Цели:
- познакомить учащихся с понятием «дружба»
- познакомить учащихся с лексическим значением этого слова
- учить умению сравнивать и анализировать
- развивать речь и обогащать словарный запас
- развивать мышление, воображение
- воспитывать уважение к мнению других
Задачи:
- систематизировать знания о значении слова «Дружба»
- развивать коммуникативные способности, умение работать в группе
- развивать речевую активность, умение отстаивать собственную точку зрения, вести диалог
- развивать интерес к уроку
- воспитывать навыки общения, чувство доброжелательности
Формы и виды учебной деятельности: беседа, песня, викторина , тестирование, дискуссия.
Оборудование:
- карточки со словами
- аудиозапись
- картинки на интерактивной доске
Планируемые результаты изучения материала: развитие доброжелательности, понимание дружбы и дружеских отношений, толерантности.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний. Тема и цель урока
Звучит куплет песни из мультфильма Бременские музыканты «Песня друзей»
– Ребята, попробуйте догадаться, о чем на уроке
мы будем говорить? (Ответы детей).
– Девизом нашего урока будут слова В.Шекспира:
– На доске записаны пословицы. Прочитайте, как вы их понимаете.
- «Друг за друга держаться – ничего не бояться»
- «Где дружба прочна, там хорошо идут дела»
- «Добро потеряешь – опять наживешь, друга потеряешь – уже не вернешь»
– Кто догадался, какова тема нашего урока?
– О дружбе есть много пословиц. Я говорю начало
пословицы, а вы продолжайте:
- Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.
- Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.
- Один за всех …… /и все за одного/.
- Человек без друзей …… /что дерево без корней/.
- Дружба – как стекло …… /разобьешь – не сложишь/.
- Недруг поддакивает, а ……/друг спорит/.
2. Беседа
– А у вас есть друзья?
– Как вы думаете, какие личные качества
должен иметь человек, чтобы называться другом? (Ответы
детей)
– Давайте вместе составим портрет хорошего
друга. У меня есть шкатулка. В нее вы положите
слова, которые называют качества, относящиеся к
хорошему другу. (Ученики по одному подходят к
доске и снимают карточку со словом, зачитывают
его и объясняют, почему они кладут данное
слово в шкатулку (слова прикреплены обратной
стороной)).
Искренность, зависть, сочувствие, вежливость, храбрость, агрессивность, правдивость, злость, трусость, справедливость, грубость, хвастливость.
– Вы отлично справились с этим заданием и
хорошо объяснили значения слов.
– Кто может добавить свои слова,
которых не было на доске, а вы считаете, что они
также подойдут к человеку, которого вы считаете
своим другом. (Ответы детей)
– Теперь мы видим, какими качествами должен
обладать настоящий друг.
– У вас есть такие друзья?
– А кто может сказать про себя, что он может быть
настоящим другом.
– А какое вы могли бы дать определение понятия
«ДРУЖБА»? (Ответы детей).
3. Работа с учебником. Изучение новых понятий
– Обратимся к учебнику на стр. 32 и прочитаем,
какое определение понятия «Дружба» дает автор.
– Послушайте, как об этом написано в Толковом
словаре Ожегова. (Читает заранее
подготовленный ученик)
«Дружба – это близкие отношения, основанные на
взаимном доверии, привязанности, общности
интересов».
– Продолжаем работу с учебником, объясняем такие понятия как:
– избирательность;
– бескорыстность;
– взаимная симпатия
– взаимная привязанность;
– общность интересов.
4. Формирование умений и навыков
– Умеете ли вы в житейской ситуации вести себя
правильно, по-дружески?
– Сейчас мы с вами разобьемся на 3 группы. И
каждой группе будет предложена своя ситуация, из
которой надо найти правильный выход.
Проблемная ситуация. Работа в группах
Ситуация 1.
Две подружки Аня и Даша пришли в гости. Аня
надела красивое дорогое новое платье, Даша
надела красивое платье, но в котором она уже
ходила раньше.
Аня – Тебе что, нечего надеть? Опять пришла в том
же платье!
Даша – Оно мне нравиться, в нем я выгляжу красиво.
(Обсуждение:
– Кто прав?
– А кто нет?
– Почему?
– Что бы вы ответили Ане?)
– Какой совет вы бы дали Ане? Почему она не права?
(Делаем вывод: О ВКУСАХ НЕ СПОРЯТ)
Ситуация 2
Гена и Коля дружат давно, еще с детского сада.
Оба мальчика начитанные, много знают. Гена на
перемене в классе затеял игру с ребятами. Все
были довольны, всем было весело.
После уроков Коля обиделся на Гену. Гена спросил:
«Почему ты не хочешь разговаривать со мной»?
А Коля ответил: «Ты играл со всеми, тебе с ними
интереснее, с ними и разговаривай.
(Обсуждение:
– Кто прав?
– А кто нет?
– Почему?
– Что бы вы посоветовали мальчикам?)
Делаем вывод: ДРУГ НЕ ТВОЯ СОБСТВЕННОСТЬ, ОН НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ТЕБЕ ОДНОМУ).
Ситуация 3
Миша и Алеша хорошие друзья. Один раз, когда ребята были в магазине, Алеша подложил в карман шоколадку. Миша заметил это и сказал: «Алеша, положи на место. Так делать нельзя». Алеша обиделся, положил шоколадку и ответил: « А еще друг называется!» Из магазина друзья вышли порознь.
(Обсуждение:
– Кто прав?
– А кто нет?
– Почему?
– Что бы вы посоветовали мальчикам?)
(Делаем вывод: ДРУГ НЕ ТОТ, КТО ПРОМОЛЧИТ, А ТОТ, КТО ПОМОЖЕТ ИСПРАВИТЬСЯ).
– Надеюсь, теперь вы найдете правильный выход из непростых жизненных ситуаций и не обидите своего друга.
На интерактивной доске высвечиваются таблички:
Умей дружить.
- Вкусы бывают разные.
- Друг тебе не принадлежит.
- Друг не промолчит, если ты не прав.
– На доске уже есть некоторые правила. Постарайтесь составить еще несколько. (Ответы детей)
Домашнее задание
Составить свод правил для настоящих друзей.
5. Тест “Хороший ли ты друг”
– Ребята, предлагаю вам ответить на вопросы тесты.
1. Вы собрались в кафе, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег. Как ты поступишь? А) Пойдешь одна (один). Б) Одолжишь подруге (другу) денег. B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кафе.
2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе пойти в кино, но она (он) уже обещал (а) своей маме сходить в магазин. Как ты поступишь?
- Пойдешь в кино одна (один).
- Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.
- Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).
3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?
- Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться.
- Бросишься на помощь подруге (другу).
- Расскажешь об этом ее (его) отцу…когда увидишь его.
4. Вы с классом пошли в поход. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?
- Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поход.
- Поделишься с ней (с ним) своим ужином.
- Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.
– Итак, подведем итог.
- Больше ответов: Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.
- Больше ответов: Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!
- Больше ответов: Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.
– Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой.
6. Рефлексия. Подведение итогов
– Какими качествами должен обладать настоящий
друг? (Ответы детей).
– Ребята, а сейчас обведите свою ладонь на листе
цветной бумаги и напишите на ладони качество,
которым должен обладать настоящий друг,
прикрепите на доску.
– Вы все хорошо поработали. Молодцы. Все поют
песню «Вместе весело шагать по просторам»