Цель урока:формировать понятие о хвойных деревьях, их отличительных признаках.
Задачи урока
Познавательные:
- помочь учащимся узнать, по каким существенным признакам объединили хвойные деревья в одну группу, чем они отличаются от лиственных деревьев; какими бывают хвоинки у хвойных деревьев, где созревают их семена.
Учебные:
- учиться различать хвойные деревья.
- формировать умение работать с текстом, высказывать свои предположения, доказывать свое мнение перед классом.
- формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
- учить работать в паре.
Воспитательные:
- показать роль человека в жизни дерева (обратить внимание на положительные и отрицательные воздействия и возможные меры, которые необходимо предпринимать для сохранения красоты и создания благоприятных условий для жизни деревьев);
- воспитывать бережное отношение к растениям.
Универсальные учебные действия:
- Умение собирать информацию на основе иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы.
- Осуществлять действие по образцу и заданному правилу, участвовать в оценке результатов деятельности.
- Умение работать в группе, давать оценку высказываниям одноклассников. Понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников; вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний
Приемы ТРКМЧП: «Верные и неверные высказывания», кластер, сводная таблица.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Планируемые результаты: уч-ся научатся выделять сходные и отличительные признаки внешнего вида хвойных растений; будут формироваться учебно-информационные (осуществлять наблюдение), учебно-логические и учебно-интеллектуальные действия (выделять главное, существенное, классификация, обобщение) и учебно-организационные действия (умение объяснять, оказывать помощь).
Дидактический материал и оборудование урока:
- учебник «Окружающий мир» Ч.1, О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин
- рабочая тетрадь №1 «Окружающий мир», О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин
- изображения хвойных деревьев
- натуральные объекты живой природы - раздаточный материал (веточки, шишки)
- кроссворд
Ход урока
Деятельность учителя |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стадия «Вызов» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игра «Назови лишнее»
Прием кластер. - Давайте вспомним, что мы знаем о деревьях. Для этого запишем всё, что знаем по этой теме, и нарисуем кластер. Приём «Верные и неверные высказывания»
Правила игры: Вопросы: 1. …у всех деревьев есть ствол.
- А теперь давайте проверим, как мы ответили. (Учащиеся отвечают) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Постановка темы и цели урока. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стадия осмысления. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Подготовка к восприятию. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Назовите «лишнее» дерево. Почему? План |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Изучение нового учебного материала. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа в парах Вывод: деревья, у которых на ветках хвоя – называются хвойными. 1) Работа по учебнику с.70– разнообразие хвойных деревьев. 2). Работа в исследовательской лаборатории.
Карточка – задание. Коллективная проверка - Но ведь плоды появляются на месте цветка. Значит, хвойные деревья цветут? Вывод: У ели и сосны есть одни и те же части – корень, ствол, ветви, листья (хвоинки), – Чем они отличаются? (записать на доске: ХВОИНКИ, ШИШКИ).
Проверка: 3. Прием «Сводная таблица»
Учащиеся обсуждают в парах, заполняют таблицу. Затем учитель вписывает их ответы в таблицу на доске.
Вывод: ветку ели можно отличить от ветки сосны по длине и расположению хвоинок и по размеру шишек. 4. Работа с гербарием. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Электронная физминутка «Ёлочка» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Закрепление учебного материала Цель: закрепление полученных знаний о хвойных деревьях. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Соедините изображения дерева с ветками и шишками. Приложение 1. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Дополнительный материал для любознательных.
- Что мы выяснили про лиственницу? (Иголки мягкие, желтеют и опадают, шишечки мелкие и круглая) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Первичный контроль |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стадия рефлексии |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Подведение итогов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Вернёмся к нашему плану урока и посмотрим, на все ли мы вопросы ответили. 1. Какие хвойные деревья вы знаете? (сосна, ель, лиственница) - Ребята, заинтересовала вас сегодняшняя тема? Что ещё хотели бы узнать? - Время урока ограничено, поэтому обратитесь в библиотеку и узнайте, какие ещё хвойные деревья существуют? Чем они отличаются от уже известных нам? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|