь, объявление – вещи, предметы.
Совесть, ум, доброта - качества человека.
Гроза, землетрясение – явления природы.
Болезнь, радость, печаль – состояния человека.
Проверка (на экране)
6. Рефлексия
- Давайте подведём итог. Что же вы сегодня узнали про имена существительные?
Помогите друзьям разрешить спор. Матроскин считает, что имена существительные – это все слова русского языка. Афанасий думает, что слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? что? – это имена существительные. Шарик заявляет, что все имена существительные – это самые длинные слова. Кто прав? (Афанасий)
Какие слова называются именами существительными?
- Кому сегодня было легко и просто на уроке?
- А кто испытывал затруднение?
- Даже если у вас сегодня не всё получилось, не беда, мы вместе сумеем преодолеть любые трудности, а домашним заданием будет сочинить сказку про имена существительные и проиллюстрировать её.