Урок технологии по теме "Приготовление вареников". 7-й класс

Разделы: Технология

Класс: 7


Модуль: Кулинария.

Раздел: Технология приготовления пищи.

Тип урока: комбинированный. 

Цель урока: познакомить учащихся с пресным тестом и способами его приготовления; научить замешивать пресное тесто и готовить из него вареники с начинкой; сформировать знания, а также умения готовить блюда из пресного теста, научить соблюдать технику безопасности на уроках, развивать внимательность в работе; воспитать аккуратность, опрятность в работе, воспитывать культуру труда.

Задачи урока:

Обучающие: 

  • развить стремление к углублению знаний;
  • развить интерес к национальным обрядам и традициям;
  • развить художественный вкус и ориентировать на качество изделий;
  • развивать индивидуальные особенности учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание чувства прекрасного;
  • воспитание чувства коллективизма и гражданственности.

Познавательные: развивать познавательный интерес к кулинарии, народным традициям.

Развивающие:

  • развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность;
  • формировать интерес к познавательной и исследовательской деятельности.

Мотивационные:

  • создать комфортную обстановку на занятии, атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
  • развить активную деятельность.

Эстетические: 

  • воспитывать аккуратность, культуру поведения;
  • формировать умение видеть красоту посредством демонстрации.

Методы: метод проблемного изложения, частичного поиска. 

Приемы: практическая работа, коллективная бригадная работа. 

Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончанию занятия

ЗНАТЬ:

  1. Понятия о видах теста. Краткую характеристику видов пресного теста.
  2. Иметь представление о приготовлении вареников с творогом и картофелем.

УМЕТЬ:

  1. Работать с теоретическим материалом, иметь навыки работы с необходимой литературой.
  2. На практике применять теоретический материал.
  3. Работать с кухонным инвентарём, соблюдая технику безопасности.
  4. Работать в группах, проводить творческую работу.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Вареники». Инструкционные карты. Продукты, спецодежда, инвентарь. 

Ход урока

I. Организационный момент: 

– приветствие;

– проверка готовности к уроку;

– настрой учащихся на урок:

Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».

II. Актуализация знаний учащихся: 

Одним из самых удивительных видов народного творчества является искусство добывания и приготовления пищи – главное условие выживания и развития человека. 

Для приготовления вареников нам нужна  мука.

1. Что вам известно о муке?

Мука – основной продукт в приготовлении теста. Получают муку в результате размола зерна различных культур. Основная масса муки вырабатывается из пшеницы. Муку получают  изо ржи, ячменя, кукурузы, овса, гречихи и других культур.

В зависимости от качественных показателей, установленных ГОСТом, мука делится на товарные сорта. Мукомольная промышленность России вырабатывает пшеничную муку пяти сортов: крупчатка, высший, первый, второй, обойная. Понятие «сорт муки» не означает пониженного или повышенного качества муки по сравнению с более высокими или низким сортом, а указывает на то, что мука с определенными качественными признаками предназначена для определенного использования в питании. Сорт муки определяется видом помола и зависит от наличия в ней отрубей: чем больше отрубей, тем ниже сортность муки. Отруби – это измельченные оболочки зерна. В оболочке зерна, особенно пшеницы, содержится большое количество витаминов группы В.

2. Приходилось ли вам покупать муку в магазине или на рынке? На что при покупке вы обращали внимание?

3. Как определить качество муки?

Цвет – основной показатель сорта муки. Он зависит от окраски зерна, крупности помола, влажности и др. У пшеничной муки высшего цвета должен быть белым или белым с кремовым оттенком; у ржаной муки – серовато-белым; чем ниже сорт муки, тем она темнее.

Запах без примеси плесенного, затхлого.

Вкус муки должен быть сладковатым и пресным, без кисловатого, горьковатого и других привкусов. При разжевывании не должно ощущаться хруста от содержания минеральных примесей – песка…

4. По способу приготовления тесто делят на два вида:

А) дрожжевое или кислое (опарное или безопарное). Используют при производстве хлеба, пирогов, блинов и других изделий;

Б) бездрожжевое (бисквитное, песочное, слоеное, заварное, пресное).

5. Как приготовить пресное тесто?

Муку просеять добавить молоко или воду, яйцо, соль. Замесить крутое тесто.

III. Изучение нового материала: 

Стихотворение Ю. Мориц «Я вареники люблю».

Я вареники леплю,
Я вареники люблю,
С творогом люблю, с клубникой,
С мясом, с вишнями, с черникой,
С ежевикой и морошкой,
Но сильней всего – С картошкой!
Ох, вареники с картошкой
В кипятке плывут бочком,
Вкусно машут гребешками,
Пахнут жареным лучком!
Из кастрюли приоткрытой
Царь вареников со свито
Запыхтел: «Моя царица
Тут боится. Развариться!
Я готов и беспокоюсь – Где подливка или соус?»
«Залезай в кастрюлю ложкой,
Там вареники с картошкой,
Золотые, Налитые, Раскудряво завитые!»

1. Просмотр презентации «Вареники» (Приложение 5).

2. ВАРЕНИКИ  (рассказ учащегося, задание ученик получил заранее дополнительный материал к уроку).

Украинское национальное блюдо из пресного отварного теста с разнообразной начинкой: творожной, картофельной, луковой, капустной, грибной, фруктовой (яблочной, вишневой).  Основная особенность приготовления вареников состоит в том, чтобы их тестяная оболочка была крепкой и в то же время хорошо проваренной, нежной, не сырой. Секрет здесь заключается в следующем: крутое пресное тесто замешивается на ледяной воде, и само приготовление ведется как можно дальше от плиты, в прохладном помещении. Тесто делается крутым, но не толстым. Второй секрет — в подготовке начинки таким образом, чтобы в ней при нагревании не образовалось бы жидкости, которая вызывает обычно прободение теста. С этой целью творог предварительно проваривается в кипятке и тщательно отжимается, к нему добавляются яичные желтки. Вишня освобождается от косточек, засыпается на несколько часов сахаром, и образовавшийся сок тщательно и несколько раз сцеживается. Только после этого вишневая начинка может использоваться без риска, что вареники развалятся. Наконец, третий секрет — прочная заделка швов вареников и варка в широкой, низкой кастрюле при спокойном кипении и так, чтобы вареникам не было тесно. Одна из особенностей вареников — их использование с подливками, зависящими от начинки. Так, творожные вареники едят со сметаной, яблочные с медом, вишневые с уваренным, подслащенным вишневым сиропом (предварительно сцеженным!), картофельные — с топленым салом, грибные.  В сети общественного питания получило распространение изделие, состоящее из механической смеси 2/3 творога и 1/3 муки (или из смеси этих продуктов 1:1), раскатанной жгутиком и нарезанной кусочками по 3 см длиной, которые затем отвариваются в подсоленной воде. Эти так называемые ленивые вареники, то есть сделанные кое-как от нежелания возиться с настоящими варениками, не являются национальным украинским блюдом, а — ресторанным, появившимся всего около 80—90 лет назад. Украинские же вареники известны с конца XVI в. [5]

3. Приготовление вареников (слайд 5) (см. Приложение 5)

4. Виды начинок (слайд 6,7)

5. Приготовление начинки с творогом (слайд 12)

6. Приготовление начинки с картофелем (слайд 13)

7. Подача к  столу (слайд 14)

IV. Инструктаж учащихся по технике безопасности при выполнении кулинарных работ (Приложение 4).

1. Приступая к работе с пищевыми продуктами, следует правильно организовать рабочее место:

  • Посуду и приспособления для замеса теста располагают справа от работающего,
  • продукты – слева,
  • инвентарь и оборудование для обработки и выпечки изделий из теста – на рабочем столе около кухонной плиты.

3. Таблицы: «Правила безопасной работы с горячими жидкостями (водой, жиром)», «Правила безопасной работы при пользовании электрической (газовой) плитой», «Правила безопасности при работе с кухонным оборудованием».

– С какими опасными инструментами и оборудованием вы сегодня будете работать, и чем они опасны?

– Какие правила безопасности нужно соблюдать, работая ножом?

– Какие средства защиты используют при работе с горячими предметами?

– Что нужно сделать в первую очередь, если вы получили ожог?

V. Практическая работа.

Учащиеся работают бригадами, по желанию выбирая практическую работу №1 или №2.

Практическая №1 «Приготовление вареников с картофелем» (Приложение 1)

Практическая №2 «Приготовление вареников с творогом» (Приложение 2)

1. Инструктаж по выполнению практической работы: 

Каждая бригада, получив карточку-задание, должна распределить обязанности между собой, выбрать ответственных каждого этапа практической работы.  

Перед началом работы бригадир разбивает бригаду на микрогруппы, дает индивидуальные задания каждому. Микрогруппы бригады начинают работу одновременно, по возможности советуясь друг с другом, оказывая посильную помощь. Бригадиры должны не только следить за работой бригады. На заключительном этапе практической работы каждая бригада должна заполнить карточку контроля работы бригады. С такой карточкой работать вы уже умеете.

Задайте вопросы, если вам что-то непонятно?

Вы сегодня должны работать вместе, дружно, без заминок и, тогда у нас все получится. 

Я буду работать вместе с вами!

Желаю вам успехов в работе!

2. Самостоятельная работа бригад. 

  1. Контроль за выполнением, консультации, рекомендации, оказание помощи в выполнении практической работы бригад. 
  2. Подготовка учащихся к ответу по карточке контроля (Приложение 3).
  3. Оценка вкусовых, эстетических качеств приготовленных блюд. 
  4. По окончании приготовления блюд, учащиеся сервируют столы и проводят дегустацию приготовленных вареников с творогом и картошкой. 

VI. Подведение итогов. Закрепление материала. 

1.Обсуждение качества готовых блюд, их внешнего вида. 

2. Мытье посуды и уборка рабочих мест.

Молодцы! Вы отлично и дружно сработали в своих группах и бригадах в целом! 

VII. Анализ работы, выставление оценок.

VIII. Домашнее задание.

1. Приготовить на ужин вареники с любой начинкой.

2. § 5,6. Учебник «Технология». 7 класс

Список литературы:

  1. В.Д. Симоненко Технология 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант девочки) – М.: Вента-Граф, 2007. – 176с.
  2. Технология. 7 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко (авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 191с.
  3. http://www.abcslim.ru/articles/314/liricheskaja-o-varenikah/
  4. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания. – М.: Хлебпродинформ, 1996.
  5. Большая энциклопедия кулинарного искусства. Все рецепты В.В. Похлебкина 2004