Цели урока.
Методы: метод проектов, частично-поисковая беседа, просмотр компьютерной презентации.
Оборудование: таблицы: “Овощи”, “Фрукты”; чертежные листы для оформления результатов деятельности по подготовке к защите проекта, маркеры, поливитаминные препараты; овощи, фрукты, продукты животного происхождения, богатые витаминами, мультимедийное оборудование, компьютерная презентация “Азбука витаминов”, проектные задания группам, набор статей (Приложение 1. Презентация) и заготовок для оформления схем, дополнительная литература: Детская энциклопедия. Человек. М.: Педагогика. 1975; Зверев И. Д. Человек: Организм и здоровье: Пособие для учащихся общеобразовательной школы 8-9 классов. – М.: Вентана - Граф. 2000; Рязанова Е.А. Биология человека в таблицах и схемах. - М.: Школа. 1998.
Этапы урока.
1. Актуализация темы урока. Выявления первичных знаний о витаминах (ассоциативный ряд).
2. Запуск проекта.
3. Работа в группах по проектным заданиям.
4. Защита проекта, с обязательной рефлексией.
5. Закрепление изученного материала – просмотр компьютерной презентации “Азбука витаминов”.
7. Подведение итогов урока, выставление оценок.
8. Домашнее задание.
Ход урока
1. Актуализация темы урока. Выявления первичных знаний о витаминах
Учитель проводит частично-поисковую беседу, используя плакаты “Овощи” и “Фрукты”.
Учитель: Ребята, посмотрите на эти плакаты и скажите, что объединяет овощи и фрукты?
Предполагаемый ответ: - Они вкусные, красивые, полезные.
Учитель: А почему овощи и фрукты полезны для человека?
Предполагаемый ответ: Фрукты и овощи содержат много витаминов. Учитель: А что такое витамины?
Предполагаемый ответ: Витамины – это какие-то полезные для здоровья человека вещества.
Учитель: Ребята, если витамины – полезные для здоровья человека вещества, то наверно мы должны быть с ними хорошо знакомы. Давайте посмотрим, что вы уже знаете о витаминах. Какие ассоциации возникают у вас со словом витамины?
Учитель записывает на доске ассоциации детей и делает вывод о том, что они кое-что уже знают о витаминах.
2. Запуск проекта
Учитель: Вы уже, наверное, догадались, что мы будем изучать сегодня на уроке?
Дети называют свои варианты темы урока. Учитель уточняет формулировку темы урока. Итак, тема нашего урока: “Витамины – чудесные вещества”. Открывает презентацию – сопровождение (Презентация). (Слайд №1) Учащиеся записывают в тетради тему урока.
Учитель: Ребята, на эту тему сегодня мы будем создавать и защищать проект. Как вы думаете, какие вопросы мы должны осветить в своём проекте? (Слайд 2)
Предполагаемые ответы:
- Что такое витамины?
- Когда и кем были открыты витамины?
- Какие известны виды витаминов?
- Каково значение витаминов в организме человека?
- Где содержаться различные витамины?
- В каких количествах они необходимы человеку?
- Чем грозит недостаток или избыток того или иного витамина?
- Как сохранить витамины в продуктах при приготовлении пищи?
Если учащиеся не называют какие-то из вопросов, то их предлагает учитель. Ключевые слова вопросов высвечиваются на экране. Итак, определяются задачи урока. (Слайд 3)
Учитель: Ребята, круг наших интересов мы обозначили. Давайте договоримся о порядке работы. Как вы считаете, любую проблему легче решать в одиночку или сообща? (Дети приходят к выводу, что работать на уроке мы будем группами) Итак, работать мы будем по группам, как вы сидите. Каждая группа - проектное бюро будет готовить к защите проекта определенный блок вопросов, одну из страничек. (Слайд 4) У нас сформировано 4 проектных бюро: “Историческое”, Оздоровительное бюро “Кладовая природы”, “Кулинарное”, “Медицинское”. У вас на столах лежат конверты, где вы найдёте свои проектные задания, выдержки из статей, дополнительную литературу, чертежные листы, клей, маркеры. Всё это - материалы, которые вам помогут подготовиться к защите проекта. Обратите внимание на то, что в конвертах имеются некоторые заготовки для схем, но они не полные, поэтому используйте маркеры при доработке схем там, где это необходимо. В конвертах кроме всего прочего есть оценочные листы, где каждый из вас в конце урока поставит себе оценку и получит оценку группы. С учетом этих оценок я выставлю вам свою отметку за работу на уроке. Ознакомьтесь с проектными заданиями. Посмотрите всё ли понятно. Свою работу, я вам советую, начать с распределения заданий в группе. На мозговой штурм постарайтесь затратить не более 3 минут. Затем, начинайте создавать схемы, таблицы, которые пригодятся вам при защите проекта. Итак, если вопросов нет, то начнем работу. На подготовку к защите вам даётся 5-7 минут. (Учитель не громко включает спокойную классическую музыку)
3. Работа в группах по проектным заданиям (Учитель при необходимости оказывает консультативную поддержку).
Проектные задания
Историческое бюро
Вопросы для изучения:
- История открытия витаминов.
- Кто ввёл термин “витамины”?
- Как обозначают витамины?
- Каково значение витаминов в организме человека?
- На какие две большие группы делятся витамины?
К защите проекта подготовьте сообщения по данным вопросам, доработайте предложенные схемы. При подготовке к защите проекта используйте предложенные вам схему и статьи, а также учебник, параграф 37.
Оздоровительное бюро “Кладовая природы”
Задания:
1.Подготовьте информацию о суточной потребности важнейших витаминов (А, В, С, D). Результаты исследования оформите в таблицу.
2.Изучите значение в организме человека витаминов: А, В, С, D? Подготовьте сообщение.
3.Выясните, какие продукты содержат наибольшее количество витаминов: А, В, С, D? При подготовке к защите используйте предложенные вам статьи. При рассказе используйте для демонстрации продукты с выставки.
Кулинарное бюро
Задания:
1. Приготовьте к защите проекта рекомендации по приготовлению пищи, обеспечивающие сохранение витаминов. Попытайтесь сопроводить своё сообщение схемами или опорным логическим конспектом.
2. Предложите витаминизированные блюда для школьной столовой. Оформите меню.
При подготовке к защите используйте пособие “Биология человека в таблицах и схемах” (страница 154) и предложенные вам статьи.
Медицинское бюро
Задания:
1. Выясните, что такое авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз.
2. Назовите болезни, связанные с недостатком или отсутствием витаминов в организме.
3. Отразите результаты своих исследований в виде схемы.
Подготовьте к защите проекта сообщение по данным вопросам. При подготовке к защите используйте выданные вам материалы, статьи параграфа 37 и Детскую энциклопедию (страницы 39–42).
4. Защита проекта с поэтапной рефлексией
В начале этого этапа учитель раздаёт рабочие листы с таблицей и рекомендует её заполнять по ходу выступлений учащихся.
Таблица "Витамины"
Витамин | Функции | Гипо- и авитаминозы | Источники витамина для организма |
|
Защита проекта проходит в виде презентации опыта, схем, таблиц, меню, продуктов с выставки. На доске к концу защиты вывешены все наработки по проекту. (Приложение 2)
Каждая группа в конце своей защиты анализирует свою работу, отвечает на вопросы:
- Какой опыт приобрели в ходе работы над проектом?
- С какими трудностями столкнулись?
- Что особенно понравилось?
- Что хотели бы изменить при будущей работе над проектом?
По ходу защиты медицинского бюро, учитель открывает слайд 5.
6. Подведение итогов урока, выставление оценок
Учитель: Ребята, вы молодцы, хорошо справились с заданием. Видно, что вы усвоили материал о витаминах. Наверное, у вас появились и новые ассоциации со словом “витамины”. Попробуйте дополнить тот список, который был у нас вначале урока. (Дети называют свои новые ассоциации) Посмотрите, насколько расширился круг ваших познаний о витаминах.
Мне кажется, вы сегодня заслуживаете высоких оценок. Заполните, пожалуйста, оценочные листы и передайте мне их через 30 секунд. (Учитель выставляет оценки с учетом самооценки и оценки группы).
И в заключении хочется попросить поднять руку тех, кто считает, что приобрел сегодня опыт и знания, которые пригодятся ему в жизни. (Дети поднимают руки) Я рада, что сегодня вы сделали еще один шаг по пути своего развития. Думаю, что все вы убедились в том, что витамины - действительно чудесные вещества, которые оказывают большое влияние на здоровье человека. А здоровье – это самая большая ценность, которая имеется у человека и одна из составляющих счастья. Еще известный немецкий философ Шопенгауэр говорил, что “Здоровый нищий счастливее больного короля”. И если вы хотите, чтобы у вас были хорошая реакция, отличное самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, дружите с витаминами, ешьте больше овощей, фруктов и ягод.
Будьте здоровы и счастливы! Спасибо вам за работу на уроке. С учетом того, что сейчас у нас в разгаре весна, а в это время года у большинства людей наблюдается авитаминоз, у меня для всех присутствующих маленькое витаминное угощение. (Учитель угощает всех яблоками)
7. Домашнее задание
Ваше домашнее задание – параграф 37, по желанию можете выполнить творческую работу – составить кроссворд или создать компьютерную презентацию по данной теме. Урок окончен. Всего вам доброго.