Задачи:
- Актуализировать знания детей о жанрах изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт).
- Закреплять умение выделять отличительные особенности и составные элементы произведений разных живописных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт).
- Развивать мышление и речь, способность анализировать и сопоставлять произведения искусства (пейзаж, портрет, натюрморт).
- Развивать умение определять название знакомой картины по ее фрагменту, называть автора картины.
- Познакомить с картинами “обманками”.
- Вызвать желание составлять картины “обманки” из предложенных материалов.
- Поупражнять в составлении картины “обманки” с учетом формы, величины, цвета предложенных материалов.
- Развивать воображение и творческие способности.
- Приобщать к высокому искусству на примерах его лучших образцов, развивать целостное и эмоциональное восприятие произведений живописи.
Предварительная работа с детьми:
- Знакомство с Третьяковской галереей.
- Знакомство с жанром живописи пейзаж: рассматривание репродукций картин И. Левитана “Золотая осень”, А. Саврасова “Грачи прилетели”, В. Поленова “Московский дворик”, Н. Рериха “Гималаи”, И. Айвазовского “Радуга”.
- Знакомство с жанром живописи портрет: рассматривание репродукций картин И. Репина “Стрекоза”, В. Серова “Девочка с персиками”, “Мика Морозов”, И. Аргунова “Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме”, К. Брюллова “Всадница”, автопортрета И. Айвазовского.
- Знакомство с жанром живописи натюрморт: рассматривание репродукций картин В. Ван Гога “Подсолнухи”, А. Матисса “Красные рыбки”, К. Петрова-Водкина “Скрипка”, “Утренний натюрморт”, П. Кончаловского “Сухие краски”.
- Знакомство с профессией искусствовед.
- Чтение стихотворения А. С. Кушнера “Что я узнал?”.
- Беседы на темы: “Как вести себя в музее”, “Чем фотоаппарат опасен для картин”, “Кто такой реставратор?”, “Зачем искусствоведу перчатки?”, “Кто такой копиист?”.
Продуктивная деятельность.
- Художественное творчество:
- Лепка. Темы: “Натюрморт с овощами”, “Осенний лес” (коллективная композиция).
- Аппликация. Темы: “Портрет Осени” (из природного материала), “Банки с красками” (по картине П. Кончаловского “Сухие краски”), “Подсолнухи” (фитодизайн в технике аппликация).
- Рисование. Темы: “Портрет моей бабушки”, “Мама и я” (парный портрет), “Мой дедушка”, “Натюрморт с яблоками” (рисование с натуры), “Осенний пейзаж”, “Морской пейзаж”.
- Конструктивная деятельность. Работа с бумагой.
- Тема: “Натюрморт с лукошком”, “Разноцветный лес” (оригами, коллективная композиция)
Дидактические игры:
“Выложи натюрморт”.
Цель: закреплять знания о составных элементах натюрморта, учить составлять композицию натюрморта по своему замыслу, по задуманному сюжету.
Материалы: силуэты фруктов, овощей, ягод, цветов, посуды, вырезанные из бумаги, цветная бумага для фона.
“Составь натюрморт”
Цель: учить составлять композицию для натюрморта из реальных предметов.
Материалы: посуда, ткани, цветы, овощи, фрукты.
“Определи жанр живописи”
Цель: закрепить знания о живописных жанрах (портрет, пейзаж натюрморт), их характерных признаках, учить находить предложенный жанр среди других живописных жанров и обосновывать свой выбор.
Материалы: репродукции картин разных живописных жанров (портрет, натюрморт, пейзаж).
“Собери знакомую картину”
Цель: закрепить знания о живописных жанрах (портрет, пейзаж натюрморт), развивать умение соотносить образ представления с целостным образом картины, закрепить название знакомых картин.
Материалы: репродукции знакомых картин разных живописных жанров (портрет, натюрморт, пейзаж), эти же картины, разрезанные на части.
“Составь портрет”
Цель: учить составлять портрет с учетом внешних половых и возрастных особенностей людей, называть отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого, закреплять знания детей о составных частях лица и их расположении.
Материал: разные формы лиц, модификации частей лица, дополнительные детали (волосы, усы, бороды, очки и т.д.).
“Угадай картину по фрагменту”
Цель: упражнять в умении определять название знакомой картины по ее фрагменту, называть автора картины.
Материалы: репродукции знакомых картин, конверты с вырезанными окошками (для всех репродукций расположение окошек каждый раз меняется).
Работа с родителями: рекомендации родителям о посещении с детьми Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Активизация словаря детей: искусствовед, натюрморт, мастер натюрморта, пейзаж, пейзажист, марина, маринист, портрет, автопортрет, портретист.
Материалы и оборудование:
- Репродукции картин в рамке-паспарту на подставках:
- И. Аргунов “Портрет крестьянки в русском костюме”
- И. Репин “Стрекоза”
- К. Брюллов “Всадница”
- В. Серов “Мика Морозов”, “Девочка с персиками”
- И. Айвазовский “Автопортрет”
- В. Ван Гог “Подсолнухи”
- А. Матисс “Красные рыбки”
- К. Петров-Водкин “Скрипка”, “Утренний натюрморт”
- П. Кончаловский “Сухие краски”
- И. Айвазовский “Радуга”
- В. Поленов “Московский дворик”
- Н. Рерих “Гималаи”
- И. Левитан “Золотая осень”
- А. Саврасов “Грачи прилетели”
Материалы для составления картин “обманок”:
- черная бумага (для фона), силуэты фруктов, ягод, овощей, листьев, плодов, мисок, корзин.
- Клей, доски, тканевые салфетки.
- Компьютер и проектор с подготовленным видеорядом.
Зрительный ряд.
- Перечень репродукций: Ф. П. Толстой “Ягоды красной и белой смородины”, П. Г. Богомолов “Натюрморт с книгами”, Д. Арчимбольдо “Портрет императора Рудольфа II”, “Садовник”, “Голова из корзины с фруктами”, автопортрет Д. Арчимбольдо.
- Магнитофон, аудиозапись лютневой музыки 16 века.
Ход НОД
Дети входят в подготовленный зал.
На экране заставка “Школа юных искусствоведов”.
<Слайд 2>
(На столах в хаотичном порядке расставлены репродукции картин разных жанров живописи, табличками обозначено расположение трех залов: зал 1 - натюрморт, зал 2 - пейзаж, зал 3 - портрет)
Обратить внимание детей на экспозицию репродукций с картин художников.
- Ребята, как вы думаете, куда мы с вами попали? (на выставку, в картинную галерею)
Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать, о ком в ней идет речь?
- Кто нам может об искусстве увлеченно рассказать?
Он в музее, галерее, он на выставке опять.
Подбирает экспонаты,
Размещает в залах их,
Он - знаток искусств отличный,
Настоящий эрудит!
И рассказчик превосходный - это каждый подтвердит!
Дайте мне скорей ответ,
Кто же он? (искусствовед)
- Ребята, кто же такой искусствовед? (знаток изобразительного искусства)
- А где работают искусствоведы? (Выслушать ответы детей и обобщить их)
- Искусствоведы работают в музеях, художественных галереях, на выставках.
- Чем занимается искусствовед? (Выслушать ответы детей и обобщить их)
- Искусствовед изучает жанры искусства, изучает историю искусств, проводит экскурсии, организует выставки, подбирает экспонаты для выставки, размещает их в выставочном зале. Ребята, в нашу картинную галерею прибыли картины. Я предлагаю вам побыть в роли искусствоведов и разместить картины по трем залам: зал портрета, зал натюрморта и зал пейзажа.
После выполнения задания предложить детям пройти в зал пейзажа.
- Ребята, скажите, как вы поняли, что это пейзажи?
- Когда художник рисует пейзаж, что он изображает?
(Выслушать ответы детей и обобщить их)
- Художники изображают на картинах живую природу или какую - либо местность, например, лес, поле, горы, рощу, деревню или город. Пейзаж также может включать изображение человека, природных явлений, например, грозы, дождя, радуги, шторма.
- Ребята, давайте вспомним, как называют художника, который любит писать пейзажи, пишет только пейзажи? (пейзажист)
- А если на картине изображен морской пейзаж, как мы ее можем назвать? (марина)
- Найдите среди этих картин марину. (“Радуга” И. Айвазовского)
- Вспомните, как называют художника, пишущего марины? (маринист)
- А как зовут самого известного русского художника - мариниста? (Иван Константинович Айвазовский)
Предложить детям пройти в зал натюрморта.
- Ребята, как вы поняли, что это натюрморты?
- Когда художник рисует натюрморт, что он изображает?
(Выслушать ответы детей и обобщить их)
- Натюрморт - это жанр живописи, изображение неодушевленных предметов: предметов быта, музыкальных инструментов, мебели. Кроме неодушевленных предметов, в натюрморте также изображают объекты живой природы, обращенные в вещь: рыба на столе, цветы в букете. Изображение живых, движущихся существ, насекомых, птиц, зверей и даже людей может иногда входить а натюрморт, но лишь дополняя его.
- Ребята, если художник хорошо пишет натюрморты, как его называют? (мастер натюрморта)
Предложить детям пройти в зал портрета.
- Ребята, по каким признакам вы поняли, что это портреты?
(Выслушать ответы детей и обобщить их)
- Здесь крупно нарисованы люди, хорошо видны их лица.
- Что портрет может рассказать нам об изображенном человеке?
(Выслушать ответы детей и обобщить их)
- По портрету мы можем узнать о внешнем облике человека, о его характере, настроении, о том, в какое время жил человек.
- Ребята, вспомните, как называют художника, который любит писать портреты, пишет только портреты? (портретист)
Обратить внимание на автопортрет И. Айвазовского.
- Ребята, а на этом портрете кто изображен?
- Кто же писал этот портрет?
- Когда художник пишет сам свой портрет, как будет называться этот портрет? (автопортрет)
- Молодцы, ребята! Вы, как настоящие искусствоведы, разместили картины в выставочных залах!
- Ребята, во время учебы искусствоведам приходится запоминать множество названий, также тренировать зрительную память, по фрагменту картины определять название картины, художника, и даже время, когда картина была написана. Так как мы находимся в школе юных искусствоведов, сейчас мы попробуем это сделать.
Проведение игры “Угадай картину по фрагменту”
Цель: упражнять в умении определять название знакомой картины по ее фрагменту, называть автора картины.
Ход игры:
Детям предлагается рассмотреть конверты с вырезанными окошками (в конверты вложены репродукции картин), и по фрагменту определить название картины и ее автора. После каждого ответа необходимо вынуть репродукцию из конверта, чтобы дети смогли определить правильность (или неправильность) своих ответов.
- Ребята, настоящий искусствовед постоянно пополняет свои знания, поэтому сейчас я хочу познакомить вас с картинами “обманками”.
- Картины “обманки” специально создавались для того, чтобы порадовать, повеселить зрителя, обмануть его.
Демонстрация картины Федора Петровича Толстого “Ягоды красной и белой смородины”.
<Слайд 3>
- Это картина самого знаменитого русского мастера “обманок”, художника Федора Петровича Толстого. Называется она “Ягоды красной и белой смородины”.
- С одной стороны эта картина выглядит просто, а с другой стороны все на ней настолько живо, что кажется можно потрогать и даже попробовать на вкус изображенные на картине ягоды.
Обратить внимание на капельки воды внизу картины.
- Такое впечатление, что кто-то нечаянно пролил на картину воду, и эти капельки воды так хочется смахнуть с картины Толстого. Он писал свои “обманки” акварелью. Посмотрите, как мастерски он это делал! Эти капли как настоящие! Таким большим мастером был Федор Толстой.
- Ребята, а как вы считаете, к какому жанру относится эта картина? (Натюрморт)
- Следующая картина “обманка” написана русским художником Петром Богомоловым.
Демонстрация картины Петра Гавриловича Богомолова “Натюрморт с книгами”.
<Слайд 4>
- Ребята, посмотрите внимательно на картину.
- Как вы считаете, к какому жанру относится эта картина? (натюрморт)
- Петр Богомолов ее так и назвал, “Натюрморт с книгами”.
- Как вы думаете, чем же необычен этот натюрморт и почему его называют “обманкой”?
Выслушать ответы детей и обобщить их.
- Этот натюрморт с книгами как бы вставлен в “книжный шкаф”, которого в действительности нет, он нарисован. Посетители не сразу догадываются, что это всего лишь картина, и, возможно, пытаются взять из нарисованного шкафа нарисованную книгу! Но это всего лишь обман зрения!
- Прославился своими картинами “обманками” итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо.
Демонстрация картины “Портрет императора Рудольфа II”
<Слайд 5>
- Эта картина называется “Портрет императора Рудольфа II” и написал ее итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо.
(рассматривание картины)
- Ребята, как вы считаете, можно ли назвать эту картину портретом?
(Выслушать и обобщить ответы детей)
- Все-таки обычным портретом назвать эту картину никак не получится.
- Портрет Рудольфа II полностью состоит из плодов, цветов, овощей, фруктов, из изображения того, что обычно входит в состав натюрморта. Но, восхищенный своим “съедобным” портретом, Император Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо.
- Несмотря на название картины, знатоки искусства называют этот жанр “портретный натюрморт”. И тут с ними сложно не согласиться.
- У Джузеппе Арчимбольдо есть картины, которые являются самыми настоящими перевертышами! Нужно только перевернуть эти картины вверх ногами!
Демонстрация картины Джузеппе Арчимбольдо “Садовник”.
<Слайд 6>
- Так, портрет “Садовник” при повороте становится натюрмортом “Овощи в миске”. (рассматривание картины)
Демонстрация картины Джузеппе Арчимбольдо “Голова из корзины с фруктами”.
<Слайд 7>
- Картина “Голова из корзины с фруктами” при повороте становится натюрмортом в корзине! (рассматривание картины)
- А теперь разрешите вам представить самого Джузеппе Арчимбольдо!
Демонстрация автопортрета Джузеппе Арчимбольдо.
<Слайд 8>
- Это автопортрет итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо. Жил он очень давно, в 16 веке.
- Ребята, как вы думаете, по каким признакам мы можем понять, что Арчимбольдо жил очень давно? (по одежде художника)
- В мире сохранилось небольшое количество картин Арчимбольдо. А писал он свои картины по воображению!
- Ребята, настоящие искусствоведы не боятся фантазировать и создавать собственные работы!
Предлагаю вам пофантазировать, и создать картины “обманки” в стиле Джузеппе Арчимбольдо. Вы попробуете выполнить портрет по своему воображению в технике аппликации, наклеивая вырезанные фрукты, плоды, овощи, ягоды и листья на цветную бумагу. Работать вы будете в паре.
Пока вы будете создавать свои картины “обманки” Арчимбольдо “понаблюдает” за вами! А поможет вам работать лютневая музыка 16 века, времен самого Джузеппе Арчимбольдо. Возможно, он сам писал свои картины под эту музыку!
Включить аудиозапись лютневой музыки 16 века. (Приложение 1)
После завершения работы дети размещают свои картины в выставочном зале картин “обманок”, рассматривают работы друг друга, обмениваются впечатлениями.
Предложить детям перевернуть работы вверх ногами и убедиться в том, что они создали картины “обманки”.
- Ребята, я думаю сам Арчимбольдо гордился бы вами!