"Общая характеристика неметаллов". 9-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

Обучающие цели: Актуализировать знания о металлах: положение в Периодической системе, особенности строения атомов, физические свойства. Изучить положение неметаллов в Периодической системе и особенности строения их атомов. Повторить кристаллическое строение неметаллов, а следовательно, рассмотреть их физические свойства.

Воспитывающие цели: Создавать условия для формирования у учащихся способности слушать друг друга, анализировать и дополнять ответы товарищей.

Развивающие цели: Способствовать развитию у учащихся логического мышления, способствовать умению учащихся описывать свойства веществ.

Оборудование: Образцы неметаллов, имеющиеся в лаборатории.

Тип урока: Водный урок, урок изучения новых знаний.

Полилог.

Методы, применяемые на уроке:

  1. Эвристическая беседа.
  2. Антитеза – противопоставление одних объектов природы другим: неметаллов металлам.
  3. Наблюдение (описать свойства веществ по фотографиям).

Ход урока 

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

Учитель начинает урок с демонстрации первого слайда (слайд 1) и вопроса учащимся:

Что изображено на фотографиях?

Рассмотрите фотографии и вспомните, какую тему вы изучали до сегодняшнего урока?

Ответ учащихся:

  • металлы.

Сегодня начнем изучать вещества, которые используются для изготовления предметов, изображенных на втором слайде (слайд 2).

Какие это вещества?

Ответ учащихся:

  • Неметаллы.

Итак – тема урока «Общая характеристика неметаллов» (слайд 3).

3. Общая характеристика неметаллов

Свойства и химия элементов-неметаллов являются более сложными и разнообразными в сравнении с таковыми для металлов.

Сегодня мы будем сравнивать свойства металлов и неметаллов, и в течение урока записывать свои выводы в таблицу 1 (слайд 4).

Таблица 1. Сравнение свойств металлов и неметаллов.

Характеристика Металлы Неметаллы
1. Химические элементы
Положение в Периодической системе    
Особенности строения атомов 1. Количество электронов на внешнем электронном слое    
2. Радиус атома    
3. Окислительно-восстановительные свойства    
2. Простые вещества
Тип химической связи    
Кристаллическая решетка    
Общие физические свойства 1. Состояние при обычных условиях    
2. Цвет    
3. Блеск    
4. Пластичность или хрупкость    
5. Тепло- и электропроводность     

Таблица представлена на слайдах, и мы сможем проверять правильность в течение урока.

а. Положение неметаллов в ПС.

Рассмотрев ПС, вспомните, где находятся металлы (слайды 5, 6 и 7)?

Ответ учащихся:

  • В главных подгруппах ниже диагонали В – At
  • В побочных подгруппах

Тогда, где же находятся неметаллы (слайд 8)?

Ответ учащихся:

  • Неметаллы расположены в правом верхнем углу ПСХЗ (вдоль и над диагональю В - At).

Всего 22 элемента являются неметаллами в периодической системе.

Запишем в таблицу.

б. Особенности атомного строения элементов-неметаллов.

Теперь рассмотрим особенности строения атомов.

Вопрос: запишем схемы строения атомов, элементов, записанных на доске (слайд 9).

В правой колонке – металлы, в левой – неметаллы.

Рассмотрим внешний слой:

Ответ учащихся:

  • У металлов….

Следующая характеристика: радиус атома.

Рассмотрите картинки (слайд 10) и ответьте на вопрос: какие это элементы, что общего в их расположении в ПС?

Ответ учащихся:

  • Это элементы натрий и хлор, расположенные в 3 периоде.

Как меняется радиус атомов в периоде?

Ответ учащихся:

  • Уменьшается.

Т. е. у неметаллов радиус меньше.

Запишем в таблицу.

Переходим к окислительно-восстановительным свойствам.

Вспомним – металлы проявляют ….. восстановительные …. свойства.

А неметаллы?

Ответ учащихся:

  • Окислительные.

Только?

Разберемся?

Рассмотрим реакции горения некоторых неметаллов в кислороде.

Подробнее разберем горение серы. Запишем уравнение, баланс (слайд 11).

Т.е. неметаллы и окислители и восстановители.

Мы рассмотрели химические элементы, проверим таблицу (слайд 12).

в. Характеристика простых веществ неметаллов.

Теперь переходим к простым веществам.

Работаем со второй частью таблицы (слайд 13).

Первое – тип связи.

Какой связью образованы простые вещества металлы?

Ответ учащихся:

  • Металлической

Неметаллы?

Ответ учащихся:

  • Ковалентной неполярной.

Записали.

Какой тип кристаллической решетки у веществ с металлической связью (слайд 14)?

Ответ учащихся:

  • Металлическая

Ковалентной неполярной? Прежде, чем ответить, обратите внимание на рисунки. См. слайд.

Ответ учащихся:

  • Атомная или молекулярная.

Записали.

Кристаллическая решетка определяет физические свойства веществ.

Вспомним физические свойства веществ с металлической решеткой.

По таблице.

А какие у неметаллов. Рассмотрим (слайды 15-17).

Теперь проверим наши записи (слайд 18).

III. Повторение.

На обратной стороне листа поставьте в столбик пять цифр, и ответьте «Да» или «Нет» на вопросы представленные на слайде (слайд 20).

Проверим (слайд 21).

У кого все правильно – поднимите руку.

У кого одна ошибка? И так далее проверяем ответы.

В конце урока учитель может выставить отметки наиболее активным учащимся.

Вывод:

Неметаллы – химические элементы, атомы которых имеют большое число электронов на внешнем электронном слое, малый радиус и обладают преимущественно окислительными свойствами.

Неметаллы – простые вещества не обладают физическими свойствами металлов, проявляют большое разнообразие в свойствах, что объясняется различными типами кристаллических решеток.