Оформление доски.
Эпиграф урока: “Жизнь есть способ существования белковых тел”. Ф.Энгельс
1. Цели урока
Обучающие:
- дать понятие о белках и пептидах на основе межпредметных связей с биологией;
- закрепить и углубить представление о природных полимерах на примере белков;.
- познакомить учащихся с составом, строением, свойствами и функциями белков;
- расширить представление о гидролизе на примере белков, дать понятие о денатурации и условиях, вызывающие ее;
- уметь приводить цветные реакции на белки; иметь представление о химическом и биологическом синтезе белков, создании искусственной и синтетической пищи, познакомить с работами в области микробиологической промышленности;
- выявить причинно-следственную зависимость между составом , строением, свойствами, функциями белков, показать единство в развитии живой и неживой природы.
Развивающие:
- продолжить развитие речевых навыков, развивать логическое мышление, наблюдательность, создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты лабораторных исследований, продолжить формирование практических умений работы с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами безопасности.
Воспитательные:
- создать условия для воспитания активно учиться, с интересом без принуждения, формировать гражданскую позицию, чувство гордости за отечественную науку, воспитывать коллективизм, чувство ответственности за товарища.
Реактивы и оборудование:
- растворы белков (белок молока, яичного белка, дрожжевого белка, белок пшеничной муки), шерсть, концентрированная азотная, серная кислоты, 20% раствор NaOH, 2% раствор медного купороса, хлорид натрия, этиловый спирт, ацетат свинца, папироса, растворы индикаторов, пероксид водорода, кусочки сырого и вареного картофеля, глицин, глутаминовая кислота, лизин, пробирки, пробка с газоотводной трубкой, пипетки, спички, пробиркодержатель, штатив, спиртовка.
Раздаточный материал:
- карточки-задания к каждому блоку урока, опорный конспект на доске и на партах учащихся, контрольные вопросы, вопросы теста.
Перед уроком класс делится на четыре группы. В каждой группе выбирается командир-консультант из числа учащихся в группе, который руководит группой, выставляет промежуточные оценки по этапам урока в оценочный лист каждому учащемуся в группе.
Формулы белков:
C16 H18 O4 N2 – пенициллин
C1864 Н3021 O576 N466 S21 – молоко
C3032 H4876 O872 N780 S6 Fe4 – гемоглобин
Оценочный лист группы №
Ф.И. | 1 блок | 2 блок | 3 блок | Доп. оценка за тест, выступление |
Итоговая оценка |
План урока
- Строение и состав белков. Классификация белков по строению и по функциям.
- Функции белков.
- Физические и химические свойства белков.
- Превращение белков пищи в организме.
Ход урока
1. Сообщение тему урока учителем.
2. Постановка целей урока учащимся.
3. Вводное слово учителя:
Многообразие белков в природе огромное. Белки входят в состав клеток и тканей всех живых организмов.
А какова роль белков в жизни организмов?
Расскажи об истории исследования белков
(Ученик рассказывает подготовленное сообщение об истории исследования белков).
4. Работа учащихся по 1 блоку вопросов и 1 пункту плана урока.
Итак, белки – это природные полимеры, структурными единицами которых являются аминокислоты.
Пользуясь опорными конспектами, которые лежат на столах, учебниками “Химия” рассмотрите структуры белков:
1 группа: первичную структуру белка.
2 группа: вторичную структуру белка.
3 группа: третичную структуру белка.
4 группа: четвертичную структуру белка.
Через 3-5 минут представители групп рассказывают о структурах белков. Командиры групп в оценочный лист выставляют оценки за работу каждого члена группы и за выступление.
Учитель, используя контрольные вопросы подводит итого первому блоку вопросов и тем самым контролирует и уточняет усвоение учащимися этого блока.
5. Работа учащихся по 2 блоку и 2 пункту плана урока.
Учитель, пользуясь опорным конспектом на доске перечисляет учащимся функции белков:
- ферментативную;
- регуляторную;
- транспортную;
- защитную;
- сократительную;
- строительную;
- энергетическую.
Предлагает классу работу по группам с учебником “Биология”.
1 группа: “Фермантативная и регуляторная функции белков”.
2 группа: “Транспортная и защитная функция белков”.
3 группа: “Сократительная и строительная функции белков”.
4 группа: “Белки – средства защиты организма”.
Через 5-10 минут представители групп рассказывают классу о тех функциях белков, которые они изучали в группе.
Учитель подводит итог работы по 2 блоку, задавая контрольные вопросы всему классу. Командиры групп ставят оценки в оценочный лист.
6. Работа учащихся по 3 блоку: свойства белков.
Учитель рассказывает о том, что для белков как и других веществ, характерны физические и химические свойства. Далее учащиеся работают по карточкам-заданиям, знакомятся с физическими и химическими свойствами белков.
1 группа: “Физические свойства белков”.
2 группа: “Денатурация белков”.
3 группа: “Цветные реакции на белки”.
4 группа: “Токсическое действие никотина и солей тяжелых металлов на белки”.
Через 5-10 минут представители групп демонстрируют проделанные опыты, объясняют их.
Учитель подводит итог работы по 3 блоку, задавая контрольные вопросы всему классу. Командиры групп ставят оценки в оценочный лист.
7. Превращение белков в организме – сообщение учащегося подготовленное к уроку заранее.
8. Итоговый тест. (Приложение 4)
9. Взаимопроверка итогового теста в парах. Ответы на тест были написаны на откидной доске перед уроком. По итогам теста выставляются оценки в оценочный лист командирами команд.
10. Проблема создания синтетической пищи. Сообщение учащегося приготовленное дома. Если есть возможность, то для наглядной иллюстрации синтетической пищи можно предложить учащимся бутерброды с искусственной икрой.
11. Учитель подводит итог урока:
12. Белки – основной строительный материал живых организмов. Следовательно слова, которые служили эпиграфом нашему уроку – “Жизнь – есть способ существования белковых тел”.
- Правильно!
Спасибо за урок!
Домашнее задание.