Ручной труд как эффективная форма коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими нарушение интеллекта

Разделы: Коррекционная педагогика


Одним из важных направлений в процессе  обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта являются занятия по ручному труду, которые  вводятся на третьем году обучения в соответствии с программой дошкольных учреждений компенсирующего вида.

Опыт работы с такими детьми показал, что им нелегко дается данный вид деятельности, так как у большинства из них не развита мелкая моторика, координация движений, зрительный контроль, имеется недостаточность внимания, восприятия. Дети быстро устают, отвлекаются, могут бросить работу или испытывают негативизм к занятиям из-за того, что у них не получается поделка.

Ручной труд оказывает большое коррекционное значение на психическое и физическое развитие, на личность ребенка в целом.  Изготавливая на занятии поделку, дети знакомятся с различными материалами и их свойствами, различными инструментами и приспособлениями для работы, овладевают действиями с ними – ножницы, клей, салфетки, тряпочки, кисти для клея, клеёнка, фартук и нарукавники.

В результате  планирования и выполнения трудовых операций развивается восприятие, различные формы мышления и мыслительные операции. Совершенствуются движения, их координация и согласованность. В процессе занятий у детей обогащается словарный запас, активизируются основные функции речи. Ручной труд оказывает важное воспитательное воздействие –  формируются интерес и уважение к результату своего труда, так же  положительные качества личности – трудолюбие, терпение, аккуратность, умение доводить дело до конца, готовность к труду. Выполнение коллективной поделки способствует воспитанию дружеских взаимоотношений, умения взаимодействовать со сверстниками.

Важной первоначальной задачей является формирование положительного отношения к занятиям. Достижение трудовых целей, полученные результаты доставляют радость, вызывает эмоциональный отклик, поднимает самооценку. Все это стимулирует интерес к занятиям, у детей появляется желание выполнять поделку.

Экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, небольшие по времени фильмы о труде, беседы, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений и художественных произведений проводятся в подготовительный период к занятиям.

Для занятий по ручному труду дети надевают специальную форму – фартуки и нарукавники, которые висят в определенном доступном месте. Это способствует формированию организованности и дисциплинированности у детей. Ручной труд, как и другие виды трудовой деятельности, социален, поэтому важен мотив – делаем для чего-то, для кого-то.  Важно, чтобы дети убеждались на практике в том, что они делают нужные вещи, тогда у них будет формироваться представления об общественной значимости труда. В занятие включается пальчиковая гимнастика, для подготовки руки, физкультурная минутка для предотвращения переутомления. После занятия дети убирают свое рабочее место. Следует учитывать, что детей способных самостоятельно выполнить поделку, очень мало. Задача воспитателя оказывать детям дифференцированную и индивидуальную помощь.

Конспект занятия по ручному труду «Снежинка»

(четвертый год обучения)

Цель занятия: научить детей делать снежинку.

Задачи:

  • Закреплять  навык  работы  с  картоном,  пластилином, природным  материалом  (рисовая крупа, тыквенные семечки); продолжать учить работать с шаблоном, вырезать фигуру по намеченной линии, размазывать пластилин равномерным слоем по картону, намечать стекой линии(разметки)  от угла к середине, составлять узор из природного материала, выкладывая в определенном порядке рис и семечки.
  • Развивать внимание, мышление, восприятие во время рассматривания образца и его анализа; зрительную память при запоминании расположения элементов узора; развивать мелкую моторику в процессе работы с ножницами, пластилином, при выкладывании узора; развивать активную речь при ответах на вопросы педагога, связанную речь при рассказе о проделанной работе, о ее этапах.
  • Продолжать воспитывать умение доделывать работу до конца; сравнивать с образцом; давать словесный отчет  о проделанной работе.

Оборудование: образец для демонстрации, опорные картинки. Шаблоны, картон, пластилин, природный материал (рисовая крупа, тыквенные семечки), стека, кленка, ножницы, карандаши, салфетки. Магнитофон, запись  А.Филиппенко « Первый снег».

План занятия

I. Подготовительная  часть
1. Оргмомент
II. Основная часть
1. Вводная беседа
2. Демонстрация и анализ образца
3. Демонстрация схем поэтапного выполнения работы (опорные картинки) с объяснением выполнения задания.
4.  Пальчиковая гимнастика
5. Самостоятельная работа детей.
6. Физкультурная минутка.
7. Сравнение с образцом.
8. Словесный отчет о проделанной работе.
III. Заключение
1. Подведение итогов занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит тихая музыка.

– Ребята, подойдите все ко мне, я хочу прочитать вам стихотворение.

Чтение стихотворения:

Сколько снега намело!
Все кругом белым-бело!
Снег кружится, снег искрится,
Мягко под ноги ложится.
Кто узор нарисовал?
Кто же реку льдом сковал?
Кто нам щиплет щеки, нос?
Ну, конечно же, мороз!
Он проказник нашалил,
Город в сказку превратил!
Доставай скорее сани
И пойдем на горку с нами!
Мы мороза не боимся,
Погуляем, порезвимся.
К маме мокрые придем
И счастливые уснем!

– О каком времени года говорится в стихотворении?
– Послушайте загадку:

Что за звездочки резные
На пальто и платке,
А возьмешь – вода в руке? (Снежинка)

– Ребята, давайте представим, какие они снежинки?

Воспитатель показывает образец.

– Вам нравится моя снежинка?
– Какого она цвета?
– Из чего она сделана?
– Ребята, а мне очень жаль, что снег весной тает, и до следующей зимы мы  не увидим снежинки. Поэтому сегодня мы с вами будем делать такую снежинку, которая не растает, и мы в любое время сможем на нее полюбоваться.

Воспитатель вывешивает на доске по порядку опорные картинки и объясняет выполнение работы.

1. Накладываем шаблон на картон и обводим его по контуру.

2.Вырезать из картона по контуру ножницами снежинку.

3. Отрывать небольшими кусочками пластилин от целого куска и размазывать их на картоне равномерным слоем.

4. Отметить середину снежинки и провести стекой линии от середины к уголкам.

5. Выложить серединку тыквенными семечками по кругу, вдавливая их в пластилин.

6. По намеченным стекой линиям, выложить рисовые зерна цепочкой, вдавливая их  в пластилин.

– Ребята, вот таким образом делается снежинка. Если кому-то не понятно,  можете задать вопрос. Эти схемы будут висеть на доске для подсказки.
– А теперь давайте разомнем перед работой  пальчики.

Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики)
Мы с тобой снежок лепили. (Движения имитирующие лепку снежка )
Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, (показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий, (грозят пальником)
Раз – подбросим, ("подбрасывают")
Два – поймаем, (приседают, "ловят")
Три – уроним, (встают, "роняют")
И... сломаем. (Топают)

 – Теперь можете приступать к работе. Задание очень кропотливое, сложное, но нужно стараться довести дело до конца.

Дети приступают к выполнению поделки. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям.

 

Физкультурная минутка

Ой, летят, летят снежинки (бег врассыпную)
Белоснежные пушинки,
Это зимушка – зима рукавами повела (плавными движениями рук водят вправо-влево)
Все снежинки закружились, (кружатся)
И на землю опустились! (приседают)

После выполнения дети кладут готовые работы  на стол рядом с образцом.

– Давайте посмотрим, похожи ваши снежинки на образец? (Сравниваем каждую работу)
– Теперь,  расскажите по порядку, как вы ее делали. (Что делали сначала, что потом)
– Ребята, наше занятие подходит к завершению. Что вы сегодня делали?
– Из чего?
– Для чего?
– Ребята,  мне понравились все ваши работы, вы все старались и все справились с заданием. Молодцы.