Статья относится к разделу: Коррекционная педагогика.
Мы, учителя-дефектологи, Гуськова В.А., Грачева Л.И. представили материал из опыта работы “Единое образовательное пространство – детский сад, библиотека, школа, как среда общения, развития и образования”, который предназначен для социальной адаптации, реабилитации и интеграции детей с ограниченными возможностями в общество сверстников.
Цели работы:
1. Создание условий:
- Сохранить, улучшить, восстановить функции зрения ребенка.
- Обеспечить равные стартовые возможности детей с дефектами зрения при обучении в общеобразовательных и коррекционных школах.
2. Взаимодействие коррекционных образовательных учреждений и специальной библиотеки для слепых для полноценного развития и интеграции детей-инвалидов по зрению в общество сверстников.
Единое образовательное пространство | ||
ДОУ Начальное звено образования и развития ребенка дошкольника |
Школа Начальное и среднее образование |
Библиотека Учреждения дополнительного образования Коммуникативная среда общения и развития детей с ограниченными возможностями |
“Единое образовательное пространство – детский сад, библиотека, школа.
Единое образовательное пространство представлено как:
- Среда общения, развития, образования детей с нарушением зрения.
- Создание условий для полноценного развития детей с дефектами зрения и инвалидов по зрению.
- Интеграция детей с ограниченными возможностями в общество сверстников.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 78” | ||
Рязанская областная специальная библиотека для слепых. | Школы (коррекционная и общеобразовательная). | Учреждения дополнительного образования. |
|
|
|
В нашем дошкольном учреждении функционируют три группы для детей с патологией зрения, где воспитываются и получают лечение дети с нарушением зрения: это дети с косоглазием и амблиопией, слабовидящие и инвалиды по зрению с детства.
В детском учреждении создана крепкая материально-техническая база в соответствии с нормативными и санитарно-гигиеническими требованиями пребывания детей в детском саду (Приложение).
Каждая группа имеет игровую, спальную, раздевальную комнаты; имеются музыкальные и спортивные залы, два тифлокабинета, офтальмологический, медицинский, педагогический кабинеты, а также кабинет психолога, логопеда.
Офтальмологами проводится плеоптическое лечения на аппаратах: синаптофор, монобиноскоп с лазерной насадкой, цветотест, аппарат Рота (таблица для проверки остроты зрения), аппарат для цветоимпульсной стимуляции органа зрения АСИР; комплекс лечебно-диагностический АКАДЕМИК – программ КЛИНОК. Лечебно-коррекционная работа осуществляется врачом-офтальмологом и медсестрой-ортоптисткой.
В детском учреждении работает коррекционный блок:
Гуськова В.А. – учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, “Заслуженный учитель РФ”;
Грачева Л.И. – учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, “Почетный работник общего образования РФ”;
Герасина А.Ф. – педагог-психолог высшей квалификационной категории;
Каплан Е.В. – учитель-логопед первой квалификационной категории;
Пантелеева В.Г. – врач-офтальмолог высшей квалификационной категории;
Дворникова А.В.– медсестра-ортоптистка;
Власова Н.И. – заместитель заведующей по ВМР, высшей квалификационной категории, “Почетный работник общего образования РФ”;
Максимова В.И. – музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ.
Педиатр и медсестра ДОУ, воспитатели тифлогрупп, имеющие высшее образование, четверо из шести педагогов имеют высшую категорию.
На заседаниях коррекционного блока решаются вопросы воспитания и обучения детей инвалидов по зрению, разрабатываются индивидуальные программы обучения, мини программы и маршрутные листы согласно зрительного диагноза, разрабатываются офтальмо – гигиенические рекомендации на каждого ребенка и даются советы педагогам и родителям по работе с детьми.
Коррекционная работа в ДОУ для детей с нарушением зрения является самостоятельным системным образованием, имеющим свои цели, задачи, содержание и методы.
Работая с детьми с нарушением зрения, мы руководствуемся документацией: международного, федерального, регионального, муниципального уровня, а также положениями, разработанными дошкольным учреждением – Положения МБДОУ “Детский сад № 78”: “Основы безопасности жизнедеятельности детей с нарушением зрения в адаптационный период пребывания в детском саду”, “Индивидуальное коррекционно-развивающее обучение слабовидящих детей в детском саду”.
Нами, учителями-дефектологами, разработана “Единая система тифлокоррекционного обучения “Глаз-рука”, которая раскрывает специфику работы тифлокоррекционного обучения детей с нарушением зрения, комплексный подход в коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работе, дифференцированный подход в обучении, раскрывает новые коррекционно-развивающие подходы и методы обучения.
Коррекционная работа представлена как:
- средство для понимания педагогом ребенка и помощи ему;
- средство для передачи ему определенного опыта;
- средство организации и управления деятельностью ребенка.
Коррекционно-педагогические задачи:
Зрительное восприятие Развитие:
|
Осязание и мелкая моторика
Развитие: |
Ориентировка в пространстве
Развитие: |
Коррекция зрения
Развитие: |
Таким образом, работа коррекционного блока ДОУ совместно с родителями,
социумом: (ПМПК города, областная специальная библиотека для слепых,
коррекционные детские сады и школы, учреждения дополнительного образования)
составляет единое образовательное пространство, осуществляет комплексный подход
в обучении и развитии дошкольников, поднимает личностный статус каждого ребенка,
дает ему уверенность в своих силах и возможностях, позволяет на равных
интегрироваться детям-инвалидам по зрению в общество сверстников.
Наши дети достигли высокого уровня развития, стали более эмоциональны, раскрепощены, жизнерадостны, коммуникативны. Мы добились устойчиво положительных результатов по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения в общеобразовательной и коррекционной школах.