Урок чтения по ФГОС «Звуки [г], [г'], буквы "Г, г"». 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Форма проведения урока: урок открытия новых знаний.

Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), технология проблемного обучения, технология проблемного диалога. 

Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Фонетика», «Морфология»  и является  уроком данных  разделов  по изучению звуков и букв русского алфавита, частей речи, категорий самостоятельных частей речи. 

Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Звуки [c] , [c’], буквы С,с».

Формы организации учебной деятельности:

  • групповая;
  • индивидуальная;
  • фронтальная.

Особенности урока: урок с применением информационно-коммуникационных технологий, интерактивной доски с электронным маркером.

Здоровьесберегающие технологии: физминутка для глаз, гимнастические упражнения, смена видов деятельности на уроке, работа в группах, парах.

Применение интерактивной доски: учитель в течение урока применяет электронный маркер для смены слайдов на интерактивной доске. Физминутка для глаз авторские. В течение урока открытия новых знаний обучающиеся являются активными участниками образовательного процесса, в котором развиваются личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД. Обучающиеся самостоятельно проводят исследование, поэтому дают характеристику звукам. урок обучения грамоте в 1 классе (литературное чтение) соответствует требованиям ФГОС. Урок обучения грамоте соответствует современным требованиям. На уроке  грамотно применяется ИКТ в соответствии нормам СанПИНа. Урок открытия новых знаний эффективный урок по выработке у обучающихся высококачественного усвоения нового материала, тем самым повышая уровень качества знаний обучающихся.

Цель: создать условия для знакомства с согласными звонкими звуками [г], [г'], отличающимися по признаку мягкости-твёрдости, с буквами Г, г.

Задачи:

  • содействовать закреплению понимания смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов;
  • способствовать умению использовать условное обозначение звонкого твердого и мягкого звуков [г], [г'] с помощью маленькой  печатной буквы в квадратных скобках и апострофа;
  • учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов;
  • раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;
  • формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы;
  • развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;
  • воспитывать культуру учебного труда.

Планируемые результаты:

  • Личностные УУД:стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
  • Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке.
  • Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.
  • Познавательные УУД:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
  • Предметные УУД: использовать условное обозначение согласного  звонкого твердого и мягкого звуков [г], [г'] с помощью маленькой  печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; применять технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; читать слова по слогам и орфоэпически; читать предложения как относительно законченный по смыслу структурные единицы.

Оборудование:  презентация к уроку, карточки для работы в группе, значки для определения уровня полученных знаний на уроке, шаблоны «Лесенка знаний»; шаблоны для составления схем предложений; индивидуальные карточки-квадраты (розовая, синяя, желтая) для определения частей речи, прочитанных слов;  конверты с шаблонами элементов букв.

ХОД УРОКА

Слайд 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок» . Чтение слоговой таблицы.

Слайд 2

III. Постановка учебной задачи

– Как гогочут гуси? (Га-га-га...)

Га-га-га! – гогочет гусь.  
На гусят и на гусыню
Все гляжу, не нагляжусь.
Я семьей своей горжусь!

– Какой  звук повторяется чаще ?

– Проанализируйте слова, называющие предметы на рисунках. Чем они похожи?

 – Назовите тему нашего урока.

Слайд 3

– Давайте определим для себя цели:

  • Познакомимся…  (с буквами Г, г)
  • Учиться…  (характеризовать звук [г], выделять звук [г] в словах)
  • Упражняться… (в чтении слов и слогов, текста с этой буквой)

IV. Открытие нового знания

1. Звуковой анализ слов «горы» и «гири» на основе одноуровневых моделей

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике в верхнем ряду.
– Прочитайте слово по слогам и орфоэпически.
– Чем похожи слова?
– Произнесите первый звук в словах.
– Дайте характеристику звуку [г], [г’].
– Какие гласные буквы будем писать после  [г], [г’]?
– Объясните, почему звук «г» произносится твердо, почему звук [г’] произносится мягко?
– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю»)

2. Конструирование большой и малой букв Г, г.

«Г» схожа с цаплею по виду                            И подобно кочерге,
И на одной стоит ноге                                     Горбит спину буква «Г».

– Рассмотрите образцы печатных букв «Г», «г».  Из каких элементов-шаблонов они состоят? Сконструируйте буквы «Г», «г».

V. Физкультминутка «Узнай звук»

Сейчас поиграем в игру, которая называется «Узнай звук»
Если услышите звук [г] – встанут мальчики
Если услышите звук [ г’ ] – встанут девочки.
(гусь, гиря, глобус, гитара, гость пироги, прогулка, герб, Галя, Гена, гвоздь, гимн, дороги)

Слайд 4

Гимн – это в переводе с греческого «торжественная песня», которая звучит в особых случаях. При звучании гимна  люди встают. Это особое музыкальное произведение, которое запоминается мелодией, маршевым ритмом.
Герб – эмблема государства, города, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других офиц. документах.

VI. Включение в систему знаний

1. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели

– Рассмотрите иллюстрации в книге (с. 60).  Кто здесь изображен?
– Как зовут мальчика? Прочитайте слово «Гена» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– Какой звук обозначает буква «г» в слове «Гена»? Дайте характеристику звуку [г’] .
– Что держит в руках Гена?  Объясните значение слова «горн».
– Прочитайте слово «горн» по слогам и орфоэпически. Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– Произнесите первый звук в слове «горн». Дайте характеристику звуку [г].

2. Чтение слогов и слов (с. 61).

При чтении  слов  в строках дети определяют часть речи прочитанного слова и показывают соответствующую карточку (розовая – слово-предмет, синяя – слово-действие, желтая – слово-признак).
– Чем отличаются слова? (По категориям рода, числа)

Слайд 5

(Работа в группах)

1 группа  – объясните значение слова «радуга».
2 группа  –составьте по схеме предложение со словом «радуга».

(Радуга появилась после дождя.)

3 группа  – объясните значение слова «гитарист».
4 группа  –составьте по схеме предложение со словом «гитарист».

(У гитариста есть инструмент.)

3. Чтение минимальных пар слов. (Работа в парах)

Прочитайте пары слов, объясняют их значение.

Слайд 6

VII.  Физкультминутка для глаз

VIII. Чтение и анализ текста «Не дразни гусей» (с. 61)

Вопросы и задания до чтения текста.

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Кто изображен на картинке?
– Что решили сделать ребята? Что они держат в руке? Как защищаются гуси?

Прочитать предложения, записанные на доске (прием «снежный ком»), найти и подчеркнуть их в тексте.

Стоят стога ––>
Стоят стога сена ––>
На лугу стоят стога сена ––>
На дальнем лугу стоят стога сена –– >
Игорь  и Егор ––>
Игорь и Егор стали дразнить ––>
Игорь и Егор стали дразнить гусей ––>

Упражнение «Финиш»

Чтение текста до описания, «как гуси спокойно гуляли возле дороги».

Упражнение «Буксир»

Читаем текст совместно с учителем. Учитель изменяет слова в тексте. Дети находят подмену, поднимают руки.

Вопросы после чтения текста:

– Какой прошел дождь?
– Что появилось на небе?
– Почему радугу называют ласково «радуга-дуга»?
– Кто гулял у дороги?
– Как звали детей, которые стали дразнить гусей?
– Что сделали гуси?
– Как вы думаете, чем закончилась эта история?

Слайд 7

IХ. Задания на развитие внимания, речи

3. Игра «Каждой вещи – свое место».

Игра «Узнай слово»

Прочитываются слова на 1 и 2 строчках на розовом фоне (с. 61; ч1.). Звуковая схема (роза) . Чтобы узнать задуманное слово, задается учениками  не более двух вопросов.
Читаются слова на 1 и 3 строчках на розовом фоне.  Звуковая схема (море). Чтобы узнать задуманное слово, задается не более четырех вопросов.

Х. Рефлексия деятельности

Вспомним цели, которые мы для себя поставили.

  • С чем мы познакомились…  (с буквой Г)
  • Чему учились…  (характеризовать звук [г'], выделять звук [г] в словах)
  • Мы упражнялись… (в чтении слов и слогов с этой буквой, в составлении предложений по схемам и др.)

 – Мы выполнили поставленные цели?

Оценка знаний обучающимися «Лесенка знаний»

– Возьмите с парт значки и определите уровень  полученных знаний на уроке по «Лесенке знаний»

(Ученики выходят к доске и оценивают свой уровень знаний)