В связи с тем, что характер речевых патологий у дошкольников стал сложнее, возникла необходимость поиска новых форм и методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Что является задачей Федеральной программы развития образования в России, а именно обновление содержания и технологий обучения.
Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети.
В “Концепции модернизации российского образования” наряду с задачей – внедрения новых технологий в образовательный процесс ДОУ, обозначена задача воспитания духовности и нравственности у дошкольников.
Проанализировав данную ситуацию мною была определена педагогическая проблема: выявление методов и приемов эффективной работы учителя – логопеда в ДОУ для совершенствования всех компонентов речевой системы, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных психических процессов, а именно, образного мышления, внимания, памяти, воображения, развития эмпатии, формирования моделей выражения основных эмоций и чувств, овладение навыками управления своим поведением, творческой активности, воспитания нравственности.
Изучив психолого-педагогическую литературу я выделила для себя метод сказкотерапии, который является здоровьесберегающей технологией, а именно комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.(2 слайд)
Цель: использование эффективных методов и приемов сказкотерапии для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоционально-экспрессивной сферы дошкольников.(3 слайд)
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования. (технология комплексной сказкотерапии, направленная на развитие эмоционально-волевой сферы, развитие самосознания и созидательной системы ценностей (автор Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, 2011).
- Разработать концептуальные положения данной проблемы.
- Разработать серию логопедических занятий для детей старшего дошкольного возраста с элементами сказкотерипии.
- Создать предметно-развивающую среду.(4 слайд )
Вся работа построена с опорой на общедидактические принципы (принцип систематич-ности и последовательности; принцип сознательности и активности), принципы специальной педагогики (принцип развивающего обучения; принцип наглядности; принцип коррекционной направленности) и принципы логопедии (принцип дифференциального подхода; принцип формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения; онтогенетический принцип). (5 слайд)
В своей логопедической практике использую следующие формы работы комплексной сказкотерапии :
Анализ сказок (решение “открытых” сказочных задач).
Рассказывание сказок (групповое: придумывание “по кругу”, рассказывание “по кругу” известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).
Постановка сказок (игры-драматизации).
Сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).
Медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс - статическое, психодинамическое)
Куклотерапия (пальчиковые, марионетки, бумажные, перчаточные куклы, верховые куклы, фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые).
Сказочная имидж-терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов).
Рисование сказок (спонтанное “волшебное” рисование). (6 слайд)
Элементами сказкотерапии являются – медитации на сказку (статическое или психодинамическое погружение) так называемые психодинамические медитации. Психодинамические медитации направлены на выражение и проявление различных эмоций, улучшают и активизируют выразительные средства общения: пластику, мимику, речь, и гармонично развивают личность ребенка. Виды психодинамических медитаций: перевоплощение, пантомимические этюды, погружение в различные стихии, изображение растений, упражнения с зеркалом, танец, упражнения с тканью. (7 слайд)
Перевоплощение. 1. Перевоплощение в живое существо.
Цель: Снятие напряжения, активизация воображения
Представьте себе, что вы находитесь в сказочном лесу. В этом лесу живет много разных животных. Изобразите зайца, волка, лису, медведя, змею, собаку, кошку, лягушку, жирафа, цаплю, крокодила. А теперь мы превращаемся в сказочных птиц и летим, свободно машем крыльями. У нас сильные и крепкие крылья, птицы летят свободно и легко. (8 слайд)
2. Перевоплощение в неживое существо.
Превращение в камень. Дети могут бегать, изображать животных, собирать воображаемые цветы, т.е. активно двигаться. По сигналу ведущего дети замирают, превращаясь в камень. При этом они принимают либо эмбриональную позу (садятся на корточки, обхватывают руками колени и прячут голову), либо садятся на колени и прижимаются к земле. Этот прием хорошо применять в сказочном путешествии, когда неожиданно появляется кто-то страшный, опасный.
Превращение в дом. Добрый персонаж сказки рассказывает детям, как можно победить злое сказочное существо (например, Кощея, Колдуна, Дракончика Звукоеда, Фею Буквину и пр.). Когда дети подойдут к месту, где живет злое существо, им нужно превратиться в крепкий Волшебный дом. Дети становятся спиной друг к другу в круге, соприкасаясь головами, берутся за руки и крепко их сжимают. Злое существо увидит этот дом около своего, выйдет и начнет дуть для того, чтобы дом разрушить. Дети должны выстоять, крепко держась за руки. И тогда злое существо от натуги лопнет.
Цель: Погружение в образ, чередование напряжения с расслаблением. Сформировать чувство сплоченности, дружбы. (9 слайд)
Пантомимические этюды.
Дети мимикой и жестами изображают эмоциональные состояния героев сказки.
- “ Больно”. Глаза грустные, брови сдвинуты, потирают рукой больное место.
- “Забодаю”. Дети приставляют указательные пальцы к голове, наклоняют ее, хмурят брови, смотрят исподлобья.
- “Злость”. У ребенка скрещены руки, нахмурены брови, голову наклоняет вниз.
- “Радость”. Ребенок радуется, улыбается, покачивает головой, выполняет пружинку.
- “Горе”. Ребенок горюет: подставляет ладошки к
щекам, прикрывает глаза, вздергивает брови под
углом, опускает голову.
“Глупость”. Ребенок делает удивленные, круглые глаза; перешагивает с ноги на ногу. - “Хитрость”. Ребенок прищуривает глаза, делает повороты туловищем.
- “Стыд”. У ребенка голова опущена, глаза прикрыты, руки внизу.
- “Усталость”. Ребенок утирает от пота лоб, голова набок опущена, плечи опущены, согнута коленка.
- “Голод”. Ребенок вдыхает запах вкусных пирожков, облизывается, делает круговые движения руками по животу.
- “Удивление”. Ребенок широко открывает глаза и рот, руки в стороны.
Воспроизведение эмоций играющими детьми и “чтение” эмоций наблюдающими за игрой детьми несут не только психогигиеническую и психопрофилактическую функцию, но и функцию лечебно-педагогического воздействия на детей, страдающих органическим поражением ЦНС с неврозоподобной симптоматикой. (10 слайд)
Фото. “Хитрость”, “усталость”, “радость”, “стыд”, “удивление”, “злость”. (11 слайд)
Погружение в различные стихии (земля, вода, огонь, воздух).
Цель: Уравновешивание психики, развитие воображения.( 12 слайд )
Фото. “Хождение по лужам”. “Хождение по болоту”. “Хождение по глубокому снегу”. Опыт хождения по разным типам почвы помогает человеку заземлиться, сбалансировать свои чувства. (13 слайд)
Изображение растений.
Цель: Стабилизация психических процессов, снятие напряжения, создание позитивных образов.
Содержание упражнения делает ребенка добрее и восприимчивее.(14 слайд)
Упражнения с зеркалом – “Страна Зеркалия”.
Цель: Формирование у ребенка адекватных представлений об образе и возможностях своего тела. (15 слайд)
Танец.
Это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой. (16 слайд)
Упражнения с тканью.
Упражнение развивает чувство опоры, внутренней стойкости, стабильности, координацию движений, укрепляет мышцы ног. После серии таких упражнений дети лучше владеют своим телом. Упражнение формирует групповую сплоченность, чувство поддержки и доверия.(17 слайд)
В логопедической работе использую два вида сказок, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией: художественные и дидактические.
Художественные сказки.
К ним можно отнести все литературное наследие наших предков. Художественные сказки могут быть народными. Они содержат опыт, мировоззрение, систему ценностей как отдельного автора, так и этноса в целом. Народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:
Окружающий нас мир – живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.
Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
Самое ценное дается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования и терпения.
Вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь только тогда, когда мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.
Сюжеты народных сказок многообразны:
- сказки о животных, взаимоотношения людей и животных. Дети до 5 лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них;
- бытовые сказки. Они рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к неврозам, рассказывают о маленьких семейных хитростях;
- волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для детей старшего дошкольного возраста. Благодаря этим сказкам в бессознательное человека поступает “концентрат” жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.
Художественные сказки могут быть авторскими. (18 слайд)
Художественная сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничений добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. По мнению Б. Бетельхейма, это происходит не потому, что ребенок хороший по своей природе, а потому что положение этого героя среди других более привлекательно. Таким образом, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке. (19 слайд)
Используя сказки для расширения словаря детей, я провожу следующие виды работы:
вычленение слов из сказки с заданным звуком; рифмовка слов (удалец-молодец); придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок); подбор эпитетов к сказочному герою; называние сказочного героя по эпитетам; называние слов-признаков, слов-действий из сказки; подбор к сказочному персонажу действий, признаков; подбор к действиям - сказочного персонажа; придумывание нового названия сказки; называние пропущенных слов в сказке. (20 слайд)
В работе над предложением предусматриваю два направления:
1. Работа по его развертыванию, распространению, наполнению и интонационному оформлению в соответствии с целью высказывания.
2. Работу по синонимическим заменам, перестройкам предложений, выражающим одно и то же содержание.
Для формирования правильного грамматического строя я предлагаю следующие формы работы:
составление предложений по опорным картинкам из сказок; составление предложений с определенным словом или с несколькими словами; распространение предложения; составление предложений по демонстрации действий сказочных персонажей; составление предложений с опорой на игрушку; упражнение "Закончи предложение" и т.д. (21 слайд)
Приёмы сказкотерапии при формировании связной речи: словесная режиссерская игра; пересказ от лица литературного героя; словесное рисование; “а что потом”; совместное решения проблемного вопроса к сказке; изменение ситуации в знакомых сказках; придумывание кратких историй; моделирование; сказки про самого себя; перевирание сказки; бином фантазии; сказки по-новому; сказка-калька; слово-сказка. (22 слайд)
При включении сказок в занятия, решаются задачи развития просодической стороны речи: развития речевого дыхания; плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы); развитие различной силы выдыхания, развитие голоса с постепенной сменой силы голоса, развитие темпа, ритма и интонации голоса. (23 слайд)
Дидактические сказки.
Дидактические сказки – это сказки, которые я придумываю для создания положительной мотивации к учебному процессу, для “упаковки” учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, предлоги) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. В форме дидактических сказок “упаковываются” учебные задания. (24 слайд)
Создается дидактическая сказка по следующему алгоритму:
Введение в сказочную страну, в которой живет одушевленный символ. Ведется рассказ о нравах, правилах жизни в этой стране.
Разрушение благополучия. В качестве разрушителей могут выступать “злые” сказочные персонажи (Дракончик Звукоешка, Фея Буквина, Кощей и т.д.), стихийные бедствия, злое колдовство, тяжелое психоэмоциональное состояние (скучно, грустно, тоскливо, отсутствие друзей и т.д.).
Обращение к детям (ребенку). Только дети, умные, смелые, отзывчивые, добрые могут всё спасти. Поэтому, чтобы спасти персонажа, ситуацию, страну нужно пройти испытания, а значит выполнить определенное задание.
Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта). (25 слайд)
В работе использую методические пособия, в которых представлены циклы логопедических дидактических сказок с элементами сказкотерапии. Циклы – это разделы программы: Фонетика. Звукопроизношение. Обучение грамоте. Грамматика. Лексика. Каждый цикл сказок имеет своего персонажа, свою сказочную страну с ее законами, свои испытания (то есть задания по конкретному разделу программы). (26 слайд)
Фонетические сказки. Главные герои - звуки, наделенные своими характерами (гласные и согласные). Сказочный город – Звукоград. Злой персонаж – Дракончик Звукоешка. (27 слайд)
Провожу тренинговые упражнения для родителей с целью ознакомить их с законами данной страны и в результате осуществить взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей. Тренинг: “Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с ОНР”. (слайд 28)
Звукопроизношение. Использую артикуляционные сказки для постановки звуков. Главный герои – логопедическая собачка "Пес Барбос"и логопедический Бегемотик "Жу-жа”. (слайд 29)
Сказки по обучению грамоте . Главные герои - буквы. Сказочный город - Буквоград. Злой персонаж - Фея Буквина. Добрый - Фея Грамота. (слайд 30)
Фото букв. Парные согласные, йотированные гласные. (слайд 31)
Грамматические сказки. Главный герой - Колобок. Он путешествует и попадает в различные истории. Дети выручают его. По мотивам сказки “Колобок” создан цикл дидактических сказок: “Путешествие Колобка”, на материале которых отрабатываются предложно-падежные конструкции. (слайд 32)
Фото. Символ Колобка. Формы работы с детьми. (слайд 33)
Лексические сказки. Главные герои – слова. Гномики-приятели (слова синонимы), гномики-неприятели (слова антонимы), гномики - близнецы (слова омонимы). (слайд 34)
В работе со сказкой использую приём мнемотехники, компьютерную технику ( к сказкам составлены мнемотаблицы и компьютерные презентации). (слайд 35)
Логопедическое занятие строю, используя структурные компоненты коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия, для того, чтобы “погрузить” в сказочное действо, заинтересовать и удержать внимание детей на протяжении всего занятия. Заинтересованность –повышает мотивацию к коррекционному процессу и является стимулом для выполнения учебных задач. (слайд 36)
Структурными компонентами коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия являются следующие этапы: ритуал “входа” в сказку, повторение, расширение, закрепление, интеграция, резюмирование, ритуал “выхода” из сказки. (слайд 37)
1 этап. Ритуал “входа” в сказку. Цель: Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.
Содержание этапа: Коллективное упражнение (взявшись за руки в кругу, все выполняют “сплачивающее” действие). (слайд 38)
2 этап. Повторение. Цель: Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.
Содержание этапа: Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и т.п. (слайд 39)
3 этап. Расширение. Цель: Расширить представления ребенка о чем-либо.
Содержание этапа: Показываю или рассказываю детям новую сказку, фрагмент сказки с постановкой задач по преодолению препятствий. Спрашиваю, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр. (слайд 40)
5 этап. Закрепление.
Цель: Приобретение нового опыта, появление новых качеств личности ребенка, закрепление и повторение учебного материала.
Содержание этапа: Провожу дидактические игры, позволяющие детям приобрести новый опыт и закрепить знания, умения и навыки; совершаются символические путешествия, превращения и пр.(слайд 41)
5 этап. Интеграция.
Цель: Связать опыт с реальной жизнью.
Содержание этапа: Обсуждаю и анализирую вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня. (слайд 42)
6 этап. Резюмирование.
Цель: Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.
Содержание этапа: Подвожу итоги занятия, отмечаю каждого ребенка за достижения, подчеркиваю значимость приобретенного опыта, проговариваю конкретные ситуации, в которых дети могут использовать новый опыт. (слайд 43)
7 этап. Ритуал “выхода” из сказки.
Цель: Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.
Содержание этапа: Повторение ритуала “входа” в занятие с дополнением: “Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились”. Дети протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, прикладывают руки к груди. (слайд 44)
Фото. 7 этап. Ритуал “выхода” из сказки (слайд 45)
Таким образом, введение элементов
сказкотерапии в логопедический процесс
привлекательно тем, что вносит в детские будни
атмосферу праздника, приподнятое настроение,
позволяет ребятам проявить инициативу,
способствует выработке у них чувства
взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает
познавательный интерес и внимание, активизирует
речь.
Сказкотерапия – это не только игра, но и
ненавязчивое осуществление поставленных
коррекционных задач логопедом.
В соответствии с новыми федеральными государственными требованиями, по завершению дошкольного образования, воспитанник должен соответствовать Модели выпускника ДОУ
1. Любознательный, активный .
- Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутренней мире).
- Использует разные способы познания мира природы, пользуется схемами, наглядными моделями.
- Отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел.
- Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнеров по деятельности.
- Имеет способность к обобщению, установление причинно-следственных связей и речевому планированию.
2. Эмоционально отзывчивый.
- Правильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь.
- Умеет “читать” эмоциональные состояния по мимике, жестам, интонации голоса, высказывает мнение о причинах эмоционального состояния сверстника.
- Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. (слайд 46)
3. Коммуникативно развит.
- Проявление доброжелательного отношения к окружающим людям, отзывчивость к их переживаниям.
- Способность к фантазии и воображению, ярко проявляющаяся в ролевой и режиссёрской играх, которые к концу дошкольного периода характеризуются наличием оригинального замысла, гибкостью сюжетной линии в зависимости от условий и обстоятельств.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
- Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, рассказе.
- Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим, в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).
Психологические характеристики.
- Устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру.
- Способность к инициативе и самостоятельности в сфере решения социальных и бытовых задач.
- Активность при участии в игре, общении и других видах детской деятельности.
- Ребенок эмоционален, креативен, инициативен, самостоятелен и ответственен, с адекватной самооценкой. (слайд 47)
Таким образом, использование в логопедической практике метода сказкотерапии позволяет реализовать основной принцип сказкоторапии – целостное развитие личности. (слайд 48)
Литература. (слайд 49)
Спасибо за внимание! (слайд 51)