Урок по модулю курса ОРКСЭ "Основы светской этики". Тема: "Обычаи и обряды русского народа". 4-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 4


Класс: 4.

Программа курса: к учебнику М. Т. Студеникина “Основы светской этики” 4 класс; Москва “Русское слово” 2011.

Цель урока:

Образовательная: формирование представления о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание;

Воспитательная: формирование чувства уважения к традициям и культуре русского народа; знакомство с разнообразием русских пословиц и поговорок о семье и браке;

Развивающая: развитие у учащихся способности общения, выстраивания отношений с окружающими их людьми; развитие умений пользоваться словарём, объяснять значение пословиц и поговорок, соотносить рисунок с текстом, работать с разнообразными источниками информации; развитие навыков ознакомительного и просмотрового чтения; развитие умения решать кроссворды.

Тип урока: Комбинированный урок.

Оборудование: ПК, медиапроектор, рабочие листы учеников.

Ход урока

1-й этап. Организационный. 1 мин.

Слово учителя:

– Доброе утро, ребята! Сегодня у нас не обычный урок, а урок-кроссворд. (Презентация. Слайд 1.) Урок-кроссворд. Что же такое “кроссворд”? Это английское слово, означающее “Кросс” – “крест” и “ворд” – “слово”. Вы любите разгадывать кроссворды?

– На нашем уроке присутствуют гости. Если что-то вызовет у вас, ребята, затруднения, надеюсь, наши гости нам помогут.

– Итак, разгадав наш кроссворд, вы, ребята, узнаете тему нашего урока.

2-й этап. Мотивационный. 4 мин.

Слайды 2–3. Кроссворд “Обычаи и обряды”. На партах учеников листки с кроссвордами, учитель читает определения понятий, изученных ребятами на уроках в течение 1 полугодия. Для оказания определённой помощи у учеников имеются листки с подсказками “Словарь понятий”.

1. Мораль – система норм и правил поведения, выработанных и охраняемых обществом.
2. Бояре – самые богатые и знатные люди на Руси, занимавшие высшие должности.
3. Рыцарь – в переводе с немецкого “всадник”, в переносном значении– благородный, воспитанный человек, должен был обладать 7 добродетелями: фехтованием, верховой ездой, владением копьём, плаванием, охотой, игрой в шашки, пением стихов в честь прекрасной дамы.
4. Честность – важнейшее качество человека. Искренность, добросовестность, безупречность, прямота в отношениях с другими людьми, надёжность в исполнении обещаний, отрицание обмана и воровства, честное поведение.
5. Дружба – привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности.
6. Этика – нормы и правила поведения (мораль, нравственность), выработанные и охраняемые обществом.
7. Вежливость – повседневное уважение и открытая доброжелательность по отношению к тем людям, с которыми приходится встречаться дома и в школе, на работе и в общественных местах.
8. Добро – высшая нравственная ценность. Всё полезное и хорошее, всё, что помогает человеку и природе, идёт им на пользу.
9. Гордость – это чувство самоуважения, достоинства.
10. Ассамблея – увеселительные балы, введённые Петром 1 в России на французский манер.
11. Предки – это люди, от которых мы произошли.
12. Гордыня – это гордость вне всякой меры, ставшая слишком преувеличенной.

По мере отгадывания кроссворда открываются соответствующие строчки. В выделенных квадратиках слова: “обычаи” и “обряды”.

– Итак, вы отгадали на кроссворд. Действительно, тема нашего урока звучит “Обычаи и обряды русского народа”. Слайд 4. Тема урока: “Обычаи и обряды русского народа”.

3-й этап. Целеполагание. 2 мин.

– Чему же мы должны научиться сегодня на нашем уроке? Давайте, ребята, выберем цель нашего урока. Перед вами листки с различными целями, выберите ту, которая относится к теме нашего урока.

Учитель даёт избыточные цели, ученики должны промаркировать нужное.

Слайд 5. Цели:

  • познакомиться с понятиями “честность” и “искренность”;
  • познакомиться с понятиями “гордость” и “гордыня”;
  • узнать о правилах приличия;
  • познакомиться с понятиями “обычай” и “обряд”; узнать об обряде бракосочетания на Руси;
  • узнать о вежливых словах, уметь употреблять их в разных жизненных ситуациях.

Учащиеся ставят цель урока: познакомиться с понятиями “обычай” и “обряд”; узнать об обряде бракосочетания на Руси.

Слайд 6. Цель урока: познакомиться с понятиями “обычай” и “обряд”; узнать об обряде бракосочетания на Руси; иметь представление о помолвке, венчании.

4-й этап. Информационный. 3 мин.

– Ребята. Давайте найдём в учебнике на стр. 79 определения интересующих нас понятий, прочитаем их. У вас на листках также записаны эти определения, вам необходимо записать верный термин к каждому понятию. Работа на листках.

Обычай – общепринятый, привычный порядок поведения людей в повседневной жизни. Обычаи появились ещё в древности, когда наши предки жили родами и племенами.

Обряд – совокупность определённых действий, которые диктуются обычаем.

– Как вы понимаете слово “бракосочетание”?

– Ребята, перед вами разные пословицы о семье и браке. Вам предстоит прочитать пословицы и объяснить их значение.

Слайд 7. Пословицы.

5-й этап. Чтение параграфа учебника. Беседа по вопросам. 10 мин.

– Давайте прочитаем о свадебном обычае на Руси. Стр. 79 -82.

– Какой обряд изображён на рисунке на стр. 80, 81, 82. 83? Прокомментируйте каждый рисунок.

6-й этап. Работа с таблицей закрепление изученных понятий. 3 мин.

– Ребята, запишите на своих листках определения соответствующие понятиям.

– Сравните свои записи с таблицей на слайде.

Слайд 8. Таблица.

Обряд сводов Обряд соединения жениха и невесты перед отправлением к венцу.
Помолвка Публичное объявление в кругу родственников о согласии молодых вступить в брак.
Венчание Церковное бракосочетание.
Бракосочетание Обряд, который проходит во время свадьбы.

7-й этап. Просмотр презентации. 5 мин. Слайды 9–15.

8-й этап. Решение кроссворда. 5 мин. Слайд 21.

1. Свадьба – обычай, появившийся в давние времена; благодаря ему образуется новая семья.
2. Венец – корона, которую держат над головами жениха и невесты во время венчания.
3. Каравай – круглый хлеб, которым встречают молодых.
4. Сваты – родители, друзья жениха, которые приходят в дом невесты договариваться о свадьбе.
5. Помолвка – публичное объявление в кругу родственников о согласии молодых вступить в брак.
6. Венчание – церковное бракосочетание.
7. Невеста – девушка, которая выходит замуж.
8. Отцы – родители жениха и невесты, которые 7 раз кланяются. Ударяют друг друга по рукам во время обряда сватовства.
9. Своды – обряд соединения жениха и невесты, проходил посреди двора или избы, сопровождался специальными песнями.
10. Бракосочетание – обряд,который проходит во время свадьбы.

9-й этап. Рефлексия. Слайд 22. 4 мин.

– Ребята, расскажите, что запомнилось на уроке.

– Заполните графы таблицы.

Я знал Я запомнил Я смог

10-й этап. Домашнее задание. Слайд 23. 2 мин.

Ребята, в качестве домашнего задания я предлагаю вам составить на ваших рабочих листках план текста рассмотренной нами сегодня темы “Обычаи и обряды русского народа”. Спасибо вам за работу. До следующей встречи.

Приложение 1. “Словарь понятий”.

Приложение 2. Технологическая карта открытого урока.

Перечень использованных источников информации

  1. М. Т. Студеникин “Основы светской этики” 4 класс; Москва “Русское слово” 2012.
  2. Пословицы русского народа. Сборник В. Даля в двух томах. М.: “ТЕРРА”, 1996.
  3. Интернет-ресурсы: Google (картинки).