"Белки, их строение, свойства, биологические функции"

Разделы: Химия, Биология


Оформление доски.

Эпиграф урока: “Жизнь есть способ существования белковых тел”. Ф.Энгельс

1. Цели урока

Обучающие:

- дать понятие о белках и пептидах на основе межпредметных связей с биологией;

- закрепить и углубить представление о природных полимерах на примере белков;.

- познакомить учащихся с составом, строением, свойствами и функциями белков;

- расширить представление о гидролизе на примере белков, дать понятие о денатурации и условиях, вызывающие ее;

- уметь приводить цветные реакции на белки; иметь представление о химическом и биологическом синтезе белков, создании искусственной и синтетической пищи, познакомить с работами в области микробиологической промышленности;

- выявить причинно-следственную зависимость между составом , строением, свойствами, функциями белков, показать единство в развитии живой и неживой природы.

Развивающие:

- продолжить развитие речевых навыков, развивать логическое мышление, наблюдательность, создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты лабораторных исследований, продолжить формирование практических умений работы с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами безопасности.

Воспитательные:

- создать условия для воспитания активно учиться, с интересом без принуждения, формировать гражданскую позицию, чувство гордости за отечественную науку, воспитывать коллективизм, чувство ответственности за товарища.

Реактивы и оборудование:

- растворы белков (белок молока, яичного белка, дрожжевого белка, белок пшеничной муки), шерсть, концентрированная азотная, серная кислоты, 20% раствор NaOH, 2% раствор медного купороса, хлорид натрия, этиловый спирт, ацетат свинца, папироса, растворы индикаторов, пероксид водорода, кусочки сырого и вареного картофеля, глицин, глутаминовая кислота, лизин, пробирки, пробка с газоотводной трубкой, пипетки, спички, пробиркодержатель, штатив, спиртовка.

Раздаточный материал:

- карточки-задания к каждому блоку урока, опорный конспект на доске и на партах учащихся, контрольные вопросы, вопросы теста.

Перед уроком класс делится на четыре группы. В каждой группе выбирается командир-консультант из числа учащихся в группе, который руководит группой, выставляет промежуточные оценки по этапам урока в оценочный лист каждому учащемуся в группе.

Формулы белков:

C16 H18 O4 N2 – пенициллин

C1864 Н3021 O576 N466 S21 – молоко

C3032 H4876 O872 N780 S6 Fe4 – гемоглобин

Оценочный лист группы №

Ф.И. 1 блок 2 блок 3 блок Доп. оценка за тест,
выступление
Итоговая
оценка
           
           

План урока

  1. Строение и состав белков. Классификация белков по строению и по функциям.
  2. Функции белков.
  3. Физические и химические свойства белков.
  4. Превращение белков пищи в организме.

Ход урока

1. Сообщение тему урока учителем.

2. Постановка целей урока учащимся.

3. Вводное слово учителя:

Многообразие белков в природе огромное. Белки входят в состав клеток и тканей всех живых организмов.

А какова роль белков в жизни организмов?

Расскажи об истории исследования белков

(Ученик рассказывает подготовленное сообщение об истории исследования белков).

4. Работа учащихся по 1 блоку вопросов и 1 пункту плана урока.

Итак, белки – это природные полимеры, структурными единицами которых являются аминокислоты.

Пользуясь опорными конспектами, которые лежат на столах, учебниками “Химия” рассмотрите структуры белков:

1 группа: первичную структуру белка.

2 группа: вторичную структуру белка.

3 группа: третичную структуру белка.

4 группа: четвертичную структуру белка.

Через 3-5 минут представители групп рассказывают о структурах белков. Командиры групп в оценочный лист выставляют оценки за работу каждого члена группы и за выступление.

Учитель, используя контрольные вопросы подводит итого первому блоку вопросов и тем самым контролирует и уточняет усвоение учащимися этого блока.

(Приложение 1)

5. Работа учащихся по 2 блоку и 2 пункту плана урока.

Учитель, пользуясь опорным конспектом на доске перечисляет учащимся функции белков:

  • ферментативную;
  • регуляторную;
  • транспортную;
  • защитную;
  • сократительную;
  • строительную;
  • энергетическую.

Предлагает классу работу по группам с учебником “Биология”.

1 группа: “Фермантативная и регуляторная функции белков”.

2 группа: “Транспортная и защитная функция белков”.

3 группа: “Сократительная и строительная функции белков”.

4 группа: “Белки – средства защиты организма”.

Через 5-10 минут представители групп рассказывают классу о тех функциях белков, которые они изучали в группе.

(Приложение 2)

Учитель подводит итог работы по 2 блоку, задавая контрольные вопросы всему классу. Командиры групп ставят оценки в оценочный лист.

6. Работа учащихся по 3 блоку: свойства белков.

Учитель рассказывает о том, что для белков как и других веществ, характерны физические и химические свойства. Далее учащиеся работают по карточкам-заданиям, знакомятся с физическими и химическими свойствами белков.

1 группа: “Физические свойства белков”.

2 группа: “Денатурация белков”.

3 группа: “Цветные реакции на белки”.

4 группа: “Токсическое действие никотина и солей тяжелых металлов на белки”.

(Приложение 3)

Через 5-10 минут представители групп демонстрируют проделанные опыты, объясняют их.

Учитель подводит итог работы по 3 блоку, задавая контрольные вопросы всему классу. Командиры групп ставят оценки в оценочный лист.

7. Превращение белков в организме – сообщение учащегося подготовленное к уроку заранее.

8. Итоговый тест. (Приложение 4)

9. Взаимопроверка итогового теста в парах. Ответы на тест были написаны на откидной доске перед уроком. По итогам теста выставляются оценки в оценочный лист командирами команд.

10. Проблема создания синтетической пищи. Сообщение учащегося приготовленное дома. Если есть возможность, то для наглядной иллюстрации синтетической пищи можно предложить учащимся бутерброды с искусственной икрой.

11. Учитель подводит итог урока:

12. Белки – основной строительный материал живых организмов. Следовательно слова, которые служили эпиграфом нашему уроку –  “Жизнь – есть способ существования белковых тел”.

- Правильно!

Спасибо за урок!

Домашнее задание.