Конспект интегрированного урока музыки и изобразительного искусства по теме "Русские народные праздники". 3-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 3


Цель: формирование представлений о народных традициях и обрядах русского праздника «Масленица».

Форма урока: технология студийного обучения.

Задачи:

  • Личностные: формировать положительное отношение к учению, к художественно-творческой деятельности, к культуре и истории своего народа.
  • Метапредметные: формировать умения ставить цель предстоящей работы, оценивать свою деятельность.
  • Предметные: формировать умения исполнять русские народные песни, участвовать в обрядовых действиях, выполнять коллективную композицию на заданную тему.

Методы: словесные, наглядные, практические, стимулирования интереса к учению.

Оборудование:

  • Для учителя – мультимедиа, пианино, ноутбук.
  • Для обучающихся – раздаточный материал: учебник 3 класс «Музыка», жетоны за правильные ответы, карточки со словами песни, краски, формат.
  • Зрительный ряд: репродукции Б.Кустодиева, К.Маковского, В.Сурикова, фильм-опера «Снегурочка».
  • Музыкальный ряд: русская народная песня «Разрумяными блинами».

ХОД УРОКА

I. Пролог.

– Друзья! Мы рады приветствовать вас!
– Посмотрите на репродукцию художника и предположите, какая тема сегодняшнего урока? (Русские народные праздники)
– Как вы думаете, что мы будем делать на занятии? (Познакомимся с традициями русского народного праздника, поиграем в народную игру, разучим народную песню, познакомимся с картинами русских художников).
– Зачем нам надо говорить о русских народных праздниках? (Чтобы знать традиции и историю своей страны. Многие традиции народных праздников живы и сегодня)
– Какие праздники русского народа вы знаете?
– Какие из этих праздников мы отмечаем в наше время?
– Зачем людям нужны праздники?
У наших предков не было календаря, похожего на наш, с красными числами, но они отлично знали, когда и что происходит. Вот наступает весна, чем не праздник, ведь начнется посадка урожая. Прошло определенное время – сбор урожая и снова праздник. Под праздником всегда подразумеваются и даже ожидаются положительные эмоции, радость, надежда. Мы ждем хорошего, лучшего, так как это заложили в нас предки. Они веками, принося жертвенные дары, открепляя плясками, обрядами ждали, что боги услышат и изменят жизнь к лучшему.
– А чтобы наше состояние стало лучше, выпрямите спинки, сядьте удобнее, настройтесь на дальнейшую работу.

II. Этюд.

Видеофрагмент из фильма-оперы «Снегурочка» – «Масленичные гулянья»

– Какое настроение оставил у вас фрагмент фильма?
– Какой русский народный праздник показан в фильме? (Масленица)
– А когда празднуют Масленицу?
– Участвовали ли вы в масленичном гулянье, в проводах масленицы?
– Какие песни, игры, забавы сопровождают этот праздник?

III. Экспликация

Масленица – древний славянский праздник. Это – весёлые проводы зимы и встреча весны.
– Почему праздник называется Масленицей? (Разрешалось употреблять в пищу сливочное масло, молочные продукты перед Великим постом)
– Что является символом масленицы? (Блины – символ солнца, круглые, румяные)
– Сколько дней народ празднует масленицу? (Семь дней.)
– Каждый день Масленицы имеет свое название.

Понедельник — встреча

К этому дню достраивались снежные горы, качели. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам.

Вторник — заигрыш

С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!».
(На слайде представлена репродукция художника Б.Кустодиева «Масленица». Кустодиев несколько раз обращался к теме масленицы. В картинах, изображающих многочисленные ярмарки, масленицы и гулянья, художник воспел красоту русской природы, народных обычаев и широту русского человека. Зимние пейзажи, на фоне которых происходят веселые масленичные гулянья, порой фееричны по сочетаниям зелено-розоватого неба и ослепительно голубого снега. Среди этой красочности природы особенно празднично ярки костюмы и разрумянившиеся лица. В ней художник переносит зрителей в мир света, радости, достатка, где люди довольны жизнью)

Среда — лакомка

В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила.

Четверг — разгул

С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка.

Пятница — тёщины вечёрки

В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя.

Суббота — золовкины посиделки

Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа. Невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

Воскресенье — проводы

Также называется последний день Масленицы — Прощёное воскресенье. Кульминация всей масленичной недели. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные за год неприятности и обиды. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы, полученный пепел рассыпали по полям.

IV. Практикум

1. Игра «Горелки»

А сейчас мы поиграем в одну из самых традиционных забав масленичной недели – «Горелки». Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Все хором.

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берёт у него платочек и встаёт с ним впереди колонны, а опоздавший «горит», т.е. водит.

2. Исполнение песни

– А ещё на Масленицу пели весёлые песни. Одну из которых мы сейчас послушаем. Звучит русская народная песня «Разрумяными блинами» – О чём поётся в песни? – Какая музыка по характеру? – Сели ровно, спинки выпрямили, приготовились к разучиванию песни.

Разрумяными блинами…

Разрумяными блинами
Мы весну встречаем с вами
Чучело зимы сжигаем,
В хороводе распеваем.

Здравствуй милая весна,
Мы с тобой соседствуем.
Здравствуй, красная весна,
Мы тебя приветствуем.
Здравствуй, красная весна,
Мы тебя приветствуем.

Ароматными блинами
Мы весну прославим с вами.
Всё в природе оживает,
Хитро солнышко мигает.

Я пригрею посильней,
Побежит с горы ручей.
Поднимусь повыше я:
«Здравствуй, красная весна!»
Поднимусь повыше я:
«Здравствуй, красная весна!»

3. Выполнение коллективной композиции.

– А сейчас давайте нарисуем символ масленицы – солнце. Каждый нарисует своё солнце гуашью, а потом соединим их в коллективную работу «Солнечная масленица» на доске.

Выполнение практической работы.

– Какое настроение у вас вызывает общая композиция «Солнечная масленица»?

V. Рефлексия

Вот и подошёл к концу наш урок. Подведём итоги, сколько жетончиков вы накопили. от 5-ти и более – 5 баллов от 4-х до 3-х – 4 балла меньше 3-х – мы даём вам возможность накопить жетоны на следующем уроке.

– Что мы делали на уроке…
– Что было важным…
– За что вы себя можете похвалить…

Домашнее задание (по выбору) – изобразить иллюстрацию к народному празднику «Масленица» – найти пословицы и поговорки о Масленице.