Открытый урок окружающего мира "Домашние животные – верные друзья и помощники"

Разделы: Начальная школа


Цель: закрепить и расширить понятие «домашние животные»; воспитывать чувство ответственности за судьбу прирученных животных, чувство любви и сострадания к ним.

Оборудование: интерактивная доска, MacBook на каждой парте, презентация Smart Notebook.

ХОД УРОКА

1. Организация начала урока

2. Введение в тему урока

Учитель: Ребята, я прочту для вас стихотворения, а вы догадайтесь, к каким животным мы отправимся сегодня на уроке.

Цыплёнок – мой хороший друг,
Проводим вместе мы досуг.
Лежу, мурлычу что-нибудь,
А он лежит и слушает.
Цыплёнок – мой хороший друг,
Друзей никто не кушает…

У меня есть друг  хороший.
Я зову его Хаврошей.
У Хавроши хвост крючком,
Нос курносый пятачком.

Ответы детей: Мы отправимся к домашним животным.

3. Повторение изученного ранее

Учитель: Внимание на экран (слайд 1: кот, трясогузка, курица, сова, заяц, индюк, корова, овцы, лисица). Рассмотрите животных, все ли они домашние? (Нет)
 – Как называется другая группа животных? (Дикие)
– Объедините всех животных в другие группы. (Млекопитающие и птицы).
– Распределите птиц в две группы. (Домашние: индюк, курица; дикие: трясогузка и сова)
– На какие группы можно распределить млекопитающих? (Домашние животные: кошка, корова, овца; дикие – заяц и лисица; лисица и кошка – хищники, корова, овца и заяц – растительноядные).

4. Актуализация знаний

Учитель: Чем отличается жизнь домашних животных от диких?

Ответы детей по слайдам:

– Человек строит для них жилище (слайд 2);
– Кормит и поит животных (слайд 3);
– Убирает за ними (слайд 4).

5. Изучение нового материала

Учитель: С давних пор человек стал одомашнивать  разных диких животных. Постепенно в его хозяйстве появились лошади, коровы, овцы, собаки, свиньи, разные птицы, пчёлы.

– Расскажите, для чего люди разводят домашних животных?

–Отгадайте, о ком пойдёт речь.

Ученик 1:

Кто мычит протяжно: «Му-у-у»?
Громко плачет почему?
К ней с утра не приходили.
Подоить ее забыли. (Корова)

Слайд 5 (изображение коровы)

Учитель: Выберите карточки с названиями, для чего человек разводит коров.

На интерактивной доске рядом с изображением животного расположены карточки со словами: молоко, кожа, мясо, яйца, мёд, перья, средство передвижения, ловля мышей, охрана жилища. Дети удаляют те слова, которые не характерны для данного животного, касаясь рукой карточки.

Ученики оставляют слова: молоко, мясо, кожа.

Ученик 2:

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завиты рога. (Баран)

Слайд 6 (изображение барана):

Дети оставляют слова: шерсть, мясо.

Ученик 3:

Это кто такой красивый?
Важный, знатный и игривый?
Он в курятнике солист,
Самый главный он артист. (Петух)

Слайд 7 (изображение  кур):

Дети оставляют слова: яйца, перья, мясо.

Ученик 4:

У меня большая грива,
Ушки и копытца.
Прокачу того игриво,
Кто не побоится.
Моя шёрстка гладка,
Кто же я?... (Лошадка)

Слайд 8 (изображение лошади):

Дети оставляют: средство передвижения.

Ученик 5:

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кот)

Ученик 6:

Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк,
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи. (Собака)

Слайд 9 (изображение кота и собаки):

Ученики оставляют: ловля мышей и охрана жилища.

Ученик 7:

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела.)

Слайд 10 (изображение пчелы):

Дети оставляют слово: мёд.

6. Физкультминутка «Пчелки на поляне»

Утром пчелки проснулись. (Встают и протирают глазки.)
Улыбнулись, потянулись. (Улыбаются и потягиваются.)
Раз – росой они умылись. (Умываются.)
Два – изящно покружились. (Кружатся.)
Три – нагнулись и присели. (Наклоняются и приседают.)
На четыре – полетели. (Летают и жужжат.)

Слайд 11 (изображение мухи, мыши, таракана):

Учитель: Можно ли муху, мышь, таракана назвать домашними животными? Объясните свой ответ.

7. Закрепление изученного материала. Работа учащихся на MacBook.

Учитель: Сейчас мы сделаем визитную карточку домашнего животного по выбору.

Практическая работа детей. Учащиеся работают в парах, открывают папку с изображением домашних животных, выбирают фотографию любого животного по выбору, переносят в программу ПервоЛого, увеличивают или уменьшают изображение с помощью команд, подписывают название животного (выбирая размер шрифта, цвет), указывают значение животного для человека (мясо, перья и т.д.), выбирают фон листа.

8. Рефлексия

Учитель: Что на уроке понравилось больше всего?
– Многих домашних животных мы сегодня не назвали. О них мы поговорим на следующем уроке. Спасибо за активную работу.