Класс: 4.
Программа курса: к учебнику М. Т. Студеникина “Основы светской этики” 4 класс; Москва “Русское слово” 2011.
Цель урока:
Образовательная: формирование представления о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание;
Воспитательная: формирование чувства уважения к традициям и культуре русского народа; знакомство с разнообразием русских пословиц и поговорок о семье и браке;
Развивающая: развитие у учащихся способности общения, выстраивания отношений с окружающими их людьми; развитие умений пользоваться словарём, объяснять значение пословиц и поговорок, соотносить рисунок с текстом, работать с разнообразными источниками информации; развитие навыков ознакомительного и просмотрового чтения; развитие умения решать кроссворды.
Тип урока: Комбинированный урок.
Оборудование: ПК, медиапроектор, рабочие листы учеников.
Ход урока
1-й этап. Организационный. 1 мин.
Слово учителя:
– Доброе утро, ребята! Сегодня у нас не обычный урок, а урок-кроссворд. (Презентация. Слайд 1.) Урок-кроссворд. Что же такое “кроссворд”? Это английское слово, означающее “Кросс” – “крест” и “ворд” – “слово”. Вы любите разгадывать кроссворды?
– На нашем уроке присутствуют гости. Если что-то вызовет у вас, ребята, затруднения, надеюсь, наши гости нам помогут.
– Итак, разгадав наш кроссворд, вы, ребята, узнаете тему нашего урока.
2-й этап. Мотивационный. 4 мин.
Слайды 2–3. Кроссворд “Обычаи и обряды”. На партах учеников листки с кроссвордами, учитель читает определения понятий, изученных ребятами на уроках в течение 1 полугодия. Для оказания определённой помощи у учеников имеются листки с подсказками “Словарь понятий”.
1. Мораль – система норм и правил поведения, выработанных и охраняемых
обществом.
2. Бояре – самые богатые и знатные люди на Руси, занимавшие высшие должности.
3. Рыцарь – в переводе с немецкого “всадник”, в переносном значении–
благородный, воспитанный человек, должен был обладать 7 добродетелями:
фехтованием, верховой ездой, владением копьём, плаванием, охотой, игрой в шашки,
пением стихов в честь прекрасной дамы.
4. Честность – важнейшее качество человека. Искренность, добросовестность,
безупречность, прямота в отношениях с другими людьми, надёжность в исполнении
обещаний, отрицание обмана и воровства, честное поведение.
5. Дружба – привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного
уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной
деятельности.
6. Этика – нормы и правила поведения (мораль, нравственность),
выработанные и охраняемые обществом.
7. Вежливость – повседневное уважение и открытая доброжелательность по
отношению к тем людям, с которыми приходится встречаться дома и в школе, на
работе и в общественных местах.
8. Добро – высшая нравственная ценность. Всё полезное и хорошее, всё, что
помогает человеку и природе, идёт им на пользу.
9. Гордость – это чувство самоуважения, достоинства.
10. Ассамблея – увеселительные балы, введённые Петром 1 в России на французский
манер.
11. Предки – это люди, от которых мы произошли.
12. Гордыня – это гордость вне всякой меры, ставшая слишком
преувеличенной.
По мере отгадывания кроссворда открываются соответствующие строчки. В выделенных квадратиках слова: “обычаи” и “обряды”.
– Итак, вы отгадали на кроссворд. Действительно, тема нашего урока звучит “Обычаи и обряды русского народа”. Слайд 4. Тема урока: “Обычаи и обряды русского народа”.
3-й этап. Целеполагание. 2 мин.
– Чему же мы должны научиться сегодня на нашем уроке? Давайте, ребята, выберем цель нашего урока. Перед вами листки с различными целями, выберите ту, которая относится к теме нашего урока.
Учитель даёт избыточные цели, ученики должны промаркировать нужное.
Слайд 5. Цели:
- познакомиться с понятиями “честность” и “искренность”;
- познакомиться с понятиями “гордость” и “гордыня”;
- узнать о правилах приличия;
- познакомиться с понятиями “обычай” и “обряд”; узнать об обряде бракосочетания на Руси;
- узнать о вежливых словах, уметь употреблять их в разных жизненных ситуациях.
Учащиеся ставят цель урока: познакомиться с понятиями “обычай” и “обряд”; узнать об обряде бракосочетания на Руси.
Слайд 6. Цель урока: познакомиться с понятиями “обычай” и “обряд”; узнать об обряде бракосочетания на Руси; иметь представление о помолвке, венчании.
4-й этап. Информационный. 3 мин.
– Ребята. Давайте найдём в учебнике на стр. 79 определения интересующих нас понятий, прочитаем их. У вас на листках также записаны эти определения, вам необходимо записать верный термин к каждому понятию. Работа на листках.
Обычай – общепринятый, привычный порядок поведения людей в повседневной жизни. Обычаи появились ещё в древности, когда наши предки жили родами и племенами.
Обряд – совокупность определённых действий, которые диктуются обычаем.
– Как вы понимаете слово “бракосочетание”?
– Ребята, перед вами разные пословицы о семье и браке. Вам предстоит прочитать пословицы и объяснить их значение.
Слайд 7. Пословицы.
5-й этап. Чтение параграфа учебника. Беседа по вопросам. 10 мин.
– Давайте прочитаем о свадебном обычае на Руси. Стр. 79 -82.
– Какой обряд изображён на рисунке на стр. 80, 81, 82. 83? Прокомментируйте каждый рисунок.
6-й этап. Работа с таблицей закрепление изученных понятий. 3 мин.
– Ребята, запишите на своих листках определения соответствующие понятиям.
– Сравните свои записи с таблицей на слайде.
Слайд 8. Таблица.
Обряд сводов | Обряд соединения жениха и невесты перед отправлением к венцу. |
Помолвка | Публичное объявление в кругу родственников о согласии молодых вступить в брак. |
Венчание | Церковное бракосочетание. |
Бракосочетание | Обряд, который проходит во время свадьбы. |
7-й этап. Просмотр презентации. 5 мин. Слайды 9–15.
8-й этап. Решение кроссворда. 5 мин. Слайд 21.
1. Свадьба – обычай, появившийся в давние времена; благодаря ему
образуется новая семья.
2. Венец – корона, которую держат над головами жениха и невесты во время
венчания.
3. Каравай – круглый хлеб, которым встречают молодых.
4. Сваты – родители, друзья жениха, которые приходят в дом невесты
договариваться о свадьбе.
5. Помолвка – публичное объявление в кругу родственников о согласии
молодых вступить в брак.
6. Венчание – церковное бракосочетание.
7. Невеста – девушка, которая выходит замуж.
8. Отцы – родители жениха и невесты, которые 7 раз кланяются. Ударяют друг
друга по рукам во время обряда сватовства.
9. Своды – обряд соединения жениха и невесты, проходил посреди двора или
избы, сопровождался специальными песнями.
10. Бракосочетание – обряд,который проходит во время свадьбы.
9-й этап. Рефлексия. Слайд 22. 4 мин.
– Ребята, расскажите, что запомнилось на уроке.
– Заполните графы таблицы.
Я знал | Я запомнил | Я смог |
10-й этап. Домашнее задание. Слайд 23. 2 мин.
Ребята, в качестве домашнего задания я предлагаю вам составить на ваших рабочих листках план текста рассмотренной нами сегодня темы “Обычаи и обряды русского народа”. Спасибо вам за работу. До следующей встречи.
Приложение 1. “Словарь понятий”.
Приложение 2. Технологическая карта открытого урока.
Перечень использованных источников информации
- М. Т. Студеникин “Основы светской этики” 4 класс; Москва “Русское слово” 2012.
- Пословицы русского народа. Сборник В. Даля в двух томах. М.: “ТЕРРА”, 1996.
- Интернет-ресурсы: Google (картинки).