Во время работы с неуспевающими детьми в массовой школе учителя обычно осуществляют индивидуальный подход. Они стараются выявить пробелы в учебных знаниях ребёнка и восполнить их теми или другими способами: повторяют объяснение материала и дают дополнительные упражнения, сравнительно чаще используют наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, разными путями организуют внимание таких детей и привлекают их к коллективной работе класса.
Такие меры на отдельных этапах обучения, безусловно, дают положительные результаты. Однако, достигнутые таким путём успехи в большинстве случаев оказываются лишь временными, в дальнейшем у детей накапливается всё больше и больше пробелов в знаниях.
Учитывая вышесказанное, во время проведения учебно-развивающей работы с детьми, испытывающими трудности в обучении, предлагаю использовать разработанные мной алгоритмы.
АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С ДЕТЬМИ, ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
1. Проведение психолого-педагогической диагностики обучающихся в начале года с целью определения индивидуальных особенностей детей, испытывающих трудности в обучении, выявления уровня обученности
2. Разработка плана работы по преодолению неуспеваемости
3. Составление расписания индивидуально-групповых занятий с детьми, испытывающими трудности в обучении
4. Разработка планов ликвидации пробелов в знаниях по каждому обучающемуся с указанием умений и навыков, которые будут отрабатываться на каждом занятии
5. Ведение журналов и тетради обучающихся для индивидуально-групповых занятий
6. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный) для объективности результата
7. Разработать систему работы над ошибками после проведения самостоятельных и контрольных работ
8. Разработать систему дифференцированных домашних заданий
9. Разработать программу деятельности с родителями обучающихся
АЛГОРИТМ ОТБОРА НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРИЁМОВ И МЕТОДОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Чёткое определение общеобразовательной учебной цели урока
2. Определение наиболее трудных для данного класса этапов в её достижении
а) Возможность актуализации предварительных знаний, необходимых для достижения учебной цели
б) Возможность осознания обучающимися недостаточности их знаний
в) Возможность наглядной демонстрации недостаточности знаний
3. Определение степени абстрактности вновь формируемых понятий
4. Построение понятийной грозди или уровневой схемы формируемых понятий
5. Определение способа изложения учебного материала (индуктивный или дедуктивный), обосновав этот способ с позиций особенностей содержания и класса
6. Формирование каждого из понятий предполагает последовательное предъявление вопросов и заданий, направленных на его:
а) восприятие
б) осмысление
в) запоминание
г) представление возможности его применения или использования
КЛАССИФИКАТОР ЗАДАНИЙ
1. Задания, направленные на организацию восприятия
1.1. На начальном этапе урока даётся задание на релаксацию
1.2. Многократное, различное по форме акцентирование внимания на одних и тех же вопросах
1.3. Особая эмоциональная атмосфера урока
1.4. Особый характер общения, обеспечивающий эмоциональную поддержку обучающимся
2. Задания, обеспечивающие развитие различных видов мышления
2.1. Выделение существенных признаков
2.2. Обобщение по различным признакам
2.3. Задания на классификацию
3. Задания на развитие воображения
3.1. Упражнения с разрывами в описании
3.2. Описание фантастических образов
4. Задания на развитие различных аспектов памяти
4.1. Задания на развитие зрительной памяти
4.2. Задания на развитие слуховой памяти
4.3. Задания на развитие моторной памяти