Актуальность программы
Цели и задачи дополнительного образования направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена данная программа. Она разработана на основе анализа концепций художественного-эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими идеями:
- Формирования у учащихся целостной картины мира.
- Развития общей способности к творчеству.
- Умение найти свое место в жизни.
В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.
Задачи программы
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно-прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Воспитывающие:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Структура программы
Программа кружка основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
- Связь с современностью.
- Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий.
- Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
- эскиз
- воплощение в материале
- выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также участие в конкурсах и на выставках.
Организация деятельности кружка
Программа работы кружка рассчитана на 1 год. Комплектуется из учащихся 5-7 классов. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы - 10-15человек.
Режим работы кружка – 4 занятия в неделю по 2 часа.
Характеристика ожидаемых результатов
В результате обучения в кружке учащиеся должны получить знания:
- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
- о видах декоративно - прикладного искусства;
- в области композиции, формообразовании, цветоведения;
- о способах декупажа (ткань, бумага, кожа);
- о квиллинге;
- о проектной деятельности;
- о керамике.
Умения:
- работать нужными инструментами и приспособлениями;
- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
- уметь работать с разными материалами;
- проектирования изделий;
- выполнять оригинальные изделия из различных материалов.
Содержание программы
Бисероплетение
Основные теоретические сведения
История бисероплетения. Материалы и инструменты. Виды плетения. Техника параллельного плетения. Петельное плетение. Комбинированная техника плетения. Способы оформления панно с игрушками из бисера. Особенности плетения на станке. Виды станков. Изделия, выполненные в технике бисероплетения, в современной моде. Пасхальные яйца. Схемы для оплётки яиц.
Практические работы
Плетение из бисера в технике параллельного плетения (листик, крокодил, бабочка и другое). Плетение творческих работ в комбинированной технике. Оформление панно из бисерных игрушек. Чтение схем. Подбор рисунка. Натягивания нитей на станок. Плетение по схеме. Подбор рисунка для творческой работы. Плетение творческой работы. Контроль и оценка качества готового изделия. Инструменты и материалы. Подготовка материалов к работе. Покраска деревянной заготовки. Оплётка пасхального яйца. Контроль и оценка качества готового изделия.
Варианты объектов труда
Панно. Новогодние игрушки. Дерево из бисера. Браслеты, брелки, картины. Пасхальное яйцо. Оплетка ручки.
Керамика
Основные теоретические сведения
Материалы и инструменты. Способы обжига. Приёмы лепки из пластики. История керамики из соленого теста. Материалы и инструменты. Приёмы лепки из соленого теста и глины. Способы обжига изделий. Безопасные приёмы обжига изделий из пластика и глины. Приёмы росписью акриловыми красками.
Практические работы
Проектирование изделия. Лепка из пластика по схеме. Составление эскиза. Лепка творческих работ. Контроль и оценка качества готового изделия. Перевод рисунка. Замес соленого теста. Лепка изделий. Подбор цветовой гаммы. Роспись акриловыми красками. Контроль и оценка качества готового изделия.
Варианты объектов труда
Картина. Фоторамка. Скульптура. Украшения. Подарки. Цветочные композиции.
Декупаж
Основные теоретические сведения
История. Материалы и инструменты. Виды декупажа. Способы выполнения декупажа на стекле, дереве. Приёмы декупажа на ткани и коже.
Практические работы
Выбор салфетки. Оформление тарелки в технике декупаж. Роспись тарелками контурами по стеклу. Проектирование изделия. Выбор салфетки. Оформление доски в технике декупаж. Роспись доски акриловыми красками. Декупаж на коже и на ткани. Контроль и оценка качества готового изделия.
Варианты объектов труда
Тарелка. Доска. Шкатулка. Джинсы. Обложка на паспорт, ученический билет.
Квиллинг
Основные теоретические сведения
История бумагокручения. Материалы и инструменты. Основы композиции.
Практические работы
Эскиз. Подбор цветовых сочетаний. Перевод рисунка. Составление композиции. Контроль и оценка качества готового изделия.
Варианты объектов труда.
Открытка. Картина. Ваза. Объёмные фигурки (Смешарики).
Картины, вазы, тарелки, стаканы, чашки, светильники.
Учебный план программы кружка «Арт-лицей»
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Декупаж | 68 |
2 | Бисероплетение | 68 |
3 | Керамика | 68 |
4 | Квиллинг | 68 |
Итого: | 272 |
Обеспеченность информационно-техническими ресурсами
Собственные компьютерные презентации по всем темам программы.
Тематическое планирование кружка «Арт-лицей»
№ | Тема | Теория | Практика |
Декупаж 68 часов | |||
1 | Декупаж по стеклу | 2 | 16 |
2 | Декупаж по дереву | 4 | 16 |
3 | Декупаж по коже | 2 | 8 |
4 | Декупаж по пластику | 2 | 8 |
5 | Декупаж по ткани | 2 | 8 |
Бисероплетение 68 часов | |||
6 | Бисероплетение на проволоке | 4 | 16 |
7 | Оплетка пасхальных яиц | 2 | 8 |
8 | Бисероплетение (ручное ткачество) | 2 | 8 |
9 | Бисероплетение (мозайка) | 2 | 6 |
10 | Бисероплетение на станке | 4 | 16 |
Керамика 68 часов | |||
11 | Керамика из пластика | 4 | 16 |
12 | Керамика из соленого теста | 4 | 16 |
13 | Керамика из глины | 2 | 8 |
14 | Керамика из полимерной глины | 4 | 14 |
Квиллинг 68 часов | |||
19 | Квиллинг: открытка | 2 | 6 |
20 | Квиллинг: панно «Цветы» | 4 | 16 |
21 | Квиллинг: панно «Бабочки» | 2 | 8 |
22 | Квиллинг: «Смешарики» | 4 | 16 |
23 | Квиллинг: ваза | 2 | 8 |