Коллективная творческая деятельность

Разделы: Музыка


Сейчас коллективная творческая деятельность переживает второе рождение их разнообразие, и периодичность позволяет детям и подросткам реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.

Концептуальные идеи, принципы:

· идея включения детей в улучшение окружающего мира;

· идея соучастия детей в творческом процессе;

· коллективно-деятельностный подход к работе: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;

· комплексный подход;

· личностный подход, одобрение социального роста детей;

Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность детей и подростков, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не “нам сделали, устроили, провели”, а “мы сделали, решили, сделали”).

Выделяет несколько видов КТД по направленности деятельности:

Познавательные дела. Их цель – развитие у школьников познавательных интересов, заинтересованного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности как стремление к познанию непознанного, целеустремлённость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость. Можно рекомендовать несколько интересных познавательных КТД: вечер веселых задач, вечер – путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, устный журнал, пресс-бой, турнир знатоков, пресс-конференция.

Трудовые дела. Цель трудовых КТД – обогатить знание ребят об окружающем мире, выработать убеждения, что труд – основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а так же привычку реально, бескорыстно, на деле заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески. В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд – творчество. Примерами трудовых КТД могут быть трудовая атака, трудовой десант, почта, трудовой рейд, сюрприз, подарок далёким друзьям.

Художественные дела позволяют целенаправленно развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души. Можно рекомендовать следующие КТД: кольцовка песен, концерт – молния, концерт – ромашка, эстафета любимых занятий, литературно-художественные конкурсы, кукольный театр.

Спортивные дела развивают у воспитанников гражданское отношение к спортивно – оздоровительной стороне жизни, к себе как здоровым и закалённым гражданам общества, готовым к труду и обороне. Можно рекомендовать следующие КТД: бой неуловимых, веселая спортакиада, космонавты и метеоры, спартакиада народных игр. Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм, дисциплинированность.

Постулаты КТД:

- коллективное творчество;

- единое дело и добровольное участие в нём;

- свобода выбора форм деятельности;

- содружество взрослых и детей;

- развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Виды коллективных творческих дел.

  • Трудовые КТД (пример: “Трудовой десант”)
  • Интеллектуальные КТД (пример: “Брейн-ринг”)
  • Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)
  • Спортивные КТД (пример: “Спартакиада”)
  • Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)

Коллективное творческое дело – КТД – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.

Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.

В технологии коллективно-творческой деятельности такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами, разведка дел и друзей, совет дела, общие сборы и "огоньки", коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного, являются основными слагаемыми, определяющими последовательность совместных действий педагогов и воспитанников. Непременным условием успешности коллективных творческих дел является прохождение тесно взаимосвязанных стадий.

Подготовка мероприятия (КТД) предполагает на своем завершающем этапе строгое распределение ролей на период его осуществления (кто за что отвечает, что делает каждый), определение места и времени его проведения. Само же проведение мероприятия связано уже с четвертой стадией. Она предполагает, в свою очередь, три этапа: начало, основную часть и окончание.

Начало мероприятия как организационный момент должно вызвать определенный психологический настрой воспитанников. В качестве средств здесь могут выступать песня, вступительное слово педагога или ведущего, музыка и др.

Основная часть мероприятия отдается осуществлению запланированной предметной деятельности, объем которой должен соответствовать возрасту воспитанников и поставленным задачам. Применительно к этой части не может быть никаких других регламентаций и ограничений.

Многие педагоги ансамбля выделяют технологию коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов), которая широко применяется в дополнительном образовании. Главною целью данной технологии является выявление и развитие творческих способностей детей, воспитание общественно-активной творческой личности. И в своей работе педагоги ансамбля стараются создать максимум условий для творческой самореализации, интеллектуального и духовного развития учеников.

Ансамбль, в переводе с французского языка, означает вместе, совокупность, единство.

Можно сказать, что ансамбль – это большая семья, где все: и дети, и педагоги, и концертмейстеры, и родители работают на благо общего дела.

Все воспитанники дополнительных образований проходят обучение в группах, сформированных в зависимости от возраста ребёнка. Во многих ансамблях ребятам младших и средних групп ставят в пример старших воспитанников, которых они могут наблюдать на открытых уроках, выступлениях на концертах и совместных праздниках. Учащиеся младшего и среднего звена всегда охотно подражают старшим. Видя их увлечённость народным творчеством, они с ещё большим рвением сами увлекаются в творческий процесс. В свою очередь, воспитанники старшей группы опекают младших, помогая им частично осваивать репертуар ансамбля, выполнять технически сложные элементы. Такое взаимопроникновение воспитанников в творческий процесс приобщает детей к сопереживанию, сотворчеству, ответственности, укрепляет их взаимоотношения, помогает узнать больше друг о друге, учит делить общий успех, и в целом эмоционально насыщает жизнь коллектива

Большое внимание педагоги ансамбля уделяют работе с родителями. Они стараются вовлечь родителей в совместный творческий процесс, ведь в семье, объединённой совместными творческими интересами, намного больше взаимопонимания и согласия. Кроме того, активное вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс ведёт к повышению эффективности данного процесса. Многие педагоги привлекают родителей к совместным поездкам в театры, на концерты, экскурсии, конкурсы, к созданию концертных костюмов, к помощи в организационной работе детского коллектива. С родителями многие педагоги используют такие формы работы, как: индивидуальная беседа, родительское собрание, открытое занятие.

В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации коллективного творческого дела (КДТ) взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа (КДТ).

Коллективная творческая деятельность в рамках ансамбля позволяет каждому её участнику проявить и совершенствовать свои лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Список литературы

  1. Браславский Д. Аранжировка сопровождения вокала для инструментальных ансамблей. -М., изд. “Советская Россия”, 2012.
  2. Гаккель Л. Ансамбль Текст. / Л. Гаккель // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. М.: Сов. композитор, 2009. - Т. 1. - С. 170-171.
  3. Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. - М., 2010. 
  4. Стороженко, A.M. Инструментальный ансамбль и проблемы исполнительства: Учебное пособие Текст. / A.M. Стороженко. Самара: Кн. изд-во, 2011. -112 с.