Цели урока: познакомить учащихся с простыми механизмами.
Задачи:
- Образовательная: учащиеся должны усвоить, что любой сложный механизм, используемый для выполнения работы, состоит из простых механизмов, изучить принцип работы.
- Развивающая: формировать интеллектуальные умения– анализировать, сравнивать, систематизировать; проводить эксперимент; наблюдать за экспериментом и делать выводы.
- Воспитательная: показать роль физического эксперимента в процессе получения новых знаний; научить учащихся сотрудничеству в группе, умению слушать и слышать друг друга.
Материалы к уроку:
1. Учебник физики.
2. Листы контроля с заданиями для
исследовательской работы в группах (Приложение
1).
3. Презентация (Приложение 2).
4. Робот серии ЛЕГО.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Постановка учебных проблем
– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы
продолжим знакомство с удивительным миром
физики, а для этого повторим домашнее задание. Вы
изучили физические величины: работу и мощность,
охарактеризуйте их. Приложение
2. Слайд.
– Я предлагаю продолжить урок с проведения
эксперимента.
На демонстрационном столе собрана установка «Робот» конструктора ЛЕГО. Поднимаем робота на определенную высоту сами и включаем программу и робота поднимает механизм и опускает.
– А зачем используют в работе роботов? (Чтобы
выполнить работу, которую сам человек сделать не
может)
– А зачем используют подъемный механизм? (Для
того, чтобы облегчить труд человека)
– А когда требуется выполнить работу, а сил
человеку не хватает, что он использует? (Механизмы).
Слайд.
– А какие простые механизмы вы знаете? (Рычаг,
блок, наклонную плоскость и т. д.)
– Перед нами механизм, которыйподнял робота и он
состоит из простых механизмов, как и любой
прибор, и сегодня мы будем изучать, как вы
думаете, что? (Простые механизмы)
На экране отображается слайд с темой урока «Простые механизмы».
– Запишем тему урока. Цель нашего занятия, как вы думаете какая?
Цель: научится определять простые механизмы. Выяснить принцип действия и область практического применения. Приложение 2. Слайд.
– Давайте еще раз назовем простые механизмы? Запишем их в тетрадь. Приложение 2. Слайд.
Простые механизмы: рычаг, блок, ворот, клин, винт, наклонная плоскость.
– Зачем их применяют? (Для облегчения работы). Как вы думаете, какой простой механизм, какое преимущество дает? (Получения выигрыша в силе или расстоянии, меняет направление силы)
Ученики выдвигают гипотезы. Запись гипотез на доске.
- Дает выигрыш в силе
- Дает выигрыш в расстоянии
- Меняет направление силы
3. Изучение нового материала
– Для того чтобы проверить правильность выдвинутых гипотез, я предлагает провести исследование – экспериментальным путем подтвердить или опровергнуть ваши предположения.
1. Мы разделили класс на 6 групп (причем
группы должны быть одинакового образовательного
уровня). Каждой группе необходимо проверить одну
из гипотез, проделав ряд экспериментов
(необходимое оборудование лежит на столах).
Повернитесь или пересядьте для работы в
группе. От каждой группы выделятся «капитан»,
который расскажет о результате исследования.
Время работы 10 минут, если вы выполните задание
раньше, то разгадайте кроссворд на листе задания.
Результаты исследований оформляются как
лабораторная работа в листе контроля. (Приложение 1). По
результатам исследования каждая группа делает
вывод и рассказывает классу о проведенном
эксперименте.
2. Группы докладывают о результатах своих экспериментов:
Вывод №1: Приложенная сила зависит от
расстояния, рычаг дает выигрыш в силе.
Вывод №2: Приложенная сила зависит от расстояния,
наклонная плоскость дает выигрыш в силе.
Вывод №3: Приложенная сила зависит от расстояния,
подвижный блок дает выигрыш в силе.
Вывод №4: Ворот, клин, винт – простые механизмы.
Вывод № 5. Мясорубка состоит из простых
механизмов.
Вывод № 6. Равновесие свечи все время
нарушается, поэтому она продолжает качаться
вверх – вниз.
– Итак, давайте сделаем общий вывод: приспособления, служащие для преобразования силы (значения и направления), называется простыми механизмами. Простые механизмы дают выигрыш в силе, расстоянии или меняют направления. Запишем, делается соответствующая запись в тетрадь. Слайд.
3. Практическое применения закона
– Сейчас я вам предлагаю посмотреть
кинофильм. После просмотра у учеников
спрашивают.
– Что представляет собой рычаг? Для чего эго
применяют? Слайд.
– Откройте стр. 136 учебника, рисунки 149-151.
Назовите точку приложения рычага. Учебник
Перышкин.
Физкультминутка
На «да» встать, на «нет» хлопнуть в ладоши.
Вопросы:
1. Сила тяжести направлена вверх? (Нет)
2. Рычаг – это твердое тело, имеющее неподвижную
ось вращения? (Да)
З. Домкрат представляет собой комбинацию винта и
ворота. (Да)
4. Мощность – физическая величина, равная
произведению силы на перемещение? (Нет)
5. Принцип клина используется в таких
инструментах и орудиях, как зубило, нож, гвоздь,
игла. (Да)
– Почему ручку располагают у края двери?
4. Закрепление
– Ответим на вопросы (фронтально).
- Как называются приспособления, служащие для преобразования силы? (Механизмы)
- Какие простые механизмы используются в повседневной жизни? Слайд.
- Какие простые механизмы применяли в Египте для строительства пирамид?(Клин, блок, наклонная плоскость, рычаг). Слайд.
- Какие устройства вы бы применили, если бы
необходимо было построить пирамиду сегодня? (Грузоподъемный
башенный кран)
Грузоподъемный башенный кран – основная машина на строительной площадке – служит для подъема и для перемещения тяжелых грузов. Он представляет собой сочетание простых механизмов. - Какие простые механизмы имеются в башенном кране? Слайд.
- Для какие целей применяется неподвижный и подвижный блоки? (Позволяет менять направление действия силы, дает выигрыш в силе)
- Почему ручку располагают у края двери? (Чтобы увеличить плечо силы и этим облегчить открывание двери) Слайд.
– Так как с помощью простых механизмов совершается работа, для выполнения работы необходима сила, а действие силы зависит от точки приложения, то мы выполним задание Мини – викторины.
Мини-викторина
Отличается ли положение цента тяжести у мужчин и женщин?
Мини-ответ
Да, отличается. У большинства женщин центр
тяжести расположен в области таза. У мужчин он
расположен в верхней части тела. Проверим. Прошу
выйти мальчика и девочку. Следуйте моим
указаниям.
Упрись в стену большими пальцами ног. Поставь
одну ногу вплотную за другой. Переставляя так
ноги, отойди от стены на три ступни. Пусть кто
– нибудь поставит табурет между тобой и
стеной. Наклонись вперед, направив макушку к
стене. Угол между твоими ногами и телом должен
составлять примерно 45 градусов.
Возьми табурет за края, подними его и держи,
причем сиденье должно быть под грудью. Держа
табурет, попробуй выпрямиться. Если у тебя низкий
цент тяжести (женский), вес табурета не помешает
тебе выпрямиться. Если же у тебя высокий центр
тяжести (мужской), то вес табурета настолько
нарушит твое равновесие, что ты не сможешь
подняться.
5. Итоги урока
– Сегодня мы с вами познакомились с простыми механизмами Выяснили, где и для чего они применяются. Давайте вернемся к сложному механизму – роботу. Так из каких простых механизмов состоит робот? Повторим учебные задачи.
Учебные задачи:
- Что знать:
- Простые механизмы – это приспособления, служащие для преобразования силы.
- Виды простых механизмов.
- рычаг – простой механизм, представляющий собой твердое тело, которое может поворачиваться вокруг некоторой точки;
- блок – простой механизм, представляющий собой колесо, укрепленное в обойме с желобом, по которому пропущена веревка, ни один из концов которой не закреплен на колесе или обойме;
- блок называется подвижным, если его ось закреплена и при движении веревки не перемещается; блок называется подвижным, если при движении веревки его ось перемещается
- клин – треугольный кусок дерева или железа, первоначально созданный чтобы легче было колоть бревна и камни.
- наклонная плоскость:
- винт
- Объяснить назначение механизмов
- Понятие выигрыша в силе.
- Что уметь:
- Уметь находить простые механизмы в выданных устройствах.
Домашнее задание: параграф 55, прочитать и ответить на вопросы после параграфа. Рассмотреть домашние инструменты, и определить, из каких простых механизмов они состоят. Слайд. Рефлексия.