Тип урока: знакомство с новым материалом
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
Цели: Формированию представлений учащихся о зимнем луге; познакомить с разнообразием следов на зимнем лугу. Воспитывать бережное отношение к природе, культуру поведения.
Задачи:
личностные: формирование норм нравственного-эстетического поведения
предметные:
- сформировать представления учащихся о луге в зимний период, как о природном сообществе;
- какие следы встречаются на зимнем лугу;
- какие растения можно увидеть на лугу в зимний период?
- выяснить какую роль играет человек в этом природном сообществе в зимний период.
метапредметные:
- помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала;
- уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя (Регулятивные УУД);
- развивать познавательную активность детей, память, мышление, речь, умение наблюдать и различать следы на снегу, обобщать и делать выводы. (Познавательные УУД);
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать друг с другом (Коммуникативные УУД);
Планируемые результаты:
- Знать, как связаны между собой организмы в сообществе зимнего луга.
- Иметь представление о влиянии человека на сообщество и значение сообщества для человека.
- Знать, как нужно охранять луга в зимний период и выделять экологические проблемы.
Основные понятия: луг - природное сообщество
Основные методы:
1. по виду источника информации:
- словесные (объяснение, беседа с учащимися, рассказ (пересказ) учащихся));
- наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);
2. по виду учебной деятельности:
- самостоятельный, практический, стимулирования, контроля-самоконтроля
Система контроля: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль
Оборудование: презентация «Следы на снегу», фотографии.
Ход урока
1. Организационный момент, сообщение темы и целей.
Снова пришел долгожданный миг-
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
- Мы с вами мысленно прибыли на станцию «Луг»
2. Слайд № 2
Показ видеофильма «Красота луга» (2 мин)
- Необыкновенную красоту, многообразие красок можно увидеть на лугу летом, а можно ли увидеть эти растения на зимнем лугу?
- Расскажите ваши наблюдения?
- Для чего нужен снег на земле?
Слайд № 3
По календарю декабрь, январь, февраль – зимние месяцы. Зимушка-зима на Русь забрела! Затрещали морозы. Поземка метет и метет.
Отгадайте загадку
Пушистый ковер
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при луне
Серебром блестит. (снег)
- Как вы думаете почему я загадала именно такую загадку?
Снежная шуба защищает от холода многолетние травы и является теплой «постелью» для многих животных обитающих на лугу. В суровые морозные дни в снег прячутся многие животные. Бегают по снежным норкам кроты, землеройки, полевки.
- Что можно увидеть зимой на лугу? (следы животных и птиц)
- Кто сможет сформулировать тему нашего урока?
- Сегодня мы рассмотрим разные следы (животных и птиц); научимся различать их.
3. – Следы каких животных можно встретить на лугу зимой?
Слайд № 4 и Слайд № 5 (рассказ про полевку ведет подготовленный ребенок)
Живут полёвки в сильно разветвлённых норах с гнездовыми камерами и длинными ходами – «колбасками» из земли и измельченной травы. В зимнее время устраивают подснежные шарообразные норы из расщепленных полосок стеблей и листьев. Питаются зверьки разнообразной, преимущественно растительной пищей. Размножаются с апреля по сентябрь. Самка приносит 3 – 4 помета, от 2 до 11 детёнышей. Полевка является серьёзным вредителем сельского хозяйства. В природе существует две разновидности обыкновенной полевки – серая и рыжая. Рассмотрим их на слайдах.
Слайд № 6 (рассказ про полевую мышь ведет подготовленный ребенок)
Полевая мышь отличается от других видов мышей наличием узкой чёрной полоски на рыжеватой спине. Живет в естественных укрытиях, роет несложные норы. Устраивает подснежные шаровидные норы, которые отличаются от гнёзд полевок тем, что сплетены они из цельных стеблей и листьев.
4. Физкультминутка. Слайд № 7
Вышли мышки как-то раз,
Посмотреть который час
Раз, два, три, четыре,
Мышки дёрнули за гири,
Раздаётся страшный звон.
Убежали мышки вон.
Слайд № 8 (рассказ про обыкновенную бурозубку – землеройку ведет подготовленный ребенок)
Обыкновенная бурозубка – землеройка. Внешне немного напоминают мышей и полёвок, от которых отличаются вытянутой в хоботок мордой. Окрас тела зимой – темный. Вершины всех 32 зубов этих животных окрашены в коричневато-бурый цвет. Живут в кустарниковых зарослях, на лугах, особенно во влажных местах. Они роют собственные или занимают норы мелких грызунов. Активна и днём и ночью. Зимой землеройки в спячку не впадают, а ведут активный подснежный образ жизни. Они бегают в пустотах под корнями деревьев и буреломах, поедая там насекомых и их личинок, зимующих в лесной подстилке, дождевыми червями, наземными моллюсками, мелкими позвоночными (грызунами), поедает трупы животных. На редкость прожорлива: за сутки съедает пищи в 2 раза больше собственного веса. Осторожна. В году до трех выводков. Землеройки – самые мелкие млекопитающие России.
Слайд № 9 (рассказ про белку ведет подготовленный ребенок)
Длина тела 18–28 см. Хвост более половины длины тела. Задние конечности заметно длиннее передних. Окраска верха зимой – пепельно-серая с рыжиной на спине. Зимой на ушах длинные кисточки волос. Брюшко белое. Прекрасно лазает и прыгает по деревьям. Селится в дуплах. Чаще гнездо, называемое гайном, сооружает сама. На зиму делает запасы – сушит грибы, зарывает желуди, орехи. В году 1–2 выводка.
- Какого зверька мы чаще всего встречаем в лесу и на лугу? (белка)
- Зачем белка прибегает на луг зимой?
- Какую роль играет человек в зимний период на лугу? (ответы учащихся)
5. Рефлексия
-Ребята, какие задачи мы ставили?
-Удалось ли нам достичь поставленных задач?
-Как мы этого достигли?
-Что полезного вы узнали для себя?
-Всё ли удалось выполнить?
- Какие были затруднения? Почему?
-Над чем ещё нужно поработать?
- Сегодня вы узнали какие следы можно увидеть на снегу зимой и познакомились с обитателями (обладателями) этих следов. А сейчас я предлагаю сыграть в интересную игру «Что я за зверь?»
Условия игры: Несколько бумажек с названиями животных, которые рассматривались на уроке. Выбрать одного добровольца (для названия каждого животного), посадить его спиной к аудитории, приколоть ему на спину бумажку с названием животного. Играющий должен задавать вопросы всем, пытаясь определить своё животное. Дети могут отвечать только «да», «нет», «может быть».
Обсудите, как каждый чувствовал себя в роли того или иного животного.
Слайд № 10 Итог: Тест – рисунок «Проверь себя»
Детям раздается по чистому листу. Они самостоятельно должны по описанию нарисовать след животного и определить, чей след нарисовали.
- Этот следок похож на след маленькой собачки. Только этот зверёк держит лапу в комке, крепко сжимая пальцы.
- След похож на след снежного комочка, упавшего с высокого дерева.
- Почерк этого зверька разобрать легко и просто: она короткими передними лапками обопрется – длинные задние далеко вперед вынесет и широко расставит. От передних лапок след маленький – две точки, а от задних – как от крошечной ручки с тонкими пальчиками.
- У этого обитателя луга почерк мелкий. Вылезая из-под снега, она делает петельку и потом бежит прямо. Получаются двоеточия на одинаковом расстоянии.
- Данный след определить очень легко: от трех передних пальцев – крестики на снегу, сзади от четвертого – прямая черточка.
Вывод: Зная следы животных, без особого труда можно узнать, кто побывал на этой зимней поляне. Луг красив в любое время года, и мы должны всегда помнить правила поведения. Я хочу вам подарить памятки, ознакомившись с ней, я надеюсь на ваше доброе отношение к природе в любое время года.
Памятка
- Учись понимать природу, стань её другом и защитником!
- Радуйся красоте природы в любое время года, не вреди ей своим небрежным отношением!
- Веди себя тихо: смотри, слушай и не шуми!
- Пользуйся любым случаем, чтобы сделать для природы что – либо полезное!
- Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных!
- Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней!
- Помогай тем, кто заботится о природе, защищай её от вредителей и несознательных туристов!