Разработка урока-исследования по теме "Реки". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цели урока.

Обучающая: начать работу по формированию понятий река и речная система, сформировать знания о наиболее крупных речных системах.

Развивающая: формирование логического мышления, развитие памяти, речи, развитие картографических умений и навыков, умение устанавливать пространственные связи, исследовательские умения - формулировка проблемы, целей, задач, этапов исследования, выдвижение гипотезы, умение оперировать новыми понятиями, применять вновь изученное на практике.

Воспитывающая: формирование культуры труда, речи, сознательного отношения к работе на уроке, приучать обучающихся самостоятельно добывать знания.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Ход урока

Здравствуйте, ребята!

Посмотрите на желтый цвет и успокойте свои эмоции, настройтесь на работу

Посмотрите на красный цвет и призовите на помощь свое внимание

Посмотрите на зеленый цвет разбудите свои мысли и умения

А теперь садитесь за парты и начинаем работать.

Начать урок хочу следующими словами

Жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать. Н.М. Пржевальский

Это высказывание принадлежит русскому ученому

Николай Михайлович всю жизнь посвятил любимому делу – путешествиям и исследованиям.

Нам с вами тоже сегодня предстоит отправиться в путешествие и стать исследователями.

1. Актуализация знаний.

Путешествовать будем по самой необычной и загадочной планете Земля.

Нам предстоит посетить почти все материки земного шара, на которых есть вода в жидком и твердом состоянии.

Какие это материки?

Северная и Южная Америка

Австралия

Африка

Евразия

Антарктида

Какими географическими объектами представлены воды суши? Угадайте (шифровки).

1 ряд – ледники – 11, 6, 5, 13. 9, 10, 9

2 ряд – реки – 16, 6, 10, 9

3 ряд - озера – 14, 8, 6, 16, 1

Гости - болото – 2, 14, 11. 14, 18. 1

Дополнительно – пруды – 15, 16, 19, 5, 27

Все географические объекты посвоему интересны и разнообразны, на одном уроке их изучить невозможно, поэтому сегодня мы изучим только реки. Итак тема нашего урока “Реки”.

2. Изучение нового материала. Исследование.

Поскольку мы являемся исследователями, то возьмем с собой в путешествие маршрутный лист, в котором будем отмечать все этапы работы.

Учитель: Задача сегодняшнего урока познакомиться с понятием река и создать карточку-подсказку по элементам реки.

С помощью чего это будем делать – проведем исследование имеющихся источников информации.

У вас на столах – учебники, атласы, географические задачи в маршрутных листах.

Любое исследование проводится согласно определенной структуры.

В маршрутных листах отражены требования к оформлению исследовательской работы

Любое исследование начинается с определения темы (проблемы – затруднения), далее работаем по маршрутному листу.

Наше путешествие подошло к концу. На каких материках мы с вами побывали?

Какие материки не посетили? Есть ли на этих материках реки? Назовите их?

В 7 классе мы снова повстречаемся с реками, и будем изучать их более подробно

Маршрутный лист
(структура исследовательской работы)

Проблема (затруднение): __________________________________________

Цель исследования: _______________________________________________

________________________________________________________________

Гипотеза: _______________________________________________________

Задачи:

1. _____________________________________________________________

2. _____________________________________________________________

3. _____________________________________________________________

Этапы исследования:

1. ______________________________________________________________

Вывод:__________________________________________________________

2. ______________________________________________________________

Вывод:__________________________________________________________ ________________________________________________________________

________________________________________________________________

Вывод: __________________________________________________________

Общий вывод по проведенному исследованию: (гипотеза подтвердилась или нет) __________________________________________________________________

Географические задачи
(для второго этапа исследовательской работы)

Задача №1. Сравните истоки рек и назовите различия:

1) Енисей и Ангара;

2) Миссисипи и Миссури;

3) Инд и Ганг.

Объясните, что может служить истоком реки.

Задача №2. Определите, где находится исток Амазонки, в каком направлении протекает главная река, где находится ее устье.

Задача №3. Определите, где находится исток Енисея, в каком направлении протекает река, где находится ее устье. Назовите притоки Енисея, какие они (левые или правые притоки).

Задача № 4. Определите, где проходит главный водораздел реки Лена. Какому океану принадлежит эта речная система (стр. 89 рис. 58) и физическая карта России.

Карточка-подсказка

Задание: нанесите элементы речной системы – Миссисипи (используйте карту атласа для подписи истока и устья реки).