Цель: воспитание любви и уважения к слову, передача духовного опыта в активной форме; вовлечение учащихся в написание текста на основе знакомства с произведением В.Ю. Драгунского “Друг детства”, использования собственного опыта детей.
Средства обучения: Э.Э.Кац “Литературное чтение” учебник для 2 класса нач. шк. в 2 частях, ООО “Издательство Астрель”, 2009, рабочая тетрадь №2 к учебнику Э.Э.Кац “Литературное чтение; выставка книг В.Ю.Драгунского, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Задачи:
- предметная: познакомить с произведением В.Ю. Драгунского “Друг детства”; актуализировать и обогатить субъективный опыт учащихся через знакомство с новым произведением и создание своих творческих работ.
- метапредметная: содействие развитию индивидуальности ученика; развитие речи (обогащение словарного запаса, усиление коммуникативных свойств речи), развитие ассоциативного мышления; развитие умения работать в паре, в группе, доброжелательности по отношению к товарищам, коммуникативных и информационных умений.
- личностная: формирование потребности учащихся в обогащении нравственными, культурными и духовными ценностями; воспитание способности сопереживать, радоваться, восхищаться, дружить.
Тип урока: работа с художественным текстом.
Технология: “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.
Приёмы: прогнозирование по названию, метод “чтение с пометами”, кластер, чтение с остановками, использование “тонких” и “толстых” вопросов, синквейн, эссе (мини – сочинение - домашнее задание).
Стадия вызов
I. Организационный момент.
- Поговорим?
(О чём?)
- О разном и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
О чём-то знаешь ты, а что-то мне известно.
- Поговорим?
(Поговорим?)
- Нам будет интересно.
(Нам будет интересно.)
II. Актуализация знаний.
- А чтобы разговор состоялся, давайте определим,
кто сегодня наш собеседник? Как его зовут? СЛАЙД 5
(портрет на слайде)
(Виктор Юзефович Драгунский.)
- Что вы можете сказать об этом человеке? (Умный взгляд, добрый, приветливый.)
- А что вы хотите узнать об авторе? (Когда он родился, кем был по профессии, какие книги написал.)
1. Чтение текста. Из Биографии писателя. Метод “Чтение с пометами”.
- Все ли знаете об этом человеке? (Нет, не всё.)
При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях.
- V – уже знал
- + - узнал новое
- ? – хочу узнать
а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами.
б) Проверка. СЛАЙД 6,7
- Что узнали нового?
Из Биографии писателя.
v Виктор Юзефович Драгунский родился в Белоруссии в городе Гомеле. В детстве он был заводилой во всех играх, товарищи уважали его.
+ В. Драгунский очень любил театр, цирк. Сам писал пьесы, стихи, песни, клоунады, смешные рассказы для детей.
+ Писателю было почти 50 лет, когда стали выходить его книжки для детей. В книгах Драгунского есть герой, который переходит из одной книжки в другую, – мальчик Дениска (младший сын писателя). Чем бы ни занимался в жизни В. Драгунский, он делал всё мастерски – с душой, увлечением, талантом и огромной светлой улыбкой.
СЛАЙД 8
2. Составление “Кластера” (Приложение 1)
- Вы прочитали отрывок из биографии В.Ю.Драгунского. Попробуйте составить кластер о том, какие произведения писал автор.
В.Ю.Драгунский писал: стихи, пьесы, сказки, клоунады, песни, смешные рассказы для детей.
3. Речевая разминка.
СЛАЙД 9
1. Прочитайте предложения:
Верному другу цены нет.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Старый друг лучше новых двух.
- Определите жанр.
- Это пословицы.
4. Прочитайте пословицы вслух и объясните их смысл.
Чтение пословиц с разной интонацией.
- радостно
- грустно
- громко
- шёпотом
- Что объединяет все пословицы?
(Эти пословицы о друге.)
Работа в паре. Закончите фразу:
Друг – это тот, кто...
- Вы ощущаете себя одиноким. Кто или что сглаживает ваше одиночество?
III. Чтение темы урока. Постановка цели урока.
(приём “толстые” и “тонкие” вопросы)
- Прочитайте тему урока на доске.
- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с художественным произведением В. Ю. Драгунского.
Чему будем учиться?
- Будем самостоятельно оценивать поступки героев, говорить о таких понятиях как доброта, милосердие, сострадание, любовь.
- Будем творческое задание выполнять в парах, в группах.
- Вспомните, какие рассказы В.Драгунского вы уже читали?
Сегодня мы познакомимся ещё с одним из его рассказов.
- “Что я люблю”.
- “Слон и радио”.
Стадия осмысления
1. Чтение текста (приём “прогнозирование по названию”,приём "чтение с остановками", использование “тонких” и “толстых” вопросов).
IV. Этап получения нового знания.
- Прочитайте название рассказа? (“Друг детства”.)
- Будем выдвигать предположения и они появятся на доске.
- О чём может быть рассказ с таким названием? (О друге детства.)
- Кто может быть другом детства? (Ребята со двора, одноклассники. Животное. Игрушки.)
- У нас три предположения. Какое же из них верное? Как это узнать? (Прочитаем текст.)
- Молодцы!
1. Чтении трудных слов и словосочетаний, которые нам встретятся.
СЛАЙД 10
шесть с половиной лет
хочу тренироваться
обыкновенный день
здоровущий гриб
приспичило погулять
(читают хором)
- Какое словосочетание у вас вызывает вопросы?
- Что оно означает?
2. Создадим словарь урока: кожаная боксёрская груша? Знаете, как она выглядит? Посмотрите.
СЛАЙД 11
- Как вы понимаете значение слова “утиль”?
3. Работа с текстом во время чтения (приём “чтение с остановками”)
- Думаю, что всем уже не терпится узнать эту историю, поэтому начнём.
1. Перечитывание текста по смысловым частям:
а) с. 16 (часть 1, 1-й абзац) Читает хорошо читающий ученик.
- Сколько лет было Дениске?
- Кем хотелось ему стать?
- На какой профессии он остановился?
- О том, как Дениска становился боксёром, прочитаем дальше.
Читает ученик
б) с. 17 (до слов “А я на него обиделся...”)
- Что нужно купить, чтобы начать заниматься боксом? (Боксёрскую грушу, перчатки, спортивную форму и обувь.)
- О чём попросил Дениска папу? (Купить боксёрскую грушу.)
- Как папа отреагировал? (Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.)
(чтение отрывка из текста)
- Почему папа так отнесся к просьбе сына?
- Почему Дениска обиделся на папу?
- Но папа не хотел обидеть сына.
- Но если папа не помог сыну, то кто пришёл на помощь.
в) с. 17 – 18 (до 2-й части)
Читает учитель.
- Какой выход нашла мама?
4. Найдите отрывок в учебнике и прочитайте.
- Что было в старой плетеной корзине?
- Дениска назвал содержимое корзины игрушечным утилем.
- А что такое “утиль”?
- Что же искала мама среди старых игрушек?
- Каким описал автор мишку?
- Почему мама решила, что именно этот мишка может заменить Дениске боксерскую грушу?
- Мама помогла сыну?
- Как же Дениска отнёсся к маминому предложению?
5. Чтение и подбор заголовка к 1-й части.
- Какой заголовок подойдёт к 1 части.
6. Работа в паре.
– Подчеркните в тетрадях на странице 5 №5 наиболее точное заглавие.
– Ваши рассуждения.
V. Физминутка.
г) с. 18 (часть 2, 1-й абзац)
Читает ученик
- Как отреагировал Денис на мамино предложение?
- Для чего же понадобился мишка Дениске?
- Но почему же Дениска отказался от своей мечты...
Учитель сразу читает.
д) с. 18-19
- О чем думал Дениска, глядя на своего мишку?
СЛАЙД 12
- Какие чувства вызывали эти воспоминания?
- Найдите подтверждение этим словам в учебнике на с. 19
- Почему Дениска за медведя “тогда жизнь бы отдал”?
- Как называет Дениска мишку?
- В начале 2-й части мы видели радость Дениски, а каким стало его настроение?
- У мальчика поменялось настроение, мама это заметила и забеспокоилась.
7. Жужжащее чтение
е) с. 19 до конца читают самостоятельно жужжащим чтением.
- Что ответил Дениска маме?
8. Работа в паре (придумать заголовок ко 2 – й части)
ж) - Поработайте в паре и подумайте, какой заголовок ко 2 части вы считаете более точным.
- Какой был медвежонок?
– Поработайте в паре и подчеркните в тетрадях на странице 5 №5 наиболее точное заглавие.
– Назовите своё решение и посмотрите на правильный ответ
- Как закончился рассказ?
- Почему мальчик так решил? Подтвердите словами текста.
- Какой поступок совершил мальчик?
- Каким человеком оказался мальчик?
- Мальчик совершил правильный выбор. Его жизнь будет счастливой, благополучной и радостной, ведь он поступил по совести.
9. Работа у доски.
- Проверим наши предположения: Кто является другом детства для Дениски?
- Почему Дениска “раздумал быть боксером”?
10. Работа по группам.
Вспоминают правила работы в группе.
1-я группа Ответит на вопрос: “ Кто такой настоящий друг? Зачеркните слова, которые не подходят.
НАСТОЯЩИЙ ДРУГ: ДОБРЫЙ, ВНИМАТЕЛЬНЫЙ, ВРЕДНЫЙ, ВЕРНЫЙ, НАДЁЖНЫЙ
2-я группа Подчеркнёт слова, которые наиболее точно говорят о мальчике.
- А Дениса можем назвать настоящим другом?
3-й группа Составит рассказ, о чём это произведение.
- О чём это произведение? Обведи точный ответ.
А) О мишке.
Б) О настоящей дружбе.
В) О помощи мамы.
- Так что же хотел сказать нам автор?
– Обратимся ещё раз к тексту.
– К какому жанру относится это литературное произведение? СЛАЙД 13
11. Работа со словарём С.И.Ожегова.
– Какое произведение можно назвать рассказом?
VI. Работа в рабочей тетради.
- В каком порядке происходили события в рассказе? Пронумеруйте предложения.
(Рассказ – художественное повествовательное произведение небольшого размера.)
Мама достала старого плюшевого мишку.
Дениска попросил папу купить боксёрскую грушу.
Дениска вспомнил своё детство.
Мальчик никогда не будет боксёром.
Проверка. СЛАЙД 14, 15
1. Дениска попросил папу купить боксёрскую грушу.
2. Мама достала старого плюшевого мишку.
3.Дениска вспомнил своё детство.
4. Мальчик никогда не будет боксёром.
1. Возвращение к началу урока.
- Давайте вспомним, с чего начался урок, и определим тему рассказа.
- Какова идея рассказа?
- Ребята, вспомните пословицы об этом, которые мы читали вначале урока?
VII. Итог урока.
- Сегодня мы познакомились с произведением какого автора?
- Что мы узнали о Викторе Драгунском? Кто он? Что пишет?
Стадия рефлексии.
VIII. РЕФЛЕКСИЯ.
Каким должен быть настоящий друг?
- Что нового узнали на уроке?
- Достигли своей цели на уроке?
- Самостоятельно оценивали поступки героев.
- Говорили о таких понятиях, как доброта, милосердие, сострадание, любовь.)
СЛАЙД 16,17
Учитель:
– Дружбой нужно дорожить. Настоящий друг не бросит в беде, поддержит добрым словом, утешит. Ребята, в заключение урока составим синквейн.
IX. Составление синквейна. СЛАЙД 18
Вспомните приём составления синквейна:
1. Написать имя существительное по теме.
2. Два имени прилагательных
3. Три слова-действия
4. Предложение
5. Слово-смысл темы. (Игрушка)
Друг.
Плюшевый, забавный.
Утешает, слушает, радует.
Он в беде не бросит.
Игрушка.
X. Домашнее задание.
Написать сочинение на тему: "Моя любимая игрушка", нарисовать любимую игрушку (тетрадь с. 29, з.3).
- Давайте сейчас обсудим, как можно назвать ваше сочинение?
(“Мой друг”. “Любимая игрушка”. “Любимый друг”.)
XI. Самооценка.
У вас на партах лежат листы. На них изображена лесенка. Выберите ту ступеньку с цифрой (это ваша оценка за урок) и на ней нарисуйте кружок: