Цели урока:
Обучающие цели: Актуализировать знания о металлах: положение в Периодической системе, особенности строения атомов, физические свойства. Изучить положение неметаллов в Периодической системе и особенности строения их атомов. Повторить кристаллическое строение неметаллов, а следовательно, рассмотреть их физические свойства.
Воспитывающие цели: Создавать условия для формирования у учащихся способности слушать друг друга, анализировать и дополнять ответы товарищей.
Развивающие цели: Способствовать развитию у учащихся логического мышления, способствовать умению учащихся описывать свойства веществ.
Оборудование: Образцы неметаллов, имеющиеся в лаборатории.
Тип урока: Водный урок, урок изучения новых знаний.
Полилог.
Методы, применяемые на уроке:
- Эвристическая беседа.
- Антитеза – противопоставление одних объектов природы другим: неметаллов металлам.
- Наблюдение (описать свойства веществ по фотографиям).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
Учитель начинает урок с демонстрации первого слайда (слайд 1) и вопроса учащимся:
Что изображено на фотографиях?
Рассмотрите фотографии и вспомните, какую тему вы изучали до сегодняшнего урока?
Ответ учащихся:
- металлы.
Сегодня начнем изучать вещества, которые используются для изготовления предметов, изображенных на втором слайде (слайд 2).
Какие это вещества?
Ответ учащихся:
- Неметаллы.
Итак – тема урока «Общая характеристика неметаллов» (слайд 3).
3. Общая характеристика неметаллов
Свойства и химия элементов-неметаллов являются более сложными и разнообразными в сравнении с таковыми для металлов.
Сегодня мы будем сравнивать свойства металлов и неметаллов, и в течение урока записывать свои выводы в таблицу 1 (слайд 4).
Таблица 1. Сравнение свойств металлов и неметаллов.
Характеристика | Металлы | Неметаллы | |
1. Химические элементы | |||
Положение в Периодической системе | |||
Особенности строения атомов | 1. Количество электронов на внешнем электронном слое | ||
2. Радиус атома | |||
3. Окислительно-восстановительные свойства | |||
2. Простые вещества | |||
Тип химической связи | |||
Кристаллическая решетка | |||
Общие физические свойства | 1. Состояние при обычных условиях | ||
2. Цвет | |||
3. Блеск | |||
4. Пластичность или хрупкость | |||
5. Тепло- и электропроводность |
Таблица представлена на слайдах, и мы сможем проверять правильность в течение урока.
а. Положение неметаллов в ПС.
Рассмотрев ПС, вспомните, где находятся металлы (слайды 5, 6 и 7)?
Ответ учащихся:
- В главных подгруппах ниже диагонали В – At
- В побочных подгруппах
Тогда, где же находятся неметаллы (слайд 8)?
Ответ учащихся:
- Неметаллы расположены в правом верхнем углу ПСХЗ (вдоль и над диагональю В - At).
Всего 22 элемента являются неметаллами в периодической системе.
Запишем в таблицу.
б. Особенности атомного строения элементов-неметаллов.
Теперь рассмотрим особенности строения атомов.
Вопрос: запишем схемы строения атомов, элементов, записанных на доске (слайд 9).
В правой колонке – металлы, в левой – неметаллы.
Рассмотрим внешний слой:
Ответ учащихся:
- У металлов….
Следующая характеристика: радиус атома.
Рассмотрите картинки (слайд 10) и ответьте на вопрос: какие это элементы, что общего в их расположении в ПС?
Ответ учащихся:
- Это элементы натрий и хлор, расположенные в 3 периоде.
Как меняется радиус атомов в периоде?
Ответ учащихся:
- Уменьшается.
Т. е. у неметаллов радиус меньше.
Запишем в таблицу.
Переходим к окислительно-восстановительным свойствам.
Вспомним – металлы проявляют ….. восстановительные …. свойства.
А неметаллы?
Ответ учащихся:
- Окислительные.
Только?
Разберемся?
Рассмотрим реакции горения некоторых неметаллов в кислороде.
Подробнее разберем горение серы. Запишем уравнение, баланс (слайд 11).
Т.е. неметаллы и окислители и восстановители.
Мы рассмотрели химические элементы, проверим таблицу (слайд 12).
в. Характеристика простых веществ неметаллов.
Теперь переходим к простым веществам.
Работаем со второй частью таблицы (слайд 13).
Первое – тип связи.
Какой связью образованы простые вещества металлы?
Ответ учащихся:
- Металлической
Неметаллы?
Ответ учащихся:
- Ковалентной неполярной.
Записали.
Какой тип кристаллической решетки у веществ с металлической связью (слайд 14)?
Ответ учащихся:
- Металлическая
Ковалентной неполярной? Прежде, чем ответить, обратите внимание на рисунки. См. слайд.
Ответ учащихся:
- Атомная или молекулярная.
Записали.
Кристаллическая решетка определяет физические свойства веществ.
Вспомним физические свойства веществ с металлической решеткой.
По таблице.
А какие у неметаллов. Рассмотрим (слайды 15-17).
Теперь проверим наши записи (слайд 18).
III. Повторение.
На обратной стороне листа поставьте в столбик пять цифр, и ответьте «Да» или «Нет» на вопросы представленные на слайде (слайд 20).
Проверим (слайд 21).
У кого все правильно – поднимите руку.
У кого одна ошибка? И так далее проверяем ответы.
В конце урока учитель может выставить отметки наиболее активным учащимся.
Вывод:
Неметаллы – химические элементы, атомы которых имеют большое число электронов на внешнем электронном слое, малый радиус и обладают преимущественно окислительными свойствами.
Неметаллы – простые вещества не обладают физическими свойствами металлов, проявляют большое разнообразие в свойствах, что объясняется различными типами кристаллических решеток.