Цели урока.
Обучающая: начать работу по формированию понятий река и речная система, сформировать знания о наиболее крупных речных системах.
Развивающая: формирование логического мышления, развитие памяти, речи, развитие картографических умений и навыков, умение устанавливать пространственные связи, исследовательские умения - формулировка проблемы, целей, задач, этапов исследования, выдвижение гипотезы, умение оперировать новыми понятиями, применять вновь изученное на практике.
Воспитывающая: формирование культуры труда, речи, сознательного отношения к работе на уроке, приучать обучающихся самостоятельно добывать знания.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
Ход урока
Здравствуйте, ребята!
Посмотрите на желтый цвет и успокойте свои эмоции, настройтесь на работу
Посмотрите на красный цвет и призовите на помощь свое внимание
Посмотрите на зеленый цвет разбудите свои мысли и умения
А теперь садитесь за парты и начинаем работать.
Начать урок хочу следующими словами
Жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать. Н.М. Пржевальский
Это высказывание принадлежит русскому ученому
Николай Михайлович всю жизнь посвятил любимому делу – путешествиям и исследованиям.
Нам с вами тоже сегодня предстоит отправиться в путешествие и стать исследователями.
1. Актуализация знаний.
Путешествовать будем по самой необычной и загадочной планете Земля.
Нам предстоит посетить почти все материки земного шара, на которых есть вода в жидком и твердом состоянии.
Какие это материки?
Северная и Южная Америка
Австралия
Африка
Евразия
Антарктида
Какими географическими объектами представлены воды суши? Угадайте (шифровки).
1 ряд – ледники – 11, 6, 5, 13. 9, 10, 9
2 ряд – реки – 16, 6, 10, 9
3 ряд - озера – 14, 8, 6, 16, 1
Гости - болото – 2, 14, 11. 14, 18. 1
Дополнительно – пруды – 15, 16, 19, 5, 27
Все географические объекты посвоему интересны и разнообразны, на одном уроке их изучить невозможно, поэтому сегодня мы изучим только реки. Итак тема нашего урока “Реки”.
2. Изучение нового материала. Исследование.
Поскольку мы являемся исследователями, то возьмем с собой в путешествие маршрутный лист, в котором будем отмечать все этапы работы.
Учитель: Задача сегодняшнего урока познакомиться с понятием река и создать карточку-подсказку по элементам реки.
С помощью чего это будем делать – проведем исследование имеющихся источников информации.
У вас на столах – учебники, атласы, географические задачи в маршрутных листах.
Любое исследование проводится согласно определенной структуры.
В маршрутных листах отражены требования к оформлению исследовательской работы
Любое исследование начинается с определения темы (проблемы – затруднения), далее работаем по маршрутному листу.
Наше путешествие подошло к концу. На каких материках мы с вами побывали?
Какие материки не посетили? Есть ли на этих материках реки? Назовите их?
В 7 классе мы снова повстречаемся с реками, и будем изучать их более подробно
Маршрутный лист
(структура исследовательской работы)
Проблема (затруднение): __________________________________________
Цель исследования: _______________________________________________
________________________________________________________________
Гипотеза: _______________________________________________________
Задачи:
1. _____________________________________________________________
2. _____________________________________________________________
3. _____________________________________________________________
Этапы исследования:
1. ______________________________________________________________
Вывод:__________________________________________________________
2. ______________________________________________________________
Вывод:__________________________________________________________ ________________________________________________________________
________________________________________________________________
Вывод: __________________________________________________________
Общий вывод по проведенному исследованию: (гипотеза подтвердилась или нет) __________________________________________________________________
Географические задачи
(для второго этапа исследовательской работы)
Задача №1. Сравните истоки рек и назовите различия:
1) Енисей и Ангара;
2) Миссисипи и Миссури;
3) Инд и Ганг.
Объясните, что может служить истоком реки.
Задача №2. Определите, где находится исток Амазонки, в каком направлении протекает главная река, где находится ее устье.
Задача №3. Определите, где находится исток Енисея, в каком направлении протекает река, где находится ее устье. Назовите притоки Енисея, какие они (левые или правые притоки).
Задача № 4. Определите, где проходит главный водораздел реки Лена. Какому океану принадлежит эта речная система (стр. 89 рис. 58) и физическая карта России.
Карточка-подсказка
Задание: нанесите элементы речной системы – Миссисипи (используйте карту атласа для подписи истока и устья реки).