"Влияние алкоголя и никотина на организм человека". 10-й класс

Разделы: Биология

Класс: 10


Задачи.

  • Образовательные: способствовать формированию представлений о вреде курения и алкоголя, причинах вредных привычек и истории появления табака и алкоголя.
  • Развивающие: развитие творческой активности, речи, навыков исследовательской деятельности.
  • Воспитательные: воспитание силы воли, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, подготовить школьников к принятию разумных решений.

Оборудование: пробирки, яичный белок, этиловый спорт, вода.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Добрый день! Садитесь. Зачитывается притча.

В далёком прошлом, когда табак только что был завезен в Армению из далёких стран, у подножия Арарата жил старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не пользоваться им. Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали: “ Божественный лист! Божественный лист! В нем средство от всех болезней!” Подошел мудрый старец, сказал: “ этот божественный лист приносит людям и другую пользу, к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состариться.” Купцы с радостью смотрели на него. Ты прав, о мудрый старец! – сказали они. Но откуда ты знаешь о таких чудесных свойствах “ Божественного листа”? И мудрец пояснил: Вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабнет, и будет ходить с палкой. И его станут бояться собаки. Наконец, он не состариться, ибо умрёт в молодости. Отошли крестьяне от купцов и задумались…

Давайте и мы с вами задумаемся над вопросом , об отрицательном влиянии курения и алкоголя на организм человека.

2. Изучение нового материала.

Здоровье – не личное дело каждого человека. Здоровый человек живёт полноценной жизнью и приносит пользу обществу. Здоровый образ жизни – это система поведения человека, включая физическую культуру, творческую активность, высоконравственное отношение к окружающим людям , обществу, природе, поэтому во многом наше здоровье зависит от нас самих. Физический, психический, моральный ущерб приносит человеку алкоголизм и курение. Все эти пороки, к сожалению, широко распространены среди молодёжи.

Вначале позволим себе немного фактов из истории появления алкоголя в России. (Сообщение учащегося.) – Приложение 1.

Доказательства отрицательного влияния алкоголя. (Учитель проводит демонстрацию опыта.)

Опыт 1. Берём 2 пробирки. В 1-ю пробирку добавляем 1 мл яичного белка и добавляем 3 мл воды. Во 2-ю пробирку 1 мл белка и 2 мл спирта.

Вывод: в 1 пробирке белок растворяется, т.к. он является легкорастворимым. Во 2 пробирке, образуется плотный белый осадок– белки не растворяются, спорт отнимает у белков воду. В результате нарушается структура и свойства белка, что ведёт к нарушению всех клеток организма.

Вопрос классу: Почему, “слегка “ перебравший алкоголь на следующее утро ничего не помнит? (Т.к. гибнут клетки головного мозга, отвечающие за память, происходит необратимая гибель нейронов в результате тромбоза и микроинсульта, в коре головного мозга, что приводит к утрате части информации и к нарушениям кратковременной памяти.)

100 гр пива убивает 3,000 нейронов 100 гр вина убивает 500 нейронов 100 гр водки 7500 нейронов.

Опыт 2. В стакан наливаем 10 мл подкрашенной воды, и столько же спирта. Учащиеся наблюдают за равномерным окрашиванием смеси в стакане и делают вывод. (Спирты растворяются в воде в неограниченном количестве благодаря образованию водородных связей между молекулами спирта и воды. Следовательно, спирт растворяется и в плазме крови, которая содержит 90 % воды, и разносится с кровью по организму.)

Опыт 3. На 2 предметных стекла помещают 2 капли жира, затем жиры вытирают салфеткой: с 1-го стекла водой, со 2-го стекла салфеткой смоченной спиртом. Отмечают , что в 1 случае стекло– жирное, а во втором стало чистым.

Вывод: спирты хорошо растворяют жиры. (Алкоголь проникает во все клетки организма, разрушая их жировую основу, что ведёт к гибели клеток.)

Учащиеся заполняют таблицу в тетради.

Заболевания, вызываемые алкоголем.

Органы Заболевания
Мозг. Нарушения психики и координации.
Сердце и сосуды. Гипертония, инфаркт, инсульт.
Печень. Жировое перерождение печени, цирроз, рак.
Пищеварительная система. Гастрит, язва, разрушение поджелудочной железы.
Репродуктивные. Мутации и уродства эмбрионов, бесплодие, импотенция.

Не менее отрицательную роль оказывает на организм и никотин.

Прослушаем немного фактов из истории появления табака в России. (Сообщение уч-ся.) Приложение 2.

По данным Всемирной организации здравоохранения

Ежегодно люди
выкуривают
3600 млрд.
3,5 млр. Жителей
планеты пропускают
через легкие ядовитый дым.
среди взрослых курят:
17 млн. мужчин и
5,5 мл. женщин.

Просмотр видеофрагмента о вреде курения.

3. Закрепление. В названиях этих привлекательных сигарет зашифрованы последствия курения. Расшифруйте их.

Акшель (кашель) Дыокша (одышка) Сартгти (гастрит) Ракисе (кариес) Ыморщни (морщины) Акр ёгликх (рак лёгких) Ниболез басдцер (болезни сердца) Валднистионь (инвалидность)

Зачитывается стихотворение учеником С. Михалкова “ Заяц во хмелю” . Приложение 3.

Вопросы:
1 Каковы поведенческие эффекты влияния алкоголя на организм?
2. Как называются вещества, оказывающие влияние на психику?

Вывод: алкоголь – психотропное вещество, обладает наркотическим свойством.

4. Рефлексия. А сейчас я хочу прочитать стихотворение Н. Горленко, подумайте, каким вопросом озадачен автор?

Мой росточек нежный – нежный.
Мой цветочек белоснежный!
Как мне быть, чтоб не нарушить
Хрупкий сон твой безмятежный?
Как мне жить, чтобы в потоке
Бурь, страстей, потерь горючих
Сохранить твои истоки,
Уберечь от слёз от жгучих?
Чтоб в назначенное время
Крик твой, Землю оглашая,
Звонким был бы, жизни бремя, жизни чудо предвкушая!

Ответ: быть ответственным за своё здоровье и здоровье будущего поколения, вести здоровый образ жизни, т.к. негативный образ жизни будущих родителей – причина многих врождённых патологий развития ребёнка.

5. Задание на дом: повторить § 23, приготовить презентацию по данной теме.