Урок по теме "Градусная сеть". 5-й класс

Разделы: География, Общепедагогические технологии

Класс: 5


Цели:

  • использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных проблем и проектирования путей их решения;
  • анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы;
  • использование карт как информационных, образно-знаковых моделей действительности.

Задачи:

  • выполнять визуальный анализ и описание по картам и глобусу;
  • проводить сравнительный анализ, используя карты и  глобус.

Оборудование: глобусы, карта полушарий.

Этапы урока,
формируемые УУД, проектные умения

Содержание урока

Формируемые УУД, проектные умения

I. Погружение в ситуацию – проблемная ситуация – проблемное предъявление задания (1, 2, 6, 7, 9, 10, 14; проблематизация, целеполагание) – Кто определил размеры нашей планеты?
– Кто из древнегреческих учёных пришёл к выводу о шарообразности Земли?
– Перечислите известные вам доказательства шарообразности Земли.
– Как прекрасна наша планета на космических снимках!
– Так ли красиво выглядит её поверхность на глобусе?
– Какой у вас возникает вопрос?
В чем отличия космической картинки и  вида карты  и глобуса Земли?
Давайте вместе обозначим проблему, которую необходимо решить на этом уроке.
Проблема: каким образом люди научились измерять расстояния и определять местонахождение отдельных объектов с использованием  карты и глобуса?
– Сформулируем цель урока.
Цель: составить таблицу определений и применения отдельных элементов градусной сетки.
Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
3. Вычитывать все уровни текстовой информации.
4. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой.
5. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД

6. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.
7. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
8. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

II. Организация деятельности (1, 3, 5, 11; первичное умение планировать свою деятельность)

 

 

 

 

 

III. Деятельность по плану (1, 3, 4, 9, 11; осуществление деятельности по плану

Задачи для индивидуальной работы:

1. Дать определение понятие  «глобус», найти необходимую информацию в тексте учебника.
2.  Дать определение понятие  «меридиан», найти необходимую информацию в тексте учебника.    
3. Дать определение понятие  «параллель», найти необходимую информацию в тексте учебника.
4. При прокрутке глобуса определить какие точки на глобусе остаются неподвижными? Как их называют? 5.Определить, что находится на равном расстоянии от полюсов.
6. Дать определение экватору и назвать части Земли на которые он ее делит.
7. Заполнить таблицу.

Обучаемые осуществляют деятельность по плану.

Регулятивные УУД

9. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
10. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
11. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
12. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД

13. Дать оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей)
14.Оценивать жизненные ситуации
15. Самостоятельно определять и высказывать свое мнение в предложенных ситуациях

IV. Проверка  самостоятельного применения знаний (11, 13, 1, 4, 15) 1. Сравните глобус и карту. Определите их достоинства и недостатки. Проверьте по учебнику – Ответьте на вопросы 1–6, с. 41. 
2. Сравните изображения острова Гренландия на глобусе и карте. Почему они неодинаковые? Выполните задание 7, 8, с. 41.
 
V. Оценивание (12, 13)

VI. Итог урока (13, 14)

Производится учителем  правильность заполнения таблицы в традиционной форме.
Домашнее задание: §8, подберите прилагательные для описания поверхности нашей планеты.
Задания по свободному выбору учащихся: сколько часов потребуется, чтобы обойти всю Землю, если двигаться со скоростью 4 км/ч? А сколько дней, если каждый день идти по 10 часов?
 

Приложение 1