Комбинированный урок исследовательской деятельности по теме "Хвойные деревья". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока:формировать понятие о хвойных деревьях, их отличительных признаках.

Задачи урока
Познавательные:

  • помочь учащимся узнать, по каким существенным признакам объединили хвойные деревья в одну группу, чем они отличаются от лиственных деревьев; какими бывают хвоинки у хвойных деревьев, где созревают их семена.

Учебные:

  • учиться различать хвойные деревья.
  • формировать умение работать с текстом, высказывать свои предположения, доказывать свое мнение перед классом.
  • формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;   
  • учить работать в паре.

Воспитательные:

  • показать роль человека в жизни дерева (обратить внимание на положительные и отрицательные воздействия и возможные меры, которые необходимо предпринимать для сохранения красоты и создания благоприятных условий для жизни деревьев);
  • воспитывать бережное отношение к растениям.

Универсальные учебные действия:

  1. Умение собирать информацию на основе иллюстра­ций, собственных наблюдений, учеб­ного текста, рассу­ждать и проверять свои выводы.
  2. Осуществлять действие по образцу и заданному правилу, участвовать в оценке результатов деятельности.
  3. Умение работать в группе, давать оценку высказываниям одноклассников. Понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников; вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний

Приемы ТРКМЧП: «Верные и неверные высказывания», кластер, сводная таблица.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

Планируемые результаты: уч-ся научатся выделять сходные и отличительные признаки внешнего вида хвойных растений; будут формироваться учебно-информационные (осуществлять наблюдение), учебно-логические и учебно-интеллектуальные действия (выделять главное, существенное, классификация, обобщение) и учебно-организационные действия (умение объяснять, оказывать помощь).

Дидактический материал и оборудование урока:

  • учебник «Окружающий мир» Ч.1, О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин
  • рабочая тетрадь №1 «Окружающий мир», О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин
  • изображения хвойных деревьев
  • натуральные объекты живой природы - раздаточный материал (веточки, шишки)
  • кроссворд

Ход урока

 

Деятельность учителя

1.Организационный момент.
Цель: развитие умения учащихся включаться в деятельность.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
И на доску поглядели.

Стадия «Вызов»

2. Актуализация знаний.
Задача этапа: выявить знания детей о деревьях; развивать умение применять знания в нестандартной ситуации

Исследуя, можно много узнать
И друзьям об этом рассказать.
А чтобы тему урока узнать,
Нужно нам загадки разгадать.

Приложение

Хвойные деревья.notebook

1. Лепестки белы, как снег,
Серединка желтый мех!
Что за глупые замашки,
Не гадайте на  (ромашке)

2. Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле.(белка)

3. Что же это за девица
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (ель)

4. Клейкие почки, зелёные листочки,
С белой корой стоит под горой. (берёза)

5. С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд. (липа)

6. Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это –
Мы от этого чихаем. (тополь)

Игра «Назови лишнее»
ромашка белка ель берёза липа тополь (белка – животное, ромашка – травянистое растение)
- Молодцы! Как одним словом можно назвать все 4 отгадки?  (деревья)

Прием кластер.

- Давайте вспомним, что мы знаем о деревьях. Для этого запишем всё, что знаем по этой теме, и нарисуем кластер.

Приём «Верные и неверные высказывания»
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы, что..»

Правила игры:
1. У вас на столе лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.
2. Я читаю вам вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что..». Вы обозначаете ответ во второй строке. Если верите, то «+», если не верите  - «-» .

Вопросы:

1. …у всех деревьев есть ствол.
2…. у всех деревьев есть листья.
3….все деревья осенью меняют окраску.
4….все деревья цветут.
5.... если растение большое, это – дерево.
6….деревья растут только в лесу.
7….деревья – это живая природа.
8….на сосне есть плоды.
9….шишки можно есть.
10…пихта - это дерево.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А теперь давайте проверим, как мы ответили. (Учащиеся отвечают)
- Я снова читаю вопросы. По каким  вопросам наше мнение совпало? Объясните, почему так решили?
- По каким вопросам ваше мнение не совпало? Почему? (мы ещё не всё знаем о деревьях)
- Какую задачу поставим на урок?

2.Постановка темы и цели урока.
Задача: развивать умение ставить цель своей работы.

Стадия осмысления.

1. Подготовка к  восприятию.
Задача этапа: вызвать интерес к учебному материалу.

- Назовите «лишнее» дерево. Почему?
- Значит, какие бывают деревья? Добавляем в кластер (лиственные и хвойные)  ТАБЛИЦА «Лиственные и хвойные деревья»
- Сегодня мы будем изучать ту группу деревьев, про которую говорят “вечнозеленые” деревья. Ребята, назовите тему нашего урока. (Хвойные деревья).
– Почему эти деревья называют “вечнозеленые”?
– А на самом ли деле хвойные деревья не сбрасывают свои листочки – хвоинки?

План
1) Название хвойных деревьев.
2) Почему они называются хвойные и какие у них листья?
3) Как отличить между собой хвойные деревья?

2. Изучение нового учебного материала.  
Цель: расширить представление о разнообразии хвойных деревьев, их отличии от лиственных деревьев.

Её всегда в лесу найдёшь
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
 (Ель)   
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
 В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке. (Сосна)

Работа в парах
- На столе у вас лежат ветки ели и сосны. Рассмотрите их и ответьте, что у них общего? (иголки)
- Это не иголки. Это хвоинки. Хвоинки – это и есть листья.
- Хвоя – узкий, в виде иглы, лист некоторых пород деревьев.

Вывод: деревья, у которых на ветках хвоя – называются хвойными.

1) Работа по учебнику с.70– разнообразие хвойных деревьев.
- Чем похожи и чем различаются эти растения?

2). Работа в исследовательской лаборатории.
– Вам предстоит исследовать сосну и ель.
– Что значит “исследовать”? (найти сходство и отличие объектов).

Карточка – задание.
1.  Как называется растение?
2. Есть ли у него корень?
3. Найдите стебель.
4. Найдите листья.
5. Найдите цветок.
6. Найдите плод.                                                     

Коллективная проверка

- Но ведь плоды появляются на месте цветка. Значит, хвойные деревья цветут?
- В начале лета сосна цветёт. Она не даёт пышных цветов.

Вывод: У ели и сосны есть одни и те же части – корень, ствол, ветви, листья (хвоинки),
цветы, плод с семенами (шишка).

– Чем они отличаются? (записать на доске: ХВОИНКИ, ШИШКИ).
– Ставлю перед вами ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучить хвоинки и шишки ели и сосны и найти отличия.
– Работать будете самостоятельно в группах. Перед вами лежит план выполнения работы.


Вопросы для исследования.
  1. Как расположены хвоинки у сосны? У ели? (выбери ответ: по 1, по 2).
  2. Какие по длине хвоинки у сосны? У ели?
  3. Сравни шишки.

Проверка:
– К доске выходят руководители каждой группы. Я читаю вопрос, а вы по очереди отвечаете.
– А теперь покажите веточку сосны. Все ребята согласны? Покажите веточку ели. Верно, ребята?
– Подведем итог исследовательской деятельности. Какова была цель исследования? Какое еще открытие вы сделали? (узнали отличия сосны от ели). Повторим хором отличия веток сосны (называют девочки) от ели (называют мальчики) по схеме.
– Молодцы!

3.  Прием «Сводная таблица»
- Давайте, все, что мы узнали о ели и сосне, запишем в сводную таблицу. Для этого выделим линии сравнения: хвоинки, шишки.

линии сравнения

сосна

ель

хвоинки

 

 

шишки

 

 

Учащиеся обсуждают в парах, заполняют таблицу. Затем учитель вписывает  их ответы в таблицу на доске.

линии сравнения

сосна

ель

хвоинки

Длинные, расположены по две.

Короткие, расположены по одной

шишки

круглые

продолговатые

Вывод: ветку ели можно отличить от ветки сосны по длине и расположению хвоинок и по размеру шишек.

4. Работа с гербарием.
Вывод: шишки отличаются.

Физминутка.
Задача этапа: психологическая и физическая разрядка.

Приложение

Электронная физминутка «Ёлочка»

4. Закрепление учебного материала

Цель: закрепление полученных знаний о хвойных деревьях.
Форма: самостоятельная работа учащихся.

- Соедините изображения дерева с ветками и шишками. Приложение 1.

4. Дополнительный материал для любознательных.
- Работа по учебнику с. 72

Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки.
Но в отличие от ёлки
Опадают те иголки.
(Лиственница)

- Что мы выяснили про лиственницу? (Иголки мягкие, желтеют и опадают, шишечки мелкие и круглая)
- Лиственницу называют королевой сибирских лесов. Древесина этого дерева не знает износа и может прослужить 500 – 700 лет.

5. Первичный контроль
Задача: проверить уровень полученных на уроке знаний.

- Теперь посмотрим, усвоили ли вы материал, и какими вы были  внимательными на уроке.
1. Ответить на вопросы теста. Приложение 2.

Тест.
1) К каким видам деревьев относятся ель и сосна?
а) разные; б) лиственные; в) хвойные.

2) У сосны и ели листья – это …
а) иголка; б ) хвоинка; в) колючка.

3) Узнай дерево по описанию.
Дерево невысокое, ветки расположены по всему стволу. Иголки

маленькие, а шишки большие, овальной формы.
а) сосна; б) ель; в) берёза.

2. Игра «С какого дерева шишка?»
- Достаньте шишку из корзинки с закрытыми глазами и определите, с какого она дерева.

3. Игра «Угадай».
- У меня в руках две хвоинки. Угадай, с какого дерева?

 

6. Вторичное закрепление. Экологическая страничка.
Задача: развивать умение предполагать, что может произойти с объектом изучения;
развивать умение находить варианты решения проблемы.

 

- Понюхайте веточку сосны и ели.
- Какую роль играют ель и сосна в нашей жизни?
- Что может произойти с ёлочками, соснами?
- Как избежать в эти предновогодние дни большой вырубки лесных красавиц? (покупать искусственные ёлки, покупать ёлки только у лесников и т.д.)

 

Стадия рефлексии

7. Подведение итогов.
Цель: осознание учащимися личных достижений учебной деятельности (личностные УУД).  Самооценка результатов деятельности своей и всего класса (регулятивные УУД).

- Вернёмся к нашему плану урока и посмотрим, на все ли мы вопросы ответили.

1. Какие хвойные деревья вы знаете? (сосна, ель, лиственница)
2.  Почему они называются хвойные и какие у них листья? (листья называются хвоинки, поэтому и деревья хвойные)
3. Как отличить между собой хвойные деревья? (по расположению хвоинок и по шишкам. У сосны иголки длинные в паре, шишки маленькие, у ели – иголки маленькие и по одной, шишки длинные, у лиственницы – мягкие иголки желтеют и опадают, шишки маленькие и круглые).

- Ребята, заинтересовала вас сегодняшняя тема? Что ещё хотели бы узнать?

- Время урока ограничено, поэтому обратитесь в библиотеку и узнайте, какие ещё хвойные деревья существуют? Чем они отличаются от уже известных нам?
Дополняют «кластер»
- Где эти знания вам пригодятся в жизни?

Даже ёлки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз торчат иголочки –
Значит, это ёлочки.
А когда на ветку ели
Мы получше посмотрели,
Оказалось, что она
Не такая, как сосна.