Занятие "Солнечный цветок"

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (990 кБ)


Предмет: Бумагопластика

Участники образовательного процесса: учебная группа второго года обучения

Тема занятия: Аппликация «Солнечный цветок» с использованием техники «симметричное вырезание», «торцевание»

Форма занятия: комбинированное

Цели и задачи:

Обучающие:

  • познакомить детей с технологией изготовления цветка «подсолнух» в технике аппликации – симметричное вырезание, торцевание;
  • совершенствование приемов симметричного вырезания, торцевания, составление композиции с правильным цветовым сочетанием.

Развивающие: развивать творческие способности, воображение, образное мышление, фантазию.

Воспитывающие:

  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
  • воспитывать аккуратности при выполнении творческой работы;
  • пробуждать  интерес и любовь к народной мудрости, выраженной через пословицы, поговорки, стихи.

Оборудование:

  • клей;
  • ножницы;
  • комплект цветной бумаги, картон;
  • наглядные пособия;
  • инструкционная карта

Методы и приемы обучения:

  • словесный метод: беседа, объяснение технологии изготовления цветка «подсолнух»;
  • наглядный метод: работа с иллюстрациями, образцами готовых изделий, просмотр компьютерной презентации по этапам выполнения работы;
  • практический метод: самостоятельная  практическая работа по изготовлению цветка «Подсолнух»; проверка, анализ и оценка работ.

Ход учебного занятия

№№

Задачи этапов урока

Время, мин.

Действия педагога

Планируемые действия обучающихся

1.

Организация начала занятия, объявление темы и цели урока

3

  • Проверка готовности кабинета к работе: наличие инструментов,  материалов
  • Внимательно слушают, настраиваются на работу

2.

Объяснение  нового материала

17

 

  • Рассказ и беседа педагога о солнечном цветке 
  • Отгадайте загадки
  • Демонстрация образцов работ, плакатов, иллюстраций
  • Слушают объяснение
  • Отгадывают загадки
  • Физминутка
  • Отвечают на вопросы педагога по заданной  теме
  • Рассматривают образцы, обращая внимание на форму, цвет и композицию работ

3.

Закрепление учебного материала

5

Вопросы:

  • Что такое аппликация?
  • Как  она создаётся?
  • Какие правила техники безопасности нужно соблюдать в работе над аппликацией?
  • Отвечают на вопросы

4.

Практическая творческая работа

18

  • Объяснение технологии выполнения творческой работы в технике симметричное вырезание, торцевание
  • Просмотр презентации по этапам выполнения работы

5.

Подведение итогов занятия

2

  • Давайте посмотрим, что у вас получилось?
  • Просматривают работы, отмечают лучшие

Ход занятия

1. Организация начала занятия:

  • проверка готовности детей к занятию;
  • сообщение темы и целей занятия;
  • объяснение педагогом технологии изготовления цветка:  (рассмотреть образец творческой работы);
  • отработка приемов симметричного вырезания, складывания лепестков и приклеивание на основу;
  • торцевание;
  • декоративное оформление творческой работы.

2. Объяснение нового материала

Цветы – это сама жизнь. Они повсюду сопровождают человека от рождения до смерти. Цветы – символ любви и воспоминаний. Говорят, что тому, кто умет понимать и ценить красоту жизни, цветы могут рассказывать свои удивительные истории.

На земле тысячи, десятки тысяч цветов – и у каждого есть свое назначение, свой характер, своя история, своя сказка и легенда. Мы так сроднились с цветами, что даже порой не задумываемся, сколь удивительным и совершенным творением природы они являются. А ведь в осеннем лютике или в васильке, затерянном среди хлебов, или в одуванчике заложена великая сила, которая заставляет человека радоваться, грустить, переживать или вспоминать о чем-то своем.

По одной из легенд, летние цветы вырастают там, где жаркое солнце роняет свои лучики на лужайки. Алые, лиловые, жёлтые, голубые и белые лепестки цветов напоминают ярких бабочек, присевших на минутку отдохнуть.

Загадки:

  • «Жёлтый Антошка вертится на ножке.
    Где солнце стоит, туда он и глядит».
  • «Девочка Алёнушка посадила зёрнышко.
    Выросло из зёрнышка маленькое солнышко».
  • «Желтый Демид весь день на солнышко глядит».
  • «Черная макушка, желтая опушка, повернулось к солнцу золотое донце».
  • «Удивительное солнце:
    В этом солнце сто оконцев,
    Из оконцев тех глядят
    Сотни маленьких галчат».
  • «Посреди двора  золотая голова»

Физминутка:

Наши алые цветы распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые  цветы закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.

«Подсолнух» В. Катаев
В ежовых сотах, семечками полных,
Щитами листьев
Жёсткий стан прикрыв,
Над тыквами цветет
Король – подсолнух,
Зубцы короны к солнцу обратив…

Подсолнечник (мама – солнышко мое, я – подсолнушек её)

Он растет у нас повсюду. Поэтому многие удивятся, узнав, что подсолнечник «иностранец». А это действительно так. Его родина – далекая Мексика.

Там он считался священным растением. Ярко желтые соцветия подсолнечника казались древним мексиканцам чудесными маленькими солнцами, спустившимися на землю. 

Таинственную связь растения с дневным светилом усматривали ещё в том, что соцветия целый день поворачиваются в сторону солнца, ловя его жаркие лучи. Солнце на восток – и они на восток. Солнце на юг – и они  повернулись на юг. Ну, разве это не чудо? Вот древние мексиканцы и назвали растение «солнечным цветком», отливали его соцветия из золота и устанавливали в храмах.

Первыми из европейцев увидели подсолнечник испанские моряки, приплывшие вместе с Колумбом в Америку. Они-то и завезли его к себе на родину. Вскоре заморская диковинка красовалась на клумбе в ботаническом саду Мадрида. Возле неё всегда толпились любопытные, восторгам не было границ!

Каждый, у кого был сад или какой-нибудь клочок земли, старался посадить необычный цветок. А кто не имел земли,  разводили подсолнечник в горшках, как комнатное растение.Мода на «солнечный цветок» перекинулась в другие страны. И всюду в нем видели только лишь прелестное растение, ни кто не подозревал, что от него может быть какая-то польза. И только в России крепостной крестьянин  Данил Бокарев додумался смастерить небольшой пресс, на котором стал выжимать из семян масло. Было это в 1829 году. Лишь тогда крестьяне поняли огромную выгоду от разведения подсолнечника и принялись спешно переселять его на поля.

Прошло немного времени, и  «солнечный цветок» стал главным масленичным растением, потеснив лен и коноплю.

Цветки подсолнечника образуют соцветие-корзинку. Снизу она прикрыта зелеными листочками обертки. Цветки, расположенные на плоской вершине корзинки, разные. В центре находятся скромно украшенные трубчатые цветки, выставляющие кверху рыльца своих пестиков. После опыления из завязей образуются плоды-семянки. По окружности соцветия подсолнечника находятся краевые язычковые цветки. У каждого из них большой лепесток, похожий на желтый «язык». Задача краевых цветков – привлекать к соцветию внимание опылителей. Подсолнух весь целебен – сверху донизу. Не зря говорят: «Подсолнух – сила солнца».

Солнечный  цветок

В  чердачной каморке под самой крышей жила бедная женщина. Целыми днями она стирала белье, чтобы заработать на жизнь. Дома оставалась её дочка. Вот уже годона не вставала с постели.

Доктор  качал головой и говорил матери: Только чудо  исцелит вашу дочку.

Но чудеса бывают лишь в сказках, и бедная женщина решила, что дочка  её – не жилец на этом свете.

Как-то в чердачное окно заглянуло весеннее солнышко и пощекотало теплым лучиком бледные щечки девочки. Малышка улыбнулась и попросила:

– Солнышко, подари мне лучик. Он у тебя такой же теплый  и ласковый, как мамины руки.

– Я не могу подарить тебе лучик: он согревает землю после холодной зимы. Возьми лучше это семечко и попроси у своей мамы посадить его в горшок с землей. Вырастет из семечка солнечный цветок,– сказало доброе солнышко, и в ладошку девочки упало черное семечко.

Вернувшись вечером домой, мама глазам своим не поверила, увидев радостное лицо дочки.

– Мама посади в горшок это семечко,– попросила девочка и рассказала про подарок солнышка.

На следующее утро на окошке бедной каморки стоял большой цветочный горшок. В  тот день, когда он, наконец, пробился на поверхность, девочка, впервые села на кровати.

Мама улыбалась, глядя на неё, и тихо шептала:

– Бог не оставил мою дочку. Он послал ей чудо.

Девочка любовалась своим цветком, называя его самыми нежными именами. Он рос очень быстро и скоро превратился в высокое растение с необыкновенно крупными листьями. На макушке его шершавого стебля появился большой зелёный бутон-корзинка. Через несколько дней девочка проснулась и увидела,что бутон раскрылся, и его множество золотых лепестков шепчутся о чем-то с солнышком.

– Мой солнечный цветок расцвел! – радостно воскликнула девочка, и мама, открыв глаза, увидела, что её дочка вдруг встала на ножки.

Большое, ярко-желтое соцветие, напоминающее корзинку, гордо покачивалось на высоком стебле. Когда солнце освещало каморку, желтые лепестки дружно поворачивались к нему на встречу, и девочка смеялась: «Видишь, мама, это действительно солнечный цветок: он не может жить без солнышка».

Жизнь в каморке переменилась: на крыше весело щебетали птицы, то и дело в окно залетали пчелки полакомиться нектаром чудесного цветка, и с каждым днем все громче звенел детский голосок. Однажды утром девочка забралась на стул и, поцеловав золотистую головку цветка, сказала:

– Доброе утро милый солнечный цветок.

– Доброе утро, милая хозяйка,– ответил цветок.– Сегодня утром солнечный луч обучил меня языку людей, и теперь я могу с тобой разговаривать.

– Я знала, что ты волшебный солнечный цветок, – обрадовалась девочка. – Как только ты поселился у нас, я выздоровела, и мама больше не плачет.

С тех пор каждый день, едва солнышко заглядывало в окошко каморки, цветок тихо звал девочку, и она просыпалась.

Когда семечки подсолнечника созрели, каждый день он угощал ими девочку, и с каждым семечком к ней возвращалось здоровье.

Сам Господь взрастил у нас этот подсолнух, – говорила мать девочки.

3. Закрепление учебного материала

  • Инструктаж по технике безопасности: работа с ножницами и клеем.
  • Вопрос: что такое «Аппликация»?, Из чего она создаётся (показать наглядные пособия)

4. Практическая работа

– Ребята, сегодня мы с вами сделаем вот этот «солнечный цветок». И кто знает, если вы вложите в его изготовление тепло своих рук, доброту, то он, может быть, тоже станет  немножечко волшебным и кому-нибудь поможет.

  • отработка приемов симметричного вырезания, складывания лепестков и приклеивание на основу;
  • торцевание;
  • декоративное оформление творческой работы
  • цветовое решение композиции  творческой работы

Технология изготовления «солнечного цветка» – показ компьютерной презентации.

5. Подведение итога занятия

Давайте посмотрим, что у вас получилось? Анализ работ.

Дети просматривают работы, отмечают лучшие.

Много цветов гибнет от рук человека, и с каждым годом становится их все меньше и меньше. Надо бережно относиться ко всем растениям, которые нас окружают. Цветущие растения – удивительная часть окружающей нас жизни. Красота цветов недолговечна. Сегодня мы с вами сделаем «солнечный цветок», который напомнит  лето.

«Много цветов – не рви, мало цветов – береги, нет цветов – посади!»

Используемая литература:

  1. «Сказочный справочник здоровья» А.Лопатина, М.Скребцова
  2. «Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу»  Н. Осипов
  3. «Цветок солнца»  А.Смирнов
  4. «Коллекция идей»  журнал для умелых рук №17, 2010 г.