Единое образовательное пространство – детский сад, библиотека, школа как среда общения, развития и образования детей с нарушением зрения

Разделы: Коррекционная педагогика


Статья относится к разделу: Коррекционная педагогика.

Мы, учителя-дефектологи, Гуськова В.А., Грачева Л.И. представили материал из опыта работы “Единое образовательное пространство – детский сад, библиотека, школа, как среда общения, развития и образования”, который предназначен для социальной адаптации, реабилитации и интеграции детей с ограниченными возможностями в общество сверстников.

Цели работы:

1. Создание условий:

  • Сохранить, улучшить, восстановить функции зрения ребенка.
  • Обеспечить равные стартовые возможности детей с дефектами зрения при обучении в общеобразовательных и коррекционных школах.

2. Взаимодействие коррекционных образовательных учреждений и специальной библиотеки для слепых для полноценного развития и интеграции детей-инвалидов по зрению в общество сверстников.

Единое образовательное пространство
ДОУ

Начальное звено образования и развития ребенка дошкольника

Школа

Начальное и среднее образование

Библиотека

Учреждения дополнительного образования

Коммуникативная среда общения и развития детей с ограниченными возможностями

“Единое образовательное пространство – детский сад, библиотека, школа.

Единое образовательное пространство представлено как:

  • Среда общения, развития, образования детей с нарушением зрения.
  • Создание условий для полноценного развития детей с дефектами зрения и инвалидов по зрению.
  • Интеграция детей с ограниченными возможностями в общество сверстников.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 78”
Рязанская областная специальная библиотека для слепых. Школы (коррекционная и общеобразовательная). Учреждения дополнительного образования.
  • Участие ДОУ в конференциях, семинарах, юбилейных датах.
  • Выездные межрегиональные семинары (г. Тула, г. Мурманск, г. Липецк).
  • Выездные семинары-практикумы по Рязанской области (г.г. Ряжск, Скопин, Касимов).
  • Участие библиотеки в семинарах, проводимых детским садом для города и области.
  • Посещение воспитанников ДОУ библиотеки:
    – индивидуальное обучение по системе Л. Брайля;
    – культурно-массовые мероприятия.
  • Совместное издательство методических разработок и пособий.
  • Участие детей ДОУ в праздничных мероприятиях школы: День знаний, праздник Букваря, спортивные праздники, День “открытых дверей”.
  • Участие учителей первого класса на педсоветах в ДОУ
  • Оформление карты развития ребенка к обучению в школе.
  • Участие детей ДОУ в конкурсах поделок и культурно-развлекательных мероприятиях.
  • Совместно с региональным методическим центром по работе с детьми инвалидами (ГБУК РО “РОСБС”) идет наработка методического материала по обучению слабовидящих детей.

В нашем дошкольном учреждении функционируют три группы для детей с патологией зрения, где воспитываются и получают лечение дети с нарушением зрения: это дети с косоглазием и амблиопией, слабовидящие и инвалиды по зрению с детства.

В детском учреждении создана крепкая материально-техническая база в соответствии с нормативными и санитарно-гигиеническими требованиями пребывания детей в детском саду (Приложение).

Каждая группа имеет игровую, спальную, раздевальную комнаты; имеются музыкальные и спортивные залы, два тифлокабинета, офтальмологический, медицинский, педагогический кабинеты, а также кабинет психолога, логопеда.

Офтальмологами проводится плеоптическое лечения на аппаратах: синаптофор, монобиноскоп с лазерной насадкой, цветотест, аппарат Рота (таблица для проверки остроты зрения), аппарат для цветоимпульсной стимуляции органа зрения АСИР; комплекс лечебно-диагностический АКАДЕМИК – программ КЛИНОК. Лечебно-коррекционная работа осуществляется врачом-офтальмологом и медсестрой-ортоптисткой.

В детском учреждении работает коррекционный блок:

Гуськова В.А. – учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, “Заслуженный учитель РФ”;

Грачева Л.И. – учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, “Почетный работник общего образования РФ”;

Герасина А.Ф. – педагог-психолог высшей квалификационной категории;

Каплан Е.В. – учитель-логопед первой квалификационной категории;

Пантелеева В.Г. – врач-офтальмолог высшей квалификационной категории;

Дворникова А.В.– медсестра-ортоптистка;

Власова Н.И. – заместитель заведующей по ВМР, высшей квалификационной категории, “Почетный работник общего образования РФ”;

Максимова В.И. – музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ.

Педиатр и медсестра ДОУ, воспитатели тифлогрупп, имеющие высшее образование, четверо из шести педагогов имеют высшую категорию.

На заседаниях коррекционного блока решаются вопросы воспитания и обучения детей инвалидов по зрению, разрабатываются индивидуальные программы обучения, мини программы и маршрутные листы согласно зрительного диагноза, разрабатываются офтальмо – гигиенические рекомендации на каждого ребенка и даются советы педагогам и родителям по работе с детьми.

Коррекционная работа в ДОУ для детей с нарушением зрения является самостоятельным системным образованием, имеющим свои цели, задачи, содержание и методы.

Работая с детьми с нарушением зрения, мы руководствуемся документацией: международного, федерального, регионального, муниципального уровня, а также положениями, разработанными дошкольным учреждением – Положения МБДОУ “Детский сад № 78”: “Основы безопасности жизнедеятельности детей с нарушением зрения в адаптационный период пребывания в детском саду”, “Индивидуальное коррекционно-развивающее обучение слабовидящих детей в детском саду”.

Нами, учителями-дефектологами, разработана “Единая система тифлокоррекционного обучения “Глаз-рука”, которая раскрывает специфику работы тифлокоррекционного обучения детей с нарушением зрения, комплексный подход в коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работе, дифференцированный подход в обучении, раскрывает новые коррекционно-развивающие подходы и методы обучения.

Коррекционная работа представлена как:

  • средство для понимания педагогом ребенка и помощи ему;
  • средство для передачи ему определенного опыта;
  • средство организации и управления деятельностью ребенка.

Коррекционно-педагогические задачи:

Зрительное восприятие

Развитие:
– сенсорных эталонов;
– свето-, цветонарушения;
– воссоздающего воображения;
– фиксации взора и прослеживающей
функции глаз;

– бинокулярного зрения.

Осязание и мелкая моторика

Развитие:
– общей моторики;
– мелкой моторики;
– графических навыков;
– осязательного восприятия;
– координации движений;
– сохранных анализаторов

Ориентировка в пространстве

Развитие:
– пространственных представлений и понятий;
– ориентировки на микроплоскости;
– ориентировки в макроплоскости;

– ориентировки в макропространстве.

Коррекция зрения

Развитие:
остроты зрения;
– глазодвигательных функций;

– глубинного зрения.
– зрительной памяти и целенаправленного
внимания, отдыха глаз
тренировка и расслабление окологлазных мышц.

Таким образом, работа коррекционного блока ДОУ совместно с родителями, социумом: (ПМПК города, областная специальная библиотека для слепых, коррекционные детские сады и школы, учреждения дополнительного образования) составляет единое образовательное пространство, осуществляет комплексный подход в обучении и развитии дошкольников, поднимает личностный статус каждого ребенка, дает ему уверенность в своих силах и возможностях, позволяет на равных интегрироваться детям-инвалидам по зрению в общество сверстников.

Наши дети достигли высокого уровня развития, стали более эмоциональны, раскрепощены, жизнерадостны, коммуникативны. Мы добились устойчиво положительных результатов по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения в общеобразовательной и коррекционной школах.