Урок по разделу "Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий"

Разделы: Технология


Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Организационная форма проведения урока: рассказ учителя с элементами беседы и демонстрацией учебной компьютерной презентации.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация слайдов); методы стимулирования и мотивации (актуализация знаний, обращение к жизненному опыту учащихся).

Дидактические средства обучения: учебник “Кулинария 8–11 класс”, учебная компьютерная презентация.

Изучив материал данной темы, учащиеся должны

Знать:

– виды круп, бобовых и макаронных изделий;
– технологию приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий;
– правила подачи блюд из круп, бобовых и макаронных изделий;
– санитарные нормы, сроки хранения, требования к качеству.

Уметь:

– с соблюдением технологии приготавливать блюд из круп, бобовых и макаронных изделий;
– соблюдать правила подачи блюд из круп, бобовых и макаронных изделий;
– соблюдать требования к качеству.

Цели учителя:

  1. Актуализировать уже имеющиеся знания учащихся по теме данного урока.
  2. Сформировать у учащихся профессиональные знания по приготовлению блюд из круп, бобовых и макаронных изделий
  3. Изучить технологию приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий, их разновидности, подачу, требования к качеству и хранение.
  4. Научить учащихся находить пути совершенствования своего труда и повышения его эффективности.
  5. Формировать профессионально важные качества личности: творческого и ответственного отношения к труду, активности и самостоятельности в учебно-трудовой деятельности.

Основные понятия:

значение в питании блюд из круп, бобовых и макаронных изделий;
способы тепловой обработки блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.

Методические рекомендации.

Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.

Актуализация знаний. Вводное слово учителя: характеристика блюд из круп, бобовых и макаронных изделий, их значение для человека. Крупы предназначаются для каш, котлет и запеканок. Каши варят рассыпчатыми, вязкими и полувязкими, в зависимости от соотношения взятого количества воды и крупы. Для получения полноценного качества различных видов каш необходимо строго придерживаться норм крупы и воды, установленных Сборником рецептур блюд и кулинарных изделий. Каши приготовляют на воде, бульоне и молоке.

При засыпке крупы в кипящую подсоленную жидкость можно добавлять жир для улучшения вкуса и внешнего вида каши.

Для рассыпчатых каш берут такое количество воды, которое полностью поглощается набухшими зернами без растрескивания их. Исключение составляет приготовление пшенной сливной каши и отварного риса, где излишек воды сливается после набухания зерен. Рассыпчатые каши, как правило, приготовляют на воде.

Рассыпчатые каши используются как самостоятельные блюда, а также на гарнир (гречневая и рисовая).

Вязкие и полувязкие каши приготовляют на воде, цельном молоке или молоке, разбавленном водой.

Бобовые варят без соли, так как она замедляет их разваривание, соль вводят перед окончанием варки бобовых. Жесткая вода также ухудшает развариваемость бобовых; в таких случаях желательно брать кипяченую воду. При варке бобовых рекомендуется наливать такое количество воды, чтобы она покрывала их не более чем на 1 см; в процессе варки при выкипании подливают горячую воду – это ускоряет разваривание. Варку ведут в посуде, закрытой крышкой. Время варки бобовых в зависимости от вида и сорта колеблется от 30 минут (чечевица) до 3 часов (фасоль).

Макаронные изделия варят двумя способами: в большом количестве воды (6–7 л воды на 1 кг макаронных изделий) – с последующим откидыванием на сито и в небольшом количестве воды (1,5–2 л воды на 1 кг изделий) – без откидывания на сито. В первом случае макаронные изделия варят до мягкости в бурно кипящей подсоленной воде, после чего кладут на дуршлаг и дают стечь отвару.

При варке макаронные изделия набухают и увеличиваются в весе (привар) на 150 %.

Во втором случае макаронные изделия варят в кипящей воде до загустения, затем добавляют жир, накрывают крышкой и доваривают на слабом огне. Увеличение веса – 200 %.

Время варки макаронных изделий (в минутах): вермишель 12–15, лапша 20–30, макароны 35–50.

Макаронные изделия используются как самостоятельные блюда и на гарнир.

Затем учитель переходит к объяснению нового материала. При этом демонстрируются слайды учебной компьютерной презентации.

Слайд 1. Ссылка на заголовок презентации” Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

Слайд 2, 3. Ссылка на характеристику блюд из круп. Общие сведения.

Слайд 4. Ссылка на таблицу норм воды и соли для приготовления каш.

Слайд 5. Ссылка на характеристику блюд из бобовых.

Слайд 6. Ссылка на характеристику блюд из макаронных изделий.

Слайд 7–12. Ссылка на способы приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.

Требования к качеству блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.

Слайд 12. Ссылка на “требования блюд из круп, бобовых и макаронных изделий Сроки хранения”.

Закрепление изученного материала.

Вопросы (на слайде презентации):

  1. Назвать виды круп.
  2. Перечислите способы варки макаронных изделий.
  3. Назовите сроки реализации блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.