Тема урока: "Простые механизмы". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цели урока: познакомить учащихся с простыми механизмами.

Задачи:

  • Образовательная: учащиеся должны усвоить, что любой сложный механизм, используемый для выполнения работы, состоит из простых механизмов, изучить принцип работы.
  • Развивающая: формировать интеллектуальные умения– анализировать, сравнивать, систематизировать; проводить эксперимент; наблюдать за экспериментом и делать выводы.
  • Воспитательная: показать роль физического эксперимента в процессе получения новых знаний; научить учащихся сотрудничеству в группе, умению слушать и слышать друг друга.

Материалы к уроку:
1. Учебник физики.
2. Листы  контроля с заданиями для исследовательской работы в группах (Приложение 1).
3. Презентация (Приложение 2).
4. Робот серии ЛЕГО.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Постановка учебных проблем

– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы  продолжим знакомство с удивительным миром физики, а для этого повторим домашнее задание. Вы изучили физические величины: работу и мощность, охарактеризуйте их. Приложение 2. Слайд.
– Я  предлагаю продолжить урок с проведения эксперимента.

На демонстрационном столе  собрана установка «Робот» конструктора ЛЕГО. Поднимаем робота на определенную высоту сами и включаем программу и робота поднимает механизм и опускает.

– А зачем используют в работе роботов? (Чтобы выполнить работу, которую сам человек сделать не может)
– А зачем используют подъемный механизм? (Для того, чтобы облегчить труд человека)
– А когда требуется выполнить работу, а сил человеку не хватает, что он использует? (Механизмы). Слайд.
– А какие простые механизмы вы знаете? (Рычаг, блок, наклонную плоскость и т. д.)
– Перед нами механизм, которыйподнял робота и он состоит из простых механизмов, как и любой прибор, и сегодня мы будем изучать, как вы думаете, что? (Простые механизмы)

На экране отображается слайд с темой урока «Простые механизмы».

– Запишем тему урока. Цель нашего занятия, как вы думаете какая?

Цель: научится определять простые механизмы. Выяснить принцип  действия и область практического применения. Приложение 2. Слайд.

– Давайте еще раз назовем простые механизмы? Запишем их в тетрадь. Приложение 2. Слайд.

Простые механизмы: рычаг, блок, ворот, клин, винт, наклонная плоскость.

– Зачем их применяют? (Для облегчения работы). Как вы думаете, какой простой механизм, какое преимущество дает? (Получения выигрыша в силе или расстоянии, меняет направление силы)

Ученики выдвигают гипотезы. Запись гипотез на доске.

  • Дает выигрыш в силе
  • Дает выигрыш в расстоянии
  • Меняет направление силы

3. Изучение нового материала

– Для того чтобы проверить правильность выдвинутых гипотез, я предлагает провести исследование – экспериментальным путем подтвердить или опровергнуть  ваши предположения.

1. Мы разделили класс  на 6 групп (причем группы должны быть одинакового образовательного уровня). Каждой группе необходимо проверить одну из гипотез, проделав ряд  экспериментов (необходимое оборудование лежит на столах). Повернитесь или пересядьте для работы в  группе. От каждой группы выделятся  «капитан», который расскажет о результате исследования. Время работы 10 минут, если вы выполните задание раньше, то разгадайте кроссворд на листе задания.
Результаты исследований оформляются как лабораторная работа в листе контроля.  (Приложение 1). По результатам исследования каждая группа делает вывод и рассказывает классу о проведенном эксперименте.

2. Группы докладывают о результатах своих экспериментов:

Вывод №1: Приложенная сила зависит от расстояния, рычаг дает выигрыш в силе.
Вывод №2: Приложенная сила зависит от расстояния, наклонная плоскость дает выигрыш в силе.
Вывод №3: Приложенная сила зависит от расстояния, подвижный блок дает выигрыш в силе.
Вывод №4: Ворот, клин, винт – простые механизмы.
Вывод № 5. Мясорубка состоит из простых механизмов.
Вывод № 6.  Равновесие свечи все время нарушается, поэтому она продолжает качаться вверх – вниз.

– Итак, давайте сделаем  общий вывод: приспособления, служащие для преобразования силы (значения и направления), называется простыми механизмами. Простые механизмы дают выигрыш в силе, расстоянии или меняют направления. Запишем, делается соответствующая запись в тетрадь. Слайд.

3. Практическое применения закона

– Сейчас я вам предлагаю  посмотреть кинофильм. После просмотра у учеников спрашивают.
– Что представляет собой рычаг? Для чего эго применяют?  Слайд.
– Откройте стр. 136 учебника, рисунки 149-151. Назовите точку приложения рычага.  Учебник Перышкин.

Физкультминутка

На «да» встать, на «нет» хлопнуть в ладоши.

Вопросы:

1. Сила тяжести направлена вверх? (Нет)
2. Рычаг – это твердое тело, имеющее неподвижную ось вращения? (Да)
З. Домкрат представляет собой комбинацию винта и ворота.  (Да)
4. Мощность – физическая величина, равная произведению силы на перемещение? (Нет)
5. Принцип клина используется в таких инструментах и орудиях, как зубило, нож, гвоздь, игла. (Да)

– Почему ручку располагают у края двери?

4. Закрепление

– Ответим на вопросы (фронтально).

  • Как называются приспособления, служащие для преобразования силы? (Механизмы)
  • Какие простые механизмы используются в повседневной жизни? Слайд.
  • Какие простые механизмы применяли в Египте для строительства пирамид?(Клин, блок, наклонная плоскость, рычаг). Слайд.
  • Какие устройства вы бы применили, если бы необходимо было построить пирамиду сегодня? (Грузоподъемный башенный кран)
    Грузоподъемный башенный кран – основная машина на строительной площадке  – служит для подъема и для перемещения тяжелых грузов. Он представляет собой сочетание простых механизмов.
  • Какие простые механизмы имеются в  башенном кране? Слайд.
  • Для какие целей применяется неподвижный и подвижный  блоки? (Позволяет менять направление действия силы, дает выигрыш в силе)
  •  Почему ручку располагают у края двери? (Чтобы увеличить плечо силы и этим облегчить открывание двери) Слайд.

– Так как с помощью простых механизмов совершается работа, для выполнения работы необходима сила, а действие силы зависит от точки приложения, то мы выполним задание Мини – викторины.

Мини-викторина

Отличается ли положение цента тяжести у мужчин и женщин?

Мини-ответ

Да, отличается. У большинства женщин центр тяжести расположен в области таза. У мужчин он расположен в верхней части тела. Проверим. Прошу выйти мальчика и девочку. Следуйте моим указаниям.
Упрись в стену большими пальцами ног. Поставь одну ногу вплотную за другой. Переставляя так ноги, отойди от стены на три ступни. Пусть кто –  нибудь поставит табурет между тобой и стеной. Наклонись вперед, направив макушку к стене. Угол между твоими ногами и телом должен составлять примерно 45 градусов.
Возьми табурет за края, подними его и держи, причем сиденье должно быть под грудью. Держа табурет, попробуй выпрямиться. Если у тебя низкий цент тяжести (женский), вес табурета не помешает тебе выпрямиться. Если же у тебя высокий центр тяжести (мужской), то вес табурета настолько нарушит твое равновесие, что ты не сможешь подняться.

5. Итоги урока

– Сегодня мы с вами познакомились с простыми механизмами Выяснили, где и для чего они применяются. Давайте вернемся к сложному механизму – роботу. Так из каких простых механизмов состоит робот? Повторим учебные задачи.

Учебные задачи:

  • Что знать:
  • Простые механизмы – это приспособления, служащие для преобразования силы.
  • Виды простых механизмов.
    • рычаг – простой механизм, представляющий собой твердое тело, которое может поворачиваться вокруг некоторой точки;
    • блок – простой механизм, представляющий собой колесо, укрепленное в обойме с желобом, по которому пропущена веревка, ни один из концов которой не закреплен на колесе или обойме;
    • блок называется подвижным, если его ось закреплена и при движении веревки не перемещается; блок называется подвижным, если при движении веревки его ось перемещается
    • клин  – треугольный кусок дерева или железа, первоначально созданный чтобы легче было колоть бревна и камни.
    • наклонная плоскость:
    • винт
  • Объяснить назначение механизмов
  • Понятие выигрыша в силе.
  • Что уметь:
  • Уметь находить простые механизмы  в  выданных устройствах.

 Домашнее задание: параграф 55, прочитать и ответить на вопросы после параграфа. Рассмотреть домашние инструменты, и определить, из каких простых механизмов они состоят. Слайд. Рефлексия.