Психолог в школе осуществляет сопровождение детей в их индивидуальной образовательной траектории. С успешными детьми психолог общается во время развивающих занятий, направленных на раскрытие потенциальных возможностей этих детей. С учениками, которые испытывают трудности в учении, психолог общается каждый день. В определенные дни проводятся коррекционно-развивающие занятия групповые, в другие дни – индивидуальные. Психолог в динамике видит продвижение детей по “лесенке” знаний. Какую же помощь еще может оказать психолог учителю в школе?
Психолог, посещая уроки, наблюдает за детьми и, в любом случае, он видит работу учителя. Наиболее интересным и важным является то, какие методы и приемы работы учитель использует для того, чтобы осуществлять дифференцированный подход к ученикам, испытывающим трудности в обучении.
Наблюдения показывают, что учителя работают с детьми на словесно-логическом уровне, который для многих “трудных” детей оказывается недоступной “ступенькой”. Ученики, к сожалению, не понимают учебный материал. Слова и фразы других учеников по предмету звучат для них, как язык другого народа. И когда всё непонятно, то остается только ничего не делать на уроке, что вызывает искреннее беспокойство учителя.
Психолог может рассказать учителю о механизмах восприятия учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении. Он делится с учителем информацией, которую учитель когда-то учил в университете, но не придал ей значения или счел менее существенной, чем необходимость сосредоточиться на предметных умениях и навыках.
О чем же беседуют психолог и учитель? О возрастных особенностях мышления детей. Ученикам в начальной школе легче познавать мир, используя в качестве “инструмента” наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Важно отметить, что “трудные” дети, приходя в среднюю школу, автоматически не переходят на словесно-логическое мышление как доминирующее в познавательной деятельности. Они по-прежнему умеют думать над заданием только в том случае, если оно представлено так, что с ним можно работать руками или оно последовательно запечатлено в изображениях.
Если в начальной школе мы часто видим работу с такого рода материалом, то в средней школе мы чрезвычайно редко встречаемся с ней.
Психолог может помочь учителю облечь учебный материал в форму, доступную для понимания детям, испытывающим трудности в учении. Приведем один пример из множества возможных преобразований материала из словесно-логического в наглядно-образный. Например, в шестом классе на уроке математики необходимо сравнить дроби пятьдесят шесть пятьдесят седьмых и пятьдесят пять пятьдесят шестых, не приводя к общему знаменателю. Учитель методически грамотно объясняет способ работы: вычесть из единицы оба числа и сравнить дроби по правилу сравнения дробей с одинаковым числителем и разными знаменателями. Потом эту информацию надо дополнить тем, в какой первоначальной дроби больше “не хватает”, та и меньше. В классе воцарилась тишина. Способные ученики, не слушая объяснения, сделали сравнение неверно, полагаясь на свою интуицию. “Трудные” дети в очередной раз услышали набор “иностранных” математических слов. Можно было бы не придавать этому значения, если бы это задание не являлось подготовкой к контрольной работе, которая будет на следующий день…
После урока, обсуждая с учителем возможные способы достучаться до “трудных” учеников, психолог предлагает нарисовать историю сравнения в картинках, сделав фактически модель выполнения заданий подобного типа. В шестом классе дети могут представить, что часть при делении на большее число будет меньше. Чертим два равных отрезка. В каждом целом не хватает по одной части. В случае с пятьюдесятью шестью пятьдесят седьмых не хватать будет меньшей по размеру части. Следовательно, “наполненность” веществом (сама дробь) будет больше. Это просто один из примеров, как можно сделать обучение понятнее и ближе ученику. Если оно будет понятнее, то количество успешно выполненных заданий будет значительно выше. Следовательно, и мотивация учения будет выше. А это одна из главных целей сопровождения ученика в его индивидуальной траектории учения.