Слайд 1. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе примерной программы НОО, программы УМК «Школа 2100», материалов «Система оценки достижения планируемых результатов освоения Основной образовательной программы начального общего образования «Школа 2100» (автор Данилов Д. Д.) в лицее разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Слайд 2. Система оценки учебных достижений состоит из внутренней оценки, которую дают учитель, обучающиеся и родители, и внешней – это итоговый контроль, то есть результаты независимой экспертизы (мониторинга).
Слайд 3. В нашем лицее система оценивания строится на следующих принципах:
- Оценивание является постоянным процессом.
В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.
- Оценивание может быть только критериальным. Критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
- Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности обучающегося, но не его личные качества.
- Оценивать можно только то, чему учат.
- Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и обучающимся. Они могут вырабатываться совместно.
- Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке.
В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения учащихся, определенные в требованиях к освоению образовательных программ, которые задаются в стандартах образования. В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают:
• предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);
• метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
• личностные результаты.
Слайд 4. Система оценивания планируемых результатов освоения программ начальной школы, в частности предполагает включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии).
Слайд 5. Как развивать самооценку обучающихся? Это определение способов контроля и оценки деятельности. Ответы на вопросы: «Такой ли получен результат? Правильно ли ты сделал?» Определение причин возникающих трудностей, путей их устранения, предвидение трудностей, нахождение ошибок в работе и их исправление. Поэтому с первого класса каждый учитель, работающий по ФГОС в нашем лицее, использует технологию оценивания предметных достижений обучающихся.
Слайд 6. На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по алгоритму самооценки и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Алгоритм самооценки следующий:
1 класс: (опорные вопросы)
1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)?
Какова была цель, что нужно было получить в результате?
2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?
4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
Слайд 7.Со 2 класса:
1. Какое умение развивали при выполнении задания?
2. Каков был уровень задачи (задания)?
3. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
4. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
Если в 1-м классе ученик ещё психологически не готов к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок, то:
Слайд 8. 1-й шаг (на первых уроках). Обозначаем своё настроение.
Даём возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради или в дневнике дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов.
2-й шаг (через 2–4 недели). Учимся сравнивать цель и результат.
Даём детям возможность оценить содержание своей письменной работы.
Раздав тетради с проверенными работами, учитель ведёт диалог с учениками, в котором главным являются такие вопросы:
– Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать дома? (Обучение 1-му шагу алгоритма самооценки.)
– Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено? (Коллективная самооценка - обучение 2-му шагу алгоритма самооценки.)
3-й шаг (примерно через месяц). Устанавливаем порядок оценки своей работы.
К уже известным ученикам пунктам 1 и 2 алгоритма самооценки добавляем пункты 3 («правильно или ошибкой?») и 4 («сам или с чьей-то помощью?»). При этом оцениваются только успешные решения.
4-й шаг. Учимся признавать свои ошибки.
Учитель предлагаем ученику (психологически готовому) в классе оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки. В случае признания ошибки , например. Закрашивается кружок в тетради.
5-й шаг. Учимся признавать свою неудачу.
Далее учитель помогает ученикам на уроках оценивать свои действия, признавая ошибки. Затем можно предложить кому-то из детей оценить себя в ситуации, когда он совсем не справился с заданием. В тетради это может (с согласия ученика) обозначаться не закрашенным кружком.
6-й шаг. Используем умение самооценки.
Когда все (или почти все) ученики, хотя бы раз оценили свою работу в классе, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них). Когда у всех учеников умение работать по «Алгоритму самооценки» сформировалось, алгоритм самооценки сворачивается. Если самооценка адекватная, то работа на уроке продолжается дальше, а если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции. Я хочу привести примеры некоторых видов самооценки.
Слайд 9. Они перед вами на слайде:
- участвовал в открытии нового;
- справился с затруднениями;
- выполнял правила поведения;
- выполнял правила поведения в паре или группе;
- всё получилось;
- надо потренироваться.
Оценка и отметка всегда считались монополией учителя, развитие самооценки – чем-то «дополнительным и необязательным». Если мы хотим помочь обучающимся стать самостоятельными, нужно учить их свободе решений и ответственности за свой выбор. Развитие самооценки потребует от учителя дополнительных усилий, дополнительного времени на уроке, но со временем вы заметите, что дети становятся другими. Как показала практика, они говорят: «Теперь понятно, зачем я учусь» и « Я больше не боюсь отвечать, потому что учитель со мной советуется»!
Слайд 10. Итоговая отметка складывается из накопительных отметок обучающегося за год – или годы обучения в начальной школе и результатов проверочных работ по математике, по русскому языку, по литературному чтению и по окружающему миру. Кроме этого, предусмотрена комплексная работа на межпредметной основе, которая включает в себя сразу четыре предмета.
Слайд 11. Новые образовательные цели не проверяются старыми КИМами. Традиционная фиксация в журнале не позволяет увидеть соответствие требований. Традиции оценивания не позволяют развивать самооценку обучающегося и отрицательно влияют на их мотивацию.
Слайд 12.Технологией оценивания предусмотренны 7 правил. Оцениваем Что? Всё! Но отметка ставится за выполнение конкретного задания. Кто оценивает? Ученик и учитель вместе в диалоге. Сколько отметок? Одно задание – одна отметка. Где? В таблице требований по умениям. Когда? Текущие - по желанию, тематические – обязательно (с правом пересдачи). Как? По критериям уровневой успешности (с переводом в любой тип отметок). Итоговые отметки за четверть или за год высчитываются как среднеарифметическое текущих отметок. Итоговая отметка – показатель уровня обученности.
Достижение предметных результатов обеспечивается за счёт основных учебных предметов, а объектом оценки предметных результатов является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Слайд 13. Оценка и отметка определяется по уровням успешности. Необходимый уровень: решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, что необходимо всем по любому предмету. Это «хорошо», но не «отлично».
Программный уровень: решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».
Максимальный уровень (необязательный): выполнение «сверхзадания» по неизученному материалу, когда потребовалось либо самостоятельно добытые вне урока знания, либо новые самостоятельные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам – сверх школьных требований. Даётся оценка «превосходно»!
Слайд 14. Уровень успешности – это оценка, которая может быть переведена в отметку по пятибалльной шкале. Перед вами на слайде представлены уровни успешности.
№ п/п |
Уровни успешности |
Критерии |
Отметка |
1. |
Необходимый |
«Хорошо», но не «отлично» |
Частично – «3» |
Полностью – «4» |
|||
2. |
Программный |
«Отлично» |
Частично – «4» |
Полностью – «5» |
|||
3. |
Максимальный (необязательный, но желательный) |
«Превосходно» |
Частично – «5» |
Полностью – «5» и «5» |
Оценка достижений предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. По каждому предмету авторами программы «Школа 2100» предусмотрены тексты всех проверочных и итоговых работ по русскому языку, по математике, по окружающему миру, по информатике и по литературному чтению.
Слайд 15. Общий вид заданий в контрольных работах, начиная со 2-го класса, следующий: формулировка задания и указание проверяемого умения из требований программы. Предусмотрены два-три вида заданий по уровням успешности: необходимый, программный и максимальный.
Оценка складывается из числа выполненных заданий. Оценивается каждое задание необходимого уровня по 5-балльной системе. Число общих баллов делится на количество заданий. Получается итоговая отметка. За невыполненное задание повышенного уровня неудовлетворительная отметка не ставится. В печатных тетрадях по каждому предмету разработана система оценивания.
Кроме этого есть ещё и комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по русскому языку, по окружающему миру, по информатике и по математике.
Слайд 16. Есть и особые ситуации – исключения из общих правил уровней успешности по предметам «Русский язык» и «Математика».
1. Русский язык – диктант в начальной школе.
Сам диктант как вид работы может быть отнесён к необходимому уровню, при проверке учитываются только изученные орфограммы (неизученные учитель должен проговаривать). Поэтому отметка за безошибочный диктант необходимого уровня в пятибалльной системе не «4», а «5» - в соответствии с Методическим письмом Министерства общего и профессионального образования РФ «Контроль и оценка результата обучения в начальной школе» (№1561/14-15 от 19.11.98г.).
2.Русский язык – изложение и сочинение.
Сами эти формы работы могут быть отнесены к программному уровню (действие в нестандартной ситуации). Отметки за них нужно выставлять в соответствии с тем же Методическим письмом, что мы и делаем.
3. Математика – контрольные работы.
Первые задания контрольных работ проверяют отработанные к теме вычислительные навыки и относятся, таким образом, к необходимому уровню (действие в стандартной ситуации). Однако объявлять максимальной отметкой за такие задания «4» по пятибалльной системе несправедливо по отношению к обучающимся, которые всё решили верно. Поэтому для данных заданий в контрольных работах делается исключение. Максимально возможной отметкой за них может являться «5» по пятибалльной системе.
Авторами программы «Школа 2100» разработаны требования к умениям обучающихся по основным предметам начальной школы с 1-4-ый класс: по литературному чтению, по русскому языку, по математике и по окружающему миру. Мы разработали таблицы по этим требованиям по предметам. Они перед вами на столах. Можете с ними познакомиться. Сейчас коллектив учителей начальных классов работает над системой КИМов для данных таблиц.
У нас в лицее сложилась следующая система мониторинга (открываю папку за этот год): в классе- по каждой теме, административный. Например, в этом учебном году будут проведены следующие мониторинги (открываю папку и читаю за этот год) .
Текущие отметки выставляются по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.
За задачи или задания, выполненные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию обучающегося.
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем. Обучающийся не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.
Обучающийся всегда может отказываться от отметок или есть исключения? Исключением является задание, которое даётся на уроке по давно изученным темам (по которым уже прошли контрольные работы). В этом случае, учителю необходимо заранее, до того как дать задание, предупредить, что это давно изученный материал, и отказаться от отметки обучающиеся не смогут.
Как отметки за контрольные работы отличать от текущих отметок? За задания, выполненные в ходе контрольных (проверочных) работ по итогам темы, группы тем, отметки ставятся всем ученикам. В Таблице результатов они, в отличие от текущих отметок, обводятся в кружок. Это своеобразный «зачёт», который нельзя обойти. Данные задачи показывают обученность − то, как ученик овладел умениями на основе знаний по изучаемой теме.
Все результаты, начиная с первого класса, фиксируются в папке учителя, которая называется «Мониторинг результативности учебного процесса», а административные – у куратора начальных классов, где по каждой работе занесены результаты на каждого обучающегося. Перед вами образец мониторинга (показываю папку). Здесь же приложен текст работы или номер страницы того источника, откуда она была взята.
Данная система оценки создана на основе материалов «Система оценки достижения планируемых результатов освоения Основной образовательной программы начального общего образования «Школа 2100» (автор Данилов Д. Д.) и требований Федерального государственного образовательного стандарта.
Слайд 17. Особенностью системы оценки по новым стандартам являются не только предметные результаты, но и личностные, и метапредметные, в которые входят регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия. Их цель – научить обучающихся умению учиться.
Слайд 18. Дорогие коллеги, пусть ваша работа по новым стандартам увенчается максимальным уровнем успешности ваших обучающихся. Удачи вам! Новых профессиональных высот и блестящих Побед! Спасибо за внимание!