Предмет: Бумагопластика
Участники образовательного процесса: учебная группа второго года обучения
Тема занятия: Аппликация «Солнечный цветок» с использованием техники «симметричное вырезание», «торцевание»
Форма занятия: комбинированное
Цели и задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с технологией изготовления цветка «подсолнух» в технике аппликации – симметричное вырезание, торцевание;
- совершенствование приемов симметричного вырезания, торцевания, составление композиции с правильным цветовым сочетанием.
Развивающие: развивать творческие способности, воображение, образное мышление, фантазию.
Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
- воспитывать аккуратности при выполнении творческой работы;
- пробуждать интерес и любовь к народной мудрости, выраженной через пословицы, поговорки, стихи.
Оборудование:
- клей;
- ножницы;
- комплект цветной бумаги, картон;
- наглядные пособия;
- инструкционная карта
Методы и приемы обучения:
- словесный метод: беседа, объяснение технологии изготовления цветка «подсолнух»;
- наглядный метод: работа с иллюстрациями, образцами готовых изделий, просмотр компьютерной презентации по этапам выполнения работы;
- практический метод: самостоятельная практическая работа по изготовлению цветка «Подсолнух»; проверка, анализ и оценка работ.
Ход учебного занятия
№№ |
Задачи этапов урока |
Время, мин. |
Действия педагога |
Планируемые действия обучающихся |
1. |
Организация начала занятия, объявление темы и цели урока |
3 |
|
|
2. |
Объяснение нового материала |
17
|
|
|
3. |
Закрепление учебного материала |
5 |
Вопросы:
|
|
4. |
Практическая творческая работа |
18 |
|
|
5. |
Подведение итогов занятия |
2 |
|
|
Ход занятия
1. Организация начала занятия:
- проверка готовности детей к занятию;
- сообщение темы и целей занятия;
- объяснение педагогом технологии изготовления цветка: (рассмотреть образец творческой работы);
- отработка приемов симметричного вырезания, складывания лепестков и приклеивание на основу;
- торцевание;
- декоративное оформление творческой работы.
2. Объяснение нового материала
Цветы – это сама жизнь. Они повсюду сопровождают человека от рождения до смерти. Цветы – символ любви и воспоминаний. Говорят, что тому, кто умет понимать и ценить красоту жизни, цветы могут рассказывать свои удивительные истории.
На земле тысячи, десятки тысяч цветов – и у каждого есть свое назначение, свой характер, своя история, своя сказка и легенда. Мы так сроднились с цветами, что даже порой не задумываемся, сколь удивительным и совершенным творением природы они являются. А ведь в осеннем лютике или в васильке, затерянном среди хлебов, или в одуванчике заложена великая сила, которая заставляет человека радоваться, грустить, переживать или вспоминать о чем-то своем.
По одной из легенд, летние цветы вырастают там, где жаркое солнце роняет свои лучики на лужайки. Алые, лиловые, жёлтые, голубые и белые лепестки цветов напоминают ярких бабочек, присевших на минутку отдохнуть.
Загадки:
- «Жёлтый Антошка вертится на ножке.
Где солнце стоит, туда он и глядит». - «Девочка Алёнушка посадила зёрнышко.
Выросло из зёрнышка маленькое солнышко». - «Желтый Демид весь день на солнышко глядит».
- «Черная макушка, желтая опушка, повернулось к солнцу золотое донце».
- «Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни маленьких галчат». - «Посреди двора золотая голова»
Физминутка:
Наши алые цветы распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветы закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
«Подсолнух» В. Катаев
В ежовых сотах, семечками полных,
Щитами листьев
Жёсткий стан прикрыв,
Над тыквами цветет
Король – подсолнух,
Зубцы короны к солнцу обратив…
Подсолнечник (мама – солнышко мое, я – подсолнушек её)
Он растет у нас повсюду. Поэтому многие удивятся, узнав, что подсолнечник «иностранец». А это действительно так. Его родина – далекая Мексика.
Там он считался священным растением. Ярко желтые соцветия подсолнечника казались древним мексиканцам чудесными маленькими солнцами, спустившимися на землю.
Таинственную связь растения с дневным светилом усматривали ещё в том, что соцветия целый день поворачиваются в сторону солнца, ловя его жаркие лучи. Солнце на восток – и они на восток. Солнце на юг – и они повернулись на юг. Ну, разве это не чудо? Вот древние мексиканцы и назвали растение «солнечным цветком», отливали его соцветия из золота и устанавливали в храмах.
Первыми из европейцев увидели подсолнечник испанские моряки, приплывшие вместе с Колумбом в Америку. Они-то и завезли его к себе на родину. Вскоре заморская диковинка красовалась на клумбе в ботаническом саду Мадрида. Возле неё всегда толпились любопытные, восторгам не было границ!
Каждый, у кого был сад или какой-нибудь клочок земли, старался посадить необычный цветок. А кто не имел земли, разводили подсолнечник в горшках, как комнатное растение.Мода на «солнечный цветок» перекинулась в другие страны. И всюду в нем видели только лишь прелестное растение, ни кто не подозревал, что от него может быть какая-то польза. И только в России крепостной крестьянин Данил Бокарев додумался смастерить небольшой пресс, на котором стал выжимать из семян масло. Было это в 1829 году. Лишь тогда крестьяне поняли огромную выгоду от разведения подсолнечника и принялись спешно переселять его на поля.
Прошло немного времени, и «солнечный цветок» стал главным масленичным растением, потеснив лен и коноплю.
Цветки подсолнечника образуют соцветие-корзинку. Снизу она прикрыта зелеными листочками обертки. Цветки, расположенные на плоской вершине корзинки, разные. В центре находятся скромно украшенные трубчатые цветки, выставляющие кверху рыльца своих пестиков. После опыления из завязей образуются плоды-семянки. По окружности соцветия подсолнечника находятся краевые язычковые цветки. У каждого из них большой лепесток, похожий на желтый «язык». Задача краевых цветков – привлекать к соцветию внимание опылителей. Подсолнух весь целебен – сверху донизу. Не зря говорят: «Подсолнух – сила солнца».
Солнечный цветок
В чердачной каморке под самой крышей жила бедная женщина. Целыми днями она стирала белье, чтобы заработать на жизнь. Дома оставалась её дочка. Вот уже годона не вставала с постели.
Доктор качал головой и говорил матери: Только чудо исцелит вашу дочку.
Но чудеса бывают лишь в сказках, и бедная женщина решила, что дочка её – не жилец на этом свете.
Как-то в чердачное окно заглянуло весеннее солнышко и пощекотало теплым лучиком бледные щечки девочки. Малышка улыбнулась и попросила:
– Солнышко, подари мне лучик. Он у тебя такой же теплый и ласковый, как мамины руки.
– Я не могу подарить тебе лучик: он согревает землю после холодной зимы. Возьми лучше это семечко и попроси у своей мамы посадить его в горшок с землей. Вырастет из семечка солнечный цветок,– сказало доброе солнышко, и в ладошку девочки упало черное семечко.
Вернувшись вечером домой, мама глазам своим не поверила, увидев радостное лицо дочки.
– Мама посади в горшок это семечко,– попросила девочка и рассказала про подарок солнышка.
На следующее утро на окошке бедной каморки стоял большой цветочный горшок. В тот день, когда он, наконец, пробился на поверхность, девочка, впервые села на кровати.
Мама улыбалась, глядя на неё, и тихо шептала:
– Бог не оставил мою дочку. Он послал ей чудо.
Девочка любовалась своим цветком, называя его самыми нежными именами. Он рос очень быстро и скоро превратился в высокое растение с необыкновенно крупными листьями. На макушке его шершавого стебля появился большой зелёный бутон-корзинка. Через несколько дней девочка проснулась и увидела,что бутон раскрылся, и его множество золотых лепестков шепчутся о чем-то с солнышком.
– Мой солнечный цветок расцвел! – радостно воскликнула девочка, и мама, открыв глаза, увидела, что её дочка вдруг встала на ножки.
Большое, ярко-желтое соцветие, напоминающее корзинку, гордо покачивалось на высоком стебле. Когда солнце освещало каморку, желтые лепестки дружно поворачивались к нему на встречу, и девочка смеялась: «Видишь, мама, это действительно солнечный цветок: он не может жить без солнышка».
Жизнь в каморке переменилась: на крыше весело щебетали птицы, то и дело в окно залетали пчелки полакомиться нектаром чудесного цветка, и с каждым днем все громче звенел детский голосок. Однажды утром девочка забралась на стул и, поцеловав золотистую головку цветка, сказала:
– Доброе утро милый солнечный цветок.
– Доброе утро, милая хозяйка,– ответил цветок.– Сегодня утром солнечный луч обучил меня языку людей, и теперь я могу с тобой разговаривать.
– Я знала, что ты волшебный солнечный цветок, – обрадовалась девочка. – Как только ты поселился у нас, я выздоровела, и мама больше не плачет.
С тех пор каждый день, едва солнышко заглядывало в окошко каморки, цветок тихо звал девочку, и она просыпалась.
Когда семечки подсолнечника созрели, каждый день он угощал ими девочку, и с каждым семечком к ней возвращалось здоровье.
Сам Господь взрастил у нас этот подсолнух, – говорила мать девочки.
3. Закрепление учебного материала
- Инструктаж по технике безопасности: работа с ножницами и клеем.
- Вопрос: что такое «Аппликация»?, Из чего она создаётся (показать наглядные пособия)
4. Практическая работа
– Ребята, сегодня мы с вами сделаем вот этот «солнечный цветок». И кто знает, если вы вложите в его изготовление тепло своих рук, доброту, то он, может быть, тоже станет немножечко волшебным и кому-нибудь поможет.
- отработка приемов симметричного вырезания, складывания лепестков и приклеивание на основу;
- торцевание;
- декоративное оформление творческой работы
- цветовое решение композиции творческой работы
Технология изготовления «солнечного цветка» – показ компьютерной презентации.
5. Подведение итога занятия
Давайте посмотрим, что у вас получилось? Анализ работ.
Дети просматривают работы, отмечают лучшие.
Много цветов гибнет от рук человека, и с каждым годом становится их все меньше и меньше. Надо бережно относиться ко всем растениям, которые нас окружают. Цветущие растения – удивительная часть окружающей нас жизни. Красота цветов недолговечна. Сегодня мы с вами сделаем «солнечный цветок», который напомнит лето.
«Много цветов – не рви, мало цветов – береги, нет цветов – посади!»
Используемая литература:
- «Сказочный справочник здоровья» А.Лопатина, М.Скребцова
- «Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу» Н. Осипов
- «Цветок солнца» А.Смирнов
- «Коллекция идей» журнал для умелых рук №17, 2010 г.