Цели занятия.
Образовательные.
- Закреплять знания детей о гласных звуках и буквах.
- Учить дифференцировать мягкие и твёрдые согласные звуки и буквы перед гласными О-Ё в словах и словосочетаниях.
- Развитие навыка программирования и лексико-грамматического оформления в самостоятельной речи.
Коррекционные.
- Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
- Развитие фонематического слуха и восприятия.
- Развитие навыка звукобуквенного анализа.
- Развитие смыслоразличительной функции фонематической системы.
- Активизация и расширение словарного запаса.
- Развитие графомоторных навыков.
- Развитие психологической базы речи:
- активизация мыслительной деятельности;
- развитие зрительной памяти, восприятия;
- развитие слуховой памяти и внимания.
Воспитательные:
- Формирование учебно-познавательной деятельности.
- Воспитание навыка самоконтроля за устной и письменной речью.
- Развитие навыка самооценки.
- Развитие умения оценивать работу своих одноклассников.
Этапы работы (деятельность учителя)
I. Орг. момент
1. Речёвка (проводит учащийся):
“Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать и будем проговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно”.
2. Артикуляционная гимнастика: “Окошко”, “Качели”, “Часики”, “Варенье”, “Дудочка – Улыбка – Заборчик”, “Иголочка”, “Чашечка”.
3. Развитие мелкой моторики:
- мячики-ёжики;
- “Ладошки”;
- “Крючки”;
- “Здоровый пальчик”.
II. Основная часть
1. Работа по карточкам. Повторение пройденного материала.
2. Сообщение темы занятия:
- Обратите внимание на картинки (ёжик, обруч, ёлка, Оля).
Определите первую букву в названии картинок и запишите под каждой картинкой.
- Правильно. Скажите, о каких гласных мы будем говорить на занятии?
- Тема занятия будет звучать так: “Твёрдые и мягкие согласные перед гласными о – ё”.
3. Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Игра с мячом “Скажи правильно”
- Я называю слог с твёрдым согласным, а вы меняете на слог с мягким согласным: по, ло, ко и т.д.
4. Работа с паронимами. Развитие фонематического слуха. Дифференциация мягкий и твёрдых согласных в словах. Активизация и расширение словарного запаса. Развитие смыслоразличительной функции фонематической системы. Развитие навыков ЗБА.
Игра с мячом “Поменяй слово”
- Слушаем слово и меняем первый твёрдый согласный звук на первый мягкий согласный звук: нос-нёс, воз-вёз, вол-вёл (с ответом дети объясняют значение слов).
- Слова по значению разные, а звучат почти одинаково. Возьмём звуковые схемы и разберём первую пару слов: нос-нёс. А теперь напишем над схемами буквы. Смотрите, в слове “нос” - первая буква Н, и в слове “нёс” - тоже первая буква Н, но слова получились разные. Что нам делать?
- Делаем вывод – гласная буква О указывает на твёрдый предыдущий согласный, а гласная буква Ё указывает на мягкий предыдущий согласный (открыть на доске заранее приготовленные схемы-пособия).
5. Физпауза:
Бедный ёжик ёжится,
Всё ему не можется,
Посинела кожица,
Бедный ёжик ёжится.
6. Работа по карточкам. Дифференциация твёрдых и мягких согласных в словах.
Упражнение “Заполни таблицу правильно”
- Я скажу слово, а вы выделите первый слог и запишите его в нужное окошко таблицы: Сёма, пёс, дорога, лёгкий, роща, борода, тёмный, кошка, вёсла, молоко (ответы уч-ся по выбору логопеда).
- Какая гласная буква из этих слов указывает на твёрдую предыдущую согласную букву? (Ответ уч-ся по руке). Какая гласная буква из этих слов указывает на мягкую предыдущую согласную буквы? (Ответ уч-ся по руке)
Игра “Крестики-нолики” (карточки)
- Заполните таблицу крестиками и ноликами.
Крестиками обозначаем слова с мягкими согласными, т.е. с гласным О. Ноликами обозначаем слова с мягкими согласными, т.е. с гласным Ё (логопед произносит слова-дети заполняют таблицу): дом, ком, мёд, нос, нёс, лёд, лот, рот, пёс (проверка у доски, каждому по три слова).
7. Работа в альбоме. Написание букв О-Ё в словах. (Мазанова Е.В., альбом №1, стр. 9, задание 4 )
8. Работа в альбоме. Написание и дифференциация гласных О-Ё в словах. (Мазанова Е.В.,альбом №1, стр.10, задание 6)
9. Физ. минутка “Ёлочка” - по показу учащегося.
10. Работа на доске по карточке.
Упражнение “Найди и соедини правильно”
Упражнение “Исправь ошибки”
III. Итог
- Назовите тему нашего занятия.
- Какая гласная указывает на твёрдый предыдущий согласный?
- Какая гласная указывает на мягкий предыдущий согласный?
- Какое задание вам понравилось?
- Какое задание было самым трудным?
- Мы со всеми заданиями справились?
- Кто из вас отвечал лучше?
- Какую бы вы себе поставили оценку?
- Молодцы! Вы все справились с заданиями. До свидания.
Приложение (Деятельность учителя, учащихся. Формируемые умения и навыки)